Свет - источник денег
Прошли времена пустых прилавков. Сейчас номенклатура представленных в торговых залах товаров насчитывает тысячи и тысячи единиц. Ежедневно индивидуальные предприниматели открывают сотни магазинов и вступают в борьбу за потенциального покупателя. Одним из важнейших факторов, который влияет на продажи, стало освещение торгового зала и непосредственно товаров. Наши специалисты решили рассказать о том, насколько важно освещение и как оно влияет на продажи.
Виды и задачи освещения
Освещение в торговом зале призвано решить две задачи. Во-первых, оно должно обеспечить комфортную обстановку для персонала и посетителей. Во-вторых, оно должно выгодно акцентировать зоны выкладки товара и подчеркнуть элементы дизайна. Для того чтобы этого добиться, необходимо профессионально подойти к разработке дизайн-проекта освещения. В этом предпринимателям помогут специалисты. Они учтут все индивидуальные черты объекта: архитектурные особенности, функциональное назначение, присутствующий стиль и атмосферу, а также пожелания клиента.
Среди многообразия систем освещения принято выделять три основных вида:
- общее (фоновое) - обеспечивает видимость, а также задает тон и стиль помещения;
- периметральное (круговое) - оживляет стены, освещает пристенные стеллажи и упрощает ориентацию в больших торговых залах;
- акцентирующее - выделяет товар из общей массы и привлекает внимание к определенным деталям данного товара.
Общее освещение
Фоновое освещение есть во всех торговых точках. Но наибольшее применение оно получило в крупных продовольственных магазинах, супермаркетах и торговых центрах. Как правило, общее освещение реализуется следующими способами. Можно осветить прилавки, витрины и товары ярче, чем остальную торговую площадью. Или можно равномерно осветить помещение с помощью симметрично распределенных осветительных приборов. Это позволит делать любые перестановки торгового оборудования. Для второго варианта, в основном, применяются люминесцентные светильники (встраиваемые под компактную люминесцентную лампу типа "downlight", а также растровые или подвесные системы, преимущество которых - одна точка питания).
Периметральное освещение
Примером кругового освещения могут стать встраиваемые или подвесные светильники под металлогалогенную или галогенную лампу. Как известно, освещенность измеряется в люксах (1 Lux = 1 Lm (Люмен) / 1 кв.м.). Современный уровень "света" в магазинах колеблется от 500 до 1000 Lux в горизонтальной плоскости. Говоря простым языком, для расчетов берется освещенность пола. Например, в пасмурный день на улице 2 тысячи Lux, в солнечный день - до 10 тысяч Lux.
Московские сетевые гиганты розничной торговли, за многие годы работы убедились в важности правильного освещения и требуют от проектировщиков предусмотреть светильники от 700 до 1500 Lux для общего уровня освещенности магазина. Ведь именно при высоком уровне общего освещения человек чувствует праздник и готов совершать покупки.
Акцентирующее освещение
Акцентирующее освещение достигается с использованием светильников на основе металлогалогенных ламп или галогенных ламп с зеркальным отражателем. Если вы планируете в своем магазине производить частую смену экспозиции товаров в торговом зале, то целесообразно применять светильники, установленные на токопроводящие шины. Их можно перемещать и направлять в различные стороны. Как правило, этот тип освещения дает максимально качественный свет. Кстати, не забудьте и о подсветке вашего товара.
Особенности освещения различных групп товаров
Для стеллажей с хлебом и кондитерскими изделиями мы рекомендуем теплый, золотистый свет (люминесцентные лампы с цветовой температурой 2700 - 3000 К (по шкале Кельвина) либо специальные натриевые лампы c цветовой температурой 2500 К). Необходимо подчеркнуть, что торговое оборудование в хлебном отделе должно поддерживать теплую атмосферу еще и своей фактурой, и цветом, ведь, отражаясь, свет может искажаться. Хорошо будут смотреться дерево, солома, лоза и другие натуральные материалы.
В торговых залах с молочными и замороженными продуктами важно подчеркнуть свежесть и охлажденность продуктов. Здесь лучше всего применять люминесцентные лампы с цветовой температурой 4000 - 6500 К с хорошей цветопередачей (80% и выше), чтобы подчеркнуть яркость упаковок.
Цветы, овощи и фрукты принято освещать направленными прожекторами с металлогалогенными лампами нового поколения с керамической горелкой. Эти лампы отличаются великолепной цветопередачей (90%) и высочайшей интенсивностью света (150 Вт = 14 000 Lm). Это означает, что свет такой лампы близок по спектру к солнечному. В свете таких ламп фрукты и цветы вашего магазина будут казаться блестящими, свежими, здоровыми. А цветы под этими лампами не только дольше сохраняются, но и растут! Следует добавить, что на этих светильниках стоит УФ-фильтр, и они не вызывают вредных воздействий, за исключением пожелтения бумаги, как при солнечном свете. Цветы ни в коем случае нельзя освещать лампами накаливания - они погибают, а также нельзя и стандартными металлогалогенными - они плохо выглядят.
Минимальный уровень освещенности в отделах одежды и обуви - 1000 Lux. Здесь очень важны световые акценты, источник света и его распределение по помещению. Универсальные советы давать сложно, так как это, скорее, работа дизайнера по свету. В магазинах одежды и обуви, прежде всего, важна концепция самого магазина, которая влияет на дизайн и атмосферу торгового зала, стимулирует покупки.
Освещение ювелирных отделов - одна из самых сложных задач даже для специалистов. Ведь иногда для освещения одного украшения может понадобиться отдельная витрина и множество источников света. Так, для платины нужен мягкий свет, для серебра - холодные тона освещения, а для золота - теплое и переливающееся. Алмазы особенно хороши в ярком искристом свете от множества источников. Здесь можно применять небольшие вращающиеся галогенные светильники, закрепленные непосредственно на витрине. Все чаще используется подсветка оптоволоконными светильниками. При этом самих светильников посетитель видеть не будет: тонкое оптоволокно можно легко скрыть, например в прилавке.
Фотоаппараты, мобильные телефоны - одна из распространенных групп товаров, для освещения которых обращаются к нам владельцы точек продаж. При акцентном освещении плоских и других закрытых витрин мы применяем галогенные лампы с дихроическим отражателем, отводящим часть тепла от освещаемого объекта. Иначе под воздействием тепла бумага, ткани, пластмасса и дерево трескаются, деформируются, плавятся и просто портятся. В такой лампе обязательно должен быть УФ-фильтр, чтобы товары не выцветали. Отличным решением в данной ситуации станут люминесцентные светильники.
Конечно, самостоятельно, а главное - эффективно спроектировать дизайн и использовать освещение для повышения продаж сложно, поэтому целесообразно обратиться к профессионалам в этой области. Практика показала, что хорошо продуманное освещение торгового зала, оборудования и товаров всегда оправдывает вложенные в нее деньги, создавая комфортную среду и благоприятные условия для покупок в Вашем магазине.
А.Н. Свичкарев,
менеджер по рекламе компании "МДМ-Лайт",
www.mdm-light.ru
тел. (495) 780-74-94, 780-74-95
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 5, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11759 от 04.02.2002.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47
E-mail: public@delo-press.ru