Налоговый аспект установки терминала для приема пластиковых карт
Недавно Анатолий Аксаков, заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы РФ, заявил, что депутаты собираются рассмотреть законопроект, который обяжет магазины с ежемесячной выручкой более 600 тысяч рублей установить терминалы для приема пластиковых карт. По словам г-на Аксакова, бизнес только выиграет от этого.
Видимо, дело в том, что в настоящее время все более популярными в нашей стране становятся банковские (пластиковые) карты. Их преимущества для пользователей очевидны:
- владелец карты не имеет дела с наличными деньгами, не рискует их
потерять или быть ограбленным; - хранение средств на банковском счете позволяет лучше учитывать,
контролировать и планировать свои доходы и расходы; - в некоторых случаях получение пластиковой карты означает автоматическое предоставление банковского кредита для совершения бытовых покупок (такая система потребительского кредитования широко используется различными банками); - получение заработной платы в безналичной форме гарантирует работнику, что его доходы официально проводятся работодателем через бухгалтерию, а значит, в надлежащем объеме уплачиваются взносы на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, есть возможность взять у работодателя полноценную справку о доходах (форма 2-НДФЛ) и использовать ее для получения банковского кредита или для заявления социальных и имущественных вычетов по НДФЛ. Поэтому даже если поправка не будет принята, то владельцам магазинов следует рассмотреть вопрос о целесообразности установки терминалов - специальных устройств для работы с банковскими картами покупателей.
Мнение
К.В. Соловьев,
заместитель председателя правления АКБ "РУССЛАВБАНК",
тел.: (495) 237-76-27, www.russlavbank.com
Существует мнение, что принятие закона об обязательной установке терминалов для приема пластиковых карт в торговых точках в чем-то сродни принятию закона об использовании контрольно-кассовых машин (ККМ). Однако это не так. Во-первых, до сих пор существуют торговые точки, где использование ККМ не обязательно. Во-вторых, даже при наличии ККМ предприниматель продолжает работать с наличными деньгами, причем какие суммы сдаются в банк на расчетный счет, а какие нет - это отдельный разговор. В-третьих, предприниматель платит один раз - за саму ККМ, и все.
Ситуация, складывающаяся вокруг "пластиковых" терминалов, иная. Стоимость одного терминала колеблется в среднем около 850 долларов США, а специальное считывающее устройство, подключаемое к кассовому аппарату, - около 250 долларов США. Кроме того, современные компьютерные кассы имеют встроенные устройства считывания и предустановленное программное обеспечение как для магнитных карт, так и для карт с чипом. Затраты на материалы (ленты и т.п.) составят 20-40 рублей в месяц. Теоретически еще есть затраты на выделенный канал связи. Но мелкие и средние торговые точки повсеместно используют телефонные линии (вспомните сакраментальное: "Маша, положи трубку! У меня карта!"). Крупные магазины эксплуатируют возможности уже имеющихся выделенных каналов, так что эти затраты можно опустить. Также существуют мобильные терминалы с радиосвязью, в том числе в формате GSM - но это пока экзотика. Телефонные линии есть практически везде. Хотя, скажем на "Горбушке", такие терминалы могут найти применение. А обучение персонала обычно берет на себя обслуживающий банк.
Таким образом, собственно затраты на оборудование весьма условные. Например, устройство для считывания пластиковых карт можно взять в аренду у банка за небольшие, в сравнении с его покупной стоимостью, деньги. Есть более глубокие причины сопротивления предпринимателей (особенно мелких и средних). Это прежде всего плата за эквайринг - обслуживание точки процессинговым центром банка. Она колеблется в пределах 2-3 процентов с суммы платежей по картам, которые платит торговая точка. По сравнению с наличными поступлениями расходы очевидны. Другой основной момент - невозможность работы "мимо кассы". Все средства поступают на банковский счет и, следовательно, контролируются и облагаются налогом.
Если уплату налогов со всех сумм, поступивших через терминал, считать дополнительными расходами торговой точки, то их следует приплюсовать к уже упомянутым выше единовременным затратам.
И последнее. В сознание рядовых граждан все прочнее входит понимание преимуществ расчетов за товары и услуги с помощью пластиковых карт, что позволяет предположить постепенное снижение себестоимости этой услуги в связи с ростом количества выпускаемых карт и увеличения оборотов по карточным счетам. Это значит, через три-четыре года после введения в действие закона о "пластиковых" терминалах, их установка будет доступна если не всем, то подавляющему большинству предпринимателей.
Рассмотрим факторы, которые должны учитываться при принятии решения об установке указанных терминалов, и каким образом это решение может повлиять на исчисление налогов для различных режимов налогообложения.
Единый налог на вмененный доход
В большинстве регионов розничная торговля через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м. переведена на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
При этом вмененный доход за месяц определяется как произведение площади торгового зала (в квадратных метрах) и базовой доходности (в 2006 году - 1800 руб. на кв.м.) (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Поскольку налоговая база по ЕНВД рассчитывается независимо от величины доходов или расходов, решение об установке или неустановке терминалов для пластиковых карт в любом случае не будет иметь налоговых последствий.
Таким образом, при принятии решения следует учитывать только экономические факторы.
Аргументы "за":
1. Создание удобных условий для владельцев банковских карт, количество которых (как уже отмечалось выше) постоянно увеличивается. Как следствие - расширение клиентуры и увеличение объема продаж.
2. Снижение рисков, связанных с денежной наличностью.
3. Экономия на расходах по инкассации.
Аргументы "против" связаны с появлением дополнительных расходов:
1. Расходы, связанные с приобретением и обслуживанием терминалов, в т.ч. расходы на возможный ремонт;
2. Оплата услуг банка по осуществлению переводов с "карточных" счетов покупателей на расчетный счет предпринимателя;
3. Возможные расходы по обучению персонала.
Помимо этих аргументов следует также учесть то, на какую социальную категорию покупателей рассчитан ассортимент продаваемых товаров. Товары с относительно высокой стоимостью в большей степени ориентированы на "средний класс", среди которого значительно больше владельцев банковских карт, чем среди малообеспеченных слоев населения.
Упрощенная система налогообложения
Если в субъекте РФ или муниципальном округе, на территории которого осуществляется деятельность, не введен ЕНВД для магазинов и павильонов, либо если площадь торгового зала превышает 150 кв.м., то предприниматель, занимающийся розничной торговлей, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН).
При этом следует помнить, что для применения УСН доход нарастающим итогом с начала года не должен превышать 20 млн. рублей с учетом коэффициентов-дефляторов (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Если предприниматель применяет УСН, то помимо экономических факторов, которые рассматривались выше, должны учитываться налоговые последствия принятого решения.
Объект налогообложения - "доходы"
В этой ситуации принятое решение не оказывает прямого влияния на размер налога. Однако предпринимателям, скрывающим часть выручки путем совершения "манипуляций" с контрольно-кассовой техникой, следует иметь в виду, что для безналичной выручки, полученной с помощью указанных терминалов, уклонение от налога станет невозможным.
При этом необходимо учесть, что признание доходов в более полном объеме иногда может привести к превышению предельной величины дохода с начала года и к переходу с УСН на общий режим налогообложения начиная с того квартала, в котором такое превышение было допущено (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Объект налогообложения - "доходы минус расходы"
В данном случае необходимо рассмотреть те же аспекты, что и для варианта "доходы".
Кроме того, возникает вопрос: возможно ли признание дополнительных расходов, возникающих при установке и использовании терминалов, для целей исчисления налога (с учетом того, что перечень признаваемых расходов в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ является закрытым).
Таблица 1
Основания для признания расходов, связанных с установкой
и обслуживанием терминалов, при исчислении налога на УСН
с объектом "доходы минус расходы"
N | Вид расхода | Основание для признания приз- знания (перечень в п. 1 ст. 346.16 НК РФ) |
Комментарий |
1 | Расходы по приобретению терминалов (если стоимость терминала > 10 тысяч руб.) |
подп. 1 | расходы на приобретение основных средств |
2 | Расходы по приобретению терминалов (если стоимость терминала < 10000 руб.) |
подп. 5 | материальные расходы (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ) |
3 | Расходы на обслуживание терминалов |
подп. 23 | по мнению автора, такие расходы можно отнести к категории "расходы, непосредственно связанные с реали- зацией товаров" |
4 | Расходы на ремонт термина- лов |
подп. 3 | расходы на ремонт основных средств. Но если стоимость терминала < 10000 руб., то правомерность признания расходов на ремонт становится неод- нозначной |
5 | Услуги банка | подп. 9 | Оплата услуг кредитных организаций |
6 | Расходы по обучению персо- нала |
подп. 33 | Расходы на подготовку и переподго- товку кадров (при наличии договора с образовательным учреждением, име- ющим лицензию) |
Общий режим налогообложения
Если в субъекте РФ или муниципальном округе, на территории которого осуществляется деятельность, не введен ЕНВД для магазинов и павильонов либо если площадь торгового зала превышает 150 кв.м., и при этом годовая сумма дохода превышает предельную величину, установленную как условие для применения УСН (20 млн. руб. с учетом коэффициентов-дефляторов), то предприниматель обязан применять общий режим налогообложения.
При этом предприниматель будет уплачивать НДФЛ и ЕСН. Причем в обоих случаях налоговая база будет определяться как разность между доходами и расходами, связанными с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 221 НК РФ для НДФЛ, п. 3 ст. 237 НК РФ для ЕСН).
Для каждого из налогов признаваемые расходы определяются налогоплательщиком в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", но с применением кассового метода.
Поскольку все расходы, перечисленные в Таблице 1, признаются для целей исчисления налога на прибыль, то они будут учитываться и при расчете НДФЛ и ЕСН.
Таким образом, при принятии решения о приобретении терминалов здесь нужно будет рассматривать те же самые экономические и налоговые факторы, которые обсуждались ранее.
Следует обратить внимание на то, что на общем режиме (в отличие от УСН) расходы по приобретению терминалов со стоимостью более 10 тысяч руб. будут признаваться не единовременно, а путем начисления амортизации в соответствии с главой 25 Кодекса и Классификацией основных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1).
По мнению автора, терминалы для банковских карт можно (как и контрольно-кассовую технику) классифицировать как "Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда" (код 14 3010000) и, таким образом, отнести к четвертой группе амортизации со сроком полезного использования более 5, но не более 7 лет.
Д.А. Прокофьев,
консультант Северо-Западного Территориального Института
Профессиональных Бухгалтеров, преподаватель учебных центров:
Институт экономики и права, Институт повышения квалификации
"Телеком"
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 5, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11759 от 04.02.2002.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47
E-mail: public@delo-press.ru