г. Пермь |
|
11 июня 2009 г. |
Дело N А50-2454/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Грибиниченко О.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пепеляевой И.С.,
при участии:
от заявителя (ИФНС России по г. Чайковскому Пермского края): не явился,
от заинтересованного лица (Комитета по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения Пермского края): Елькина Л.А., доверенность от 02.03.2007 г., паспорт,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ИФНС России по г. Чайковскому Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края от 09 апреля 2009 года
по делу N А50-2454/2009,
принятое судьей Виноградовым А.В.
по заявлению ИФНС России по г. Чайковскому Пермского края
к Комитету по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения Пермского края
о взыскании недоимки по налогу, пени,
установил:
ИФНС России по г. Чайковскому Пермского края (далее - налоговый орган, инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с Комитета по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения (далее - Комитет, заинтересованное лицо, налогоплательщик) недоимки по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2007 года в сумме 1 935 476 руб. 94 коп. и соответствующих пени в сумме 261 167 руб. 21 коп.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09 апреля 2009 года в удовлетворении заявления ИФНС России по г. Чайковскому Пермского края отказано.
Не согласившись с решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Ссылается на выделение должнику денежных средств на уплату налога на имущество за спорный период. По мнению налогового органа, при принятии судом решения имело место неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норма материального права.
Так, инспекция указала, что на основании Закона Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Чайковского муниципального района" (далее - Закон) от 13.12.2006 N 3420-806 право собственности вновь образованных поселений, входящих в состав Чайковского муниципального района, на передаваемое имущество возникает с 01.01.2007, следовательно, с указанного момента налог на имущество организаций в отношении переданного имущества подлежит уплате.
Комитетом представлен отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому против доводов инспекции возражает, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения. Указывает, что согласно нормам действующего законодательства, обязанность исчисления и уплаты налога на переданное имущество и предоставления в налоговый орган деклараций возникла у Комитета с момента постановки на учет имущества по передаточным актам от 12.03.2007 и 23.04.2007.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Заявитель в судебное заседание не явился, явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Комитет зарегистрирован в качестве юридического лица 23.12.2005, ОГРН 1055906310536.
Ответчиком в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2007 года, согласно которой начислен к уплате налог на имущество в сумме 898 788 руб.
В ходе проведенной налоговой инспекцией камеральной проверки представленной организацией налоговой декларации по вопросу правильности исчисления и уплаты налога на имущество в бюджет было выявлено неверное исчисление налога за указанный период ввиду того, что должником в декларации была указана остаточная стоимость имущества без учета стоимости имущества, переданного на баланс организации от МУ "Чайковское имущественное казначейство".
По результатам проверки составлен акт от 04.06.2008 N 5873, которым установлена неуплата налога в срок до 15.05.2007 в сумме 1 956 828 руб., исходя из суммы среднегодовой стоимости переданного на баланс Комитета имущества - 519 202 960 руб., и ставке налога 2,2%.
Решением от 15.07.2008 N 10785 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должнику с учетом рассмотрения представленных им возражений по акту проверки к уплате доначислен налог на имущество в сумме 1 956 828 руб.
В порядке ст. ст. 72, 75 НК РФ инспекцией на неуплаченную сумму налога должнику начислены пени по итогам 1 квартала 2007 года за период с 16.05.2007 по 15.07.2008 в размере 261 167,21 руб.
Вынесенное решение было обжаловано ответчиком в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Пермскому краю, который оставил его без изменения.
Не исполнение должником требования об уплате налога и пени N 2379 по состоянию на 22.09.2008 явилось основанием для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и пени в принудительном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что обязанность по исчислению и уплате налога на имущество возникает у Комитета с момента принятия имущества на бухгалтерский учет в установленном законом порядке, а не с момента возникновения права собственности на имущество.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, оценив доводы сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно п. 1.2 Положения о комитете по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения, утвержденного решением Думы Чайковского городского поселения от 20.12.2007 N 392 (далее - Положение), Комитет является органом, осуществляющим управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, представляющим интересы муниципального образования "Чайковское городское поселение" в пределах своей компетенции в соответствии с п. 5.1.4 Положения Комитет выступает держателем казны Чайковского городского поселения.
В силу п. 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет является плательщиком налога на имущество.
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Как следует из обстоятельств дела, спор между сторонами сводится к определению даты возникновения у Комитета обязанности по уплате налога на переданное имущество за 1 квартал 2007 года.
Пунктом 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 указанного Федерального закона производится в установленном данной статьей порядке.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан передать его, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании закона субъекта Российской Федерации в трехнедельный срок после вступления данного закона в силу. В случае, если устав хотя бы одного муниципального образования из указанных в настоящей части не утвержден в течение указанного срока, этот срок отсчитывается со дня утверждения указанного устава.
Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является закон субъекта Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 2 Закона Пермского края от 28.08.2006 N 15-КЗ "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в Пермском крае в 2007 году" органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании закона Пермского края о разграничении муниципального имущества в соответствии с передаточным актом.
Подписанный уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехнедельный срок после вступления в силу закона Пермского края о разграничении муниципального имущества органу местного самоуправления, осуществляющему принятие имущества.
Передаточный акт в двухнедельный срок с момента его получения должен быть подписан уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и возвращен органу местного самоуправления, осуществляющему передачу имущества, для утверждения и внесения изменений в реестр муниципального имущества.
Право собственности на имущество, передаваемое на основании законов о разграничении муниципального имущества, возникает в соответствии с законодательством Российской Федерации с момента, устанавливаемого законами Пермского края о разграничении муниципального имущества.
В целях разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности Чайковского муниципального района, между вновь образованными городским и сельскими поселениями и муниципальным районом, в состав которого они входят, в соответствии с вышеуказанными нормами федерального и краевого законодательства принят Закон Пермского края от 13.12.2006 N 3420-806 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Чайковского муниципального района".
Статьей 2 указанного Закона установлено, что право собственности вновь образованных поселений, входящих в состав Чайковского муниципального района, на передаваемое имущество, указанное в статье 1 настоящего Закона (за исключением жилых помещений, переданных иным лицам на праве собственности до 1 января 2007 года), возникает с 1 января 2007 года.
Движимое имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения поселений, переданное органом местного самоуправления Чайковского муниципального района во временное безвозмездное пользование поселениям в 2006 году, передается в муниципальную собственность данных поселений с 1 января 2007 года.
Городское и сельские поселения, в собственность которых передается имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Вместе с тем, действующее законодательство не связывает возникновение обязанности по уплате налога с моментом возникновения права собственности на объекты имущества.
Как указано ранее, в силу п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006г. N 25Н, согласно которой объектом бюджетного учета признается и имущество казны.
Согласно указанной Инструкции бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данной Инструкцией.
Имущество казны муниципальных образований относится к основным средствам, учитываемым на счете 010100000 (п.10 раздела 111).
Принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.
Поступление и внутреннее перемещение основных средств оформляются актами о приеме-передаче объекта основных средств, зданий и сооружений и т.д. по форме N ОС-1, ОС 1а (п. 20).
Унифицированная форма акта ОС-1 содержит обязательный реквизит - дату, когда объект принят к учету.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.
Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, в том числе дату составления документа.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
На основании п.п. 2.3, 2.4 Положения "Об имуществе казны Чайковского городского поселения", утвержденного решением Думы Чайковского городского поселения от 18.01.2006 N 54, включение в казну имущества, образованного за счет источников, указанных в п. 2.2 настоящего Положения, осуществляется в соответствии с постановлением главы администрации или распоряжением Комитета, в которых указываются его состав, необходимые технико-экономические характеристики и может быть назначен хранитель Имущества казны.
Передача имущества хранителю Имущества казны производится по актам приемки-передачи (на бланке акта приемки-передачи основных средств формы N ОС-1), утверждаемым Комитетом.
Как следует из материалов дела, 05.03.2007 и 13.03.2007 изданы распоряжения председателя Комитета по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района Пермского края N 77/1р и N 93р об изъятии имущества из оперативного управления МУ "Чайковское имущественное казначейство".
Акты приемки-передачи формы ОС-1 были подписаны заинтересованным лицом и, соответственно, указанное в них имущество принято к бухгалтерскому учету 12 марта и 23 апреля 2007 года, передаточные акты составлены: N 1 от 12 марта 2007 года в отношении недвижимого имущества, N 2 и N 3 от 23 апреля 2007 года в отношении движимого имущества.
Поскольку передача основных средств состоялась соответственно 12.03.2007 и 23.04.2007, следовательно, обязанность по уплате налога на имущество в силу ст. 374 возникла у Комитета соответственно с 12.03.2007 в отношении недвижимого имущества и с 23.04.2007 - в отношении движимого имущества.
Учитывая, что имущество было принято к бухгалтерскому учету 12.03.2007 и 23.04.2007 в соответствии с установленным порядком, арбитражный суд правомерно сделал вывод об отсутствии у инспекции оснований для возложения на Комитет обязанности по уплате налога на имущество и пени за спорный период.
На основании вышеизложенного подлежит отклонению довод инспекции о том, что налог на имущество организаций в отношении переданного имущества подлежит уплате последним вне зависимости от фактической передачи имущества бюджетному учреждению и постановке его на бухгалтерский учет.
Ссылка налогового органа на наличие у налогоплательщика денежных средств на уплату налога на имущество за спорный период судом во внимание не принимается, поскольку правового значения не имеет и не соответствует фактическим обстоятельства, как пояснил представитель Комитета в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в соответствии со ст. ст. 3, 4 норм Закона Пермского края от 13.12.2006 N 3420-806 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Чайковского муниципального района" право собственности на имущество у муниципальных образований возникает ранее вступления данного закона в силу.
Таким образом, ссылки налогового органа на возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога на имущество в соответствии с данным законом неправомерны.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 апреля 2009 года по делу N А50-2454/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-2454/2009-А5
Истец: ИФНС России по г. Чайковскому Пермского края
Ответчик: Комитет по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения Пермского края
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4126/09