г. Пермь
03 сентября 2008 г. |
Дело N А60-13785/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.09.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.09.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей: Осиповой С.П.,
Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Колмогорцевой И.Н.,
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Урал-ритэйл": не явились,
от ответчика Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга: Морзобитова В.В. (паспорт серии 7502 N 980078, доверенность от 10.01.2008г.),
рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Урал-ритэйл"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 июля 2008 года по делу N А60-13785/2008,
принятое судьей Морозовой Г.В.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Урал-ритэйл"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Урал-ритэйл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 78-Ю от 18.06.2008г. о назначении административного наказания, вынесенного Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.07.2008г. (резолютивная часть решения объявлена 08.07.2008г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с данным судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания удовлетворить, ссылаясь на то, что судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены не полностью, не могут быть признаны доказанными, а также в решение суда содержатся выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы общество указывает на отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих наличие события правонарушения, поскольку акт проверки и протокол об административном правонарушении, на основании которых вынесено оспариваемое постановление, такими доказательствами не являются, как полученные с нарушением действующего законодательства. При этом общество считает, что при привлечении его к административной ответственности были допущены существенные процедурные нарушения (такие как нарушение срока составления протокола, отсутствие в протоколе данных о месте и времени обнаружения правонарушения), являющиеся основанием для отмены оспариваемого постановления, что не было учтено судом первой инстанции при вынесении решения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Управление с жалобой не согласно по основаниям, указанным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствие существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Представитель управления в судебном заседании доводы отзыва поддержал, указывает, что проверка проведена в рамках предоставленных управлению полномочий в соответствии с предметом, определенным распоряжением о проведении мероприятий по контролю, результаты проверки оформлены в соответствии с действующим законодательством, при составлении протокола и вынесении оспариваемого постановления процессуальные права общества управлением нарушены не были.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в порядке ст.ст. 266 , 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителя управления, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения о проведении мероприятий по контролю от 21.03.2008 за N 01-30-14/338 сотрудниками управления в период с 22.04.2008г. по 30.05.2008г. в отношении общества было проведено мероприятие по контролю за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации на объекте: экономичный универсам "Пятерочка", расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Санаторная, 1 (оформленное актом по результатам мероприятий по контролю от 30.05.2008г. - л.д. 27), в ходе которого выявлен ряд нарушений обществом норм действующего санитарного законодательства.
Данное обстоятельство явилось основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 30.05.2008г. и вынесения постановления N 78-Ю от 18.06.2008г. о назначении административного наказания, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 15 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии обстоятельств, позволяющих освободить общество от привлечения к административной ответственности.
Выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными на основании следующего.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Статья 6.3 КоАП РФ устанавливает, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток; юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются факты нарушения обществом норм санитарного законодательства: пунктов 2, 5 статьи 15, пункта 2 статьи 12, пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52, Санитарных правил 2.3.2. 1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", а также Санитарных правил 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", в связи с чем суд первой инстанции, с учетом отсутствия доказательств того, что обществом предпринимались меры, направленные на соблюдение вышеуказанных норм, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Доводы жалобы общества об отсутствии доказательств совершения правонарушения судом апелляционной инстанции отклоняются на основании следующего.
Статьей 28.1 КоАП РФ установлено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае основанием для проведения мероприятий по контролю явилась информация, поступившая из Администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга и из филиала ФГУЗ о неудовлетворительных результатах производственного контроля и госнадзора, что отражено в распоряжении о проведении мероприятий по контролю от 21.03.2008 и подтверждено материалами дела: протоколом лабораторных испытаний от 27.02.2008г., актом отдела по потребительскому рынку администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, актом обследования (л.д.15-20). При этом распоряжение о проведении мероприятия по контролю от 21.03.2008 N 01-30-14/338 не противоречит требованиям Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 N 134-ФЗ, поскольку проверка проведена управлением в пределах полномочий, в распоряжении указан перечень нормативных актов, входящих в предмет проверки. Отсутствие ссылки на номера протоколов лабораторных исследований в тексте рассматриваемого распоряжения не привело к каким-либо нарушениям прав и законных интересов лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю.
Довод заявителя о необходимости ограничения мероприятий контроля проверкой состояния территории также обоснованно не принят во внимание судом первой инстанции, как противоречащий целям и задачам, определенным в распоряжении о проведении контрольных мероприятий.
Согласно ст. ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Как указано выше, факты нарушения норм действующего законодательства, а именно: реализация продукции, не соответствующей санитарным требованиям по микробиологическому показателю, приготовление продукции (кур-гриль) с нарушением санитарно - эпидемиологических и гигиенических правил, отсутствие контроля за температурно - влажностным режимом хранения продуктов, нарушения в оборудовании моечных ванн и содержании помещений, совместное хранение санитарной и домашней одежды, установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.
Ссылка общества на необходимость проведения повторных лабораторных исследований при получении неудовлетворительных результатов производственного контроля правомерно отклонена судом первой инстанции и также не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку повторное проведение лабораторных исследований не предусмотрено КоАП РФ.
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие ил отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные в соответствии со ст.26.1 КоАП РФ устанавливаются наряду с протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта и иными документами.
Таковыми документами являются протоколы лабораторных испытаний продукции, отобранной в универсаме "Пятерочка", в том числе и по результатам производственного контроля, что не свидетельствует о ничтожности результатов лабораторных испытаний, поскольку в протоколах лабораторных исследований содержатся основные сведения, позволяющие идентифицировать предмет исследования, а именно: наименование образца(пробы), место и время его отбора, основания отбора.
Довод апелляционной жалобы общества, что продукция, не соответствующая санитарным требованиям по микробиологическому показателю, выявлена по результатам производственного контроля, а не в ходе проверки по распоряжению от 21.03.2008г., обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку КоАП РФ и иными нормами действующего законодательства не запрещается использовать в ходе мероприятий административного контроля результатов производственного контроля. Результаты анализа по микробиологическим показателям были направлены в адрес Управления Роспотребнадзора филиалом ФГУЗ, что также не противоречит законодательству. Следовательно, указание в акте протоколов лабораторных испытаний от 28.04.2008, от 26.05.2008 и от 27.05.2008 правомерно признано судом первой инстанции обоснованным.
Судом первой инстанции также установлено и материалами дела подтверждается, что акт от 30.05.2008 содержит сведения о проведении мероприятий контроля в присутствии представителя Щепиной Т.А., данное обстоятельство документами не опровергается. Акт не содержит подписи представителя общества ввиду его неявки, несмотря на надлежащее извещение административным органом письмом от 26.05.2008 N 01-30-14/935 - номер входящей корреспонденции N362 от 27.05.2008г. (л.д.26).
В отношении указываемого в акте от 30.05.2008 периода контрольных мероприятий суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что проводимое 24.04.2008 обследование являлось составной частью мероприятия по контролю. Указание в протоколе об административном правонарушении в качестве даты обнаружения только дня окончания контрольных мероприятий и составления акта не противоречит фактическим обстоятельствам и не нарушает требований статьи 28.2 КоАП РФ, на что правомерно указал суд первой инстанции.
Довод заявителя о том, что после выдачи санитарно-эпидемиологического заключения от 31.10.2006 реконструкция на объекте не проводилась, судом апелляционной инстанции также отклоняется как не имеющий значения при оценке результатов конкретной проверки, поскольку нарушения выявлены исключительно в пределах предмета проверки, обозначенного в распоряжении от 21.03.2008.
Ссылка заявителя на то, что кура-гриль на объекте не изготавливается, а только подогревается и производится реализация согласно ассортиментному перечню, не подтверждена документально, т.к. получение в торговую точку готового продукта должно сопровождаться составлением акта приема-передачи (или заменяющего его документа) между материально-ответственными лицами, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в признанных судами достоверными акте по результатам мероприятий по контролю и протоколе об административном правонарушении, которые в силу положений статьи 26.2 КоАП РФ являются надлежащими доказательствами по делу об административном правонарушении. У суда апелляционной инстанции не имеется оснований сомневаться в объективности результатов проведенных мероприятий по контролю. Сведения, содержащиеся в акте, протоколе об административном правонарушении, протоколах лабораторных испытаний сопоставимы, отбор проб произведен в результате производственного контроля в период проведения мероприятий по контролю, общество привлечено к ответственности за нарушения, которые выявлены в результате проведенных мероприятий по контролю.
Суд апелляционной инстанции с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.06.2004г. N 10, о том, что нарушение административным органом процессуальных требований является основанием для признания незаконным постановления только при условии, если нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, согласен с мнением суда первой инстанции о том, что имеющие место незначительные процессуальные нарушения в целом не влияют на оценку законности и обоснованности оспариваемого заявителем постановления.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции согласен с соответствующим выводом суда первой инстанции и полагает, что оспариваемое постановление соответствует нормам действующего законодательства, вынесено уполномоченным административным органом, в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности, с соблюдением процедуры привлечения общества к административной ответственности, основания для его отмены отсутствуют.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого разрешался вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, в лице руководителя ООО "Урал-ритэйл" был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается извещением от 26.05.2008г., полученное Клейбатенко И.В., вх.N 362 от 27.05.2008г. (л.д.26), протокол об административном правонарушении был направлен законному представителю юридического лица, о чем свидетельствует получение его Клейбатенко И.В. вх.N 371 от 02.06.2008г.(л.д.31), определение о назначении дела об административном правонарушении к рассмотрению (вынесении постановления) на 18.06.2008г. к 10 час. в помещении Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе г.Екатеринбурга получено Клейбатенко И.В. вх.N 375 от 10.06.2008г.(л.д.33). Тем самым права и интересы общества, привлекаемого к административной ответственности, не нарушены, общество вправе было избрать способ защиты, самостоятельно либо с помощью представителя, дать устные объяснения либо представить письменные возражения, однако, данными правами общество не воспользовалось, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, как о составлении протокола, так и о вынесении постановления.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 июля 2008 года по делу N А60-13785/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Урал-ритэйл" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий: |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-13785/2008-С9
Истец: ООО "Урал-ритэйл"
Ответчик: Территориальный отдел в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Управления Роспотребнадзора по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5511/08