г. Пермь
28 ноября 2008 г. |
Дело N А50П-644/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
Судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.
при участии:
от заявителя МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Заричевская начальная школа-детский сад" Верещагинского района Пермского края: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 3 по Пермскому краю: Тятенков А.И. - представитель по доверенности от 25.11.2008г.
от третьего лица Управления образования администрации Верещагинского муниципального района: не явились, извещены надлежащим образом
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Заричевская начальная школа-детский сад" Верещагинского района Пермского края (истца по делу)
на решение Арбитражного суда Пермского края- постоянное судебное присутствие арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре
от 11 августа 2008 года
по делу N А50П-644/2008,
принятое судьей Пугиным И.Н.
по заявлению МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Заричевская начальная школа-детский сад" Верещагинского района Пермского края
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Пермскому краю
третье лицо: Управление образования администрации Верещагинского муниципального района
о признании акта недействительным,
установил:
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного возраста "Заричевская начальная школа - детский сад" обратилось в Арбитражный суд Пермского края- постоянное судебное присутствие арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 3 по Пермскому краю об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией от 11.06.2008г.
Решением Арбитражного суда Пермского края - постоянное судебное присутствие арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 11.08.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Заричевская начальная школа-детский сад" Верещагинского района Пермского края (заявитель по делу) не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии недоимки по налогам у учреждения в бюджет, так как в силу пп.5 п.2 ст.149 НК РФ реализация продуктов питания, непосредственно произведенных и реализуемых столовыми дошкольных учреждений, налогом не облагается. В связи с указанными обстоятельствами, отказ налогового органа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией не соответствует закону.
Заявитель по делу о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил.
Межрайонная ИФНС России N 3 по Пермскому краю (ответчик по делу) представила отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласна, по основаниям, изложенным в отзыве. Указывает на то, что решение налогового органа N 20 от 30.01.2006г. о доначислении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафов, налогоплательщиком не обжаловалось ни в вышестоящий налоговый орган, ни в суд, задолженность до настоящего времени не погашена в бюджет.
Управление образования администрации Верещагинского муниципального района (третье лицо) представило отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы согласно. Считает решение суда незаконным и просит его отменить в части отказа в удовлетворении требований и взыскания госпошлины в размере 100 руб. Третье лицо по делу о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.11.2005 учредителем заявителя - Управлением образования администрации Верещагинского муниципального района принято решение о ликвидации МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Заричевская начальная школа-детский сад" Верещагинского района Пермского края - приказ N 783 от 01.11.2005г. (л.д.29) и создании ликвидационной комиссии (л.д.30).
03.11.2005г. в Инспекцию поступило уведомление о принятии решения о ликвидации заявителя, а 21.12.2005г. информация о ликвидации была опубликована в журнале "Вестник государственной регистрации".
Поскольку налоговые органы выступают в качестве кредиторов по расчетам, связанным с обязательными платежами в бюджет и во внебюджетные фонды, то 10.11.2005г. инспекция вынесла решение о проведении выездной налоговой проверки учреждения в связи с его ликвидацией.
Решением налогового органа N 20 от 30.01.2006г. учреждению доначислены налоги в сумме 2 447 руб., пени в сумме 649,32 руб. и выставлены требования N 41, N 42, N47 от 30.01.2006г. об их уплате в адрес ликвидационной комиссии (в двухмесячный срок для предъявления требований кредиторов, то есть до 21.02.2006г.).
В связи с завершением ликвидационной процедуры учреждением в Межрайонную ИФНС России N 3 по Пермскому краю был представлен пакет документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица.
11.06.2008г. Инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Заричевская начальная школа-детский сад" Верещагинского района Пермского края в связи с его ликвидацией, поскольку ликвидационный бухгалтерский баланс содержал недостоверные сведения - в нем отсутствовали сведения о наличии кредиторской задолженности по налогам в сумме 2 777,98 руб., в том числе пени - 460,91 руб., с кредиторами расчеты не завершены.
Полагая, что решение вынесено неправомерно и нарушает его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия имеющейся непогашенной задолженности по налогам, которая не была отражена в ликвидационном балансе, следовательно, ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения, в связи с чем, ликвидация юридического лица не может быть завершена.
Данный вывод суда является правильным и соответствует нормам действующего законодательства и материалам дела.
Нормами ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Аналогичные положения содержатся в п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен ст. ст. 20 - 22 указанного Федерального закона.
Статьей 21 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу ч. 4 ст. 9 этого же Закона является исчерпывающим.
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что представленный учреждением ликвидационный баланс не соответствует в части уплаты налогов, сведениям, имеющимся у налогового органа.
В период ликвидации организации налоговые органы уполномочены осуществлять контроль в части соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в том числе путем проведения дополнительных документальных проверок.
Межрайонной ИФНС России N 3 по Пермскому краю была проведена выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией учреждения и по результатам ее установлена задолженность по налогам, пеням и штрафам, которая была предъявлена председателю ликвидационной комиссии в двух месячный срок, установленный для предъявления требований кредиторов в виде требований NN 41, 47 и 30 от 30.01.2006г.
Решение инспекции по выездной налоговой проверке не оспаривалось учреждением, наличие у учреждения кредиторской задолженности по уплате соответствующих налогов, пеней и штрафов подтверждается материалами дела (акт проверки, акт совместной сверки расчетов).
При недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения (п.3 ст.63 ГК РФ). Таким образом, налоговым органом возможность взыскания в бюджет доначисленного по результатам налоговой проверки налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, а также соответствующую пени за счет собственника этого учреждения не утрачена.
Поскольку ликвидация учреждения не завершена, ликвидационный баланс не составлен и не утвержден в порядке, предусмотренном статьей 63 Гражданского кодекса РФ, следовательно, налоговый орган законно и обоснованно вынес решение об отказе в государственной регистрации учреждения в связи с его ликвидацией.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии задолженности по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, а также соответствующую пени отклоняется, так как решение налогового органа N 20 от 30.01.2006г., которым доначислены указанные налоги и пени в установленный срок не обжаловалось, и на сегодняшний день сроки для обжалования указанного решения в соответствии со ст. 198 АПК РФ истекли. Кроме того, по результатам проверки доначислен, в том числе, налог на прибыль, однако в апелляционной жалобе заявитель ссылается на подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ, который регулирует освобождение от уплаты иного налога - налога на добавленную стоимость.
С учетом изложенного, решение суда от 11.08.2008 г. следует оставить без изменения, апелляционную жалобу МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Заричевская начальная школа-детский сад" Верещагинского района Пермского края - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, учитывая финансовое положение заявителя, с МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Заричевская начальная школа-детский сад" Верещагинского района Пермского края подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 50 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края - постоянное судебное присутствие арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 11.08.2008г. по делу N А50П-644/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Заричевская начальная школа-детский сад" Верещагинского района Пермского края - без удовлетворения.
Взыскать с МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Заричевская начальная школа-детский сад" Верещагинского района Пермского края в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 50 (Пятьдесят) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края- постоянное судебное присутствие арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
Л. Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-644/2008
Истец: МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Заричевская начальная школа-детский сад" Верещагинского района Пермского края
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 3 по Пермскому краю
Третье лицо: Управление образования администрации Верещагинского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8142/08