Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2011 г. N 03АП-405/2011
А33-15517/2010
"16" марта 2011 г. |
Дело N г. Красноярск |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" марта 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.И. Бычковой
судей: Г.А. Колесниковой, Н.М. Демидовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.А. Сызранцевой,
при участии: представителя заявителя Томко Д.М., действующего на основании доверенности от 06.08.2009, представителя ответчика Михеевой И.А., действующей на основании доверенности от 04.08.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 декабря 2010 года по делу N А33-15517/2010, принятое судьей Альтергот М.А.,
установил:
индивидуальный предприниматель Соломатов Николай Александрович обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, выраженного в незаключении с Соломатовым Н.А. договора купли-продажи земельных участков, расположенных по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Александра Матросова, 30 "Л", строения 14, 15, с кадастровым номером 24:50:0700248:0043, и по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Александра Матросова, 30 "Л", строение 5, с кадастровым номером 24:50:07 00 248:0044, об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае подготовить и направить заявителю Соломатову Н.А. проект договора купли-продажи на земельные участки, расположенные по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Александра Матросова, 30 "Л", строения 14, 15, с кадастровым номером 24:50:0700248:0043, и по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Александра Матросова, 30 "Л", строение 5, с кадастровым номером 24:50:07 00 248:0044, с предложением о его заключении.
Определением от 10.11.2010, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 декабря 2010 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Индивидуальный предприниматель Соломатов Николай Александрович, его представитель Томко Дмитрий Михайлович считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (публичное извещение о назначении рассмотрения апелляционной жалобы размещено на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)), своих представителей в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие третьего лица.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Согласно договорам купли-продажи недвижимого имущества N 38/0275/02 от 18.02.2002, N38/0616/02 от 05.07.2002 индивидуальным предпринимателем Соломатовым Н.А. у открытого акционерного общества "Химико-металлургический завод" приобретены:
- нежилое одноэтажное кирпичное с подвалом здание овощехранилища общей площадью 445,1 квадратных метров, находящееся по адресу: г. Красноярск, ул. Матросова д. 30 "Л", строение 14 и нежилое одноэтажное кирпичное с подвалом здание овощехранилища общей площадью 452,7 квадратных метров, находящееся по адресу: г. Красноярск, ул. Матросова, д. 30 "Л", строение 15;
- нежилое одноэтажное кирпичное здание холодильника общей площадью 539,8 квадратных метров, находящееся по адресу: г. Красноярск, ул. Матросова, 30 "Л", строение 5.
Указанные договоры зарегистрированы Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края 23.07.2002 и 01.08.2002 соответственно.
Решением Свердловского районного суда г. Красноярска за Соломатовым Н.А. и Рослик В.Н. признано право собственности по _ доли на каждого на самовольно возведенное строение - нежилое помещение N 6, общей площадью 272,6 квадратных метров, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Матросова, 30 "Л", строение 5.
На основании договора купли-продажи от 07.02.2007 индивидуальным предпринимателем Соломатовым Н.А. у Рослик В.Н. приобретена _ доли в праве общей собственности на нежилое помещение N 6, общей площадью 272,6 квадратных метров, находящееся на первом этаже здания, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Александра Матросова, 30 "Л", строение 5.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю 26.02.2007.
Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано за Соломатовым Н.А., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 23.07.2002 24ВВ N 001451, 23.07.2002 24ВВ N 001450, 26.02.2007 24ЕЗ N 593479.
Соломатову Н.А. на праве собственности принадлежит объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Александра Матросова, 30 "Л", строение 5, согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 01.08.2002 24ВГ N 006360.
Согласно письму от 03.12.2009 N 0-38-07/12161 Красноярского отделения ФГУП "Ростехинвентаризация" в материалах инвентарных дел имеются сведения о том, что нежилое здание площадью 445,1 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. А. Матросова, 30 "Л" строение 14, нежилое здание площадью 452,7 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. А. Матросова, 30 "Л" строение 15, нежилое здание площадью 812,4 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул.А.Матросова, 30 "Л" строение 14, расположены, соответственно, на земельных участках 24:50:0700248:43, 24:50:07 00 248:0044.
На земельные участки, занимаемые указанными объектами недвижимости, выданы кадастровые паспорта от 14.08.2008 N 24ЗУ/08-10610 (земельному участку присвоен кадастровый номер 24:50:07 00 248:0044), 14.08.2008 N24ЗУ/08-10551 (земельному участку присвоен кадастровый номер 24:50:0700248:43).
В соответствии с данными паспортами местоположение земельных участков установлено относительно ориентиров со следующими почтовыми адресами: Красноярский край, г. Красноярск, ул. А. Матросова, стр. 14, 15, 30 "Л" (для участка с кадастровым номером 24:50:0700248:43) и г. Красноярск, ул. А. Матросова, стр. 5, 30 "Л" (для участка с кадастровым номером 24:50:07 00 248:0044). На объекты недвижимости: здание холодильное 150 тн, овощехранилище, ововощехранилище, расположенные по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. А. Матросова, стр.5, 14, 15 оформлены инвентарные дела.
12.08.2008 индивидуальный предприниматель Соломатов Н.А. обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае с заявлениями о передаче в собственность за плату земельных участков, имеющих кадастровый номер 24:50:0700248:43 и 24:50:0700248:0044. Заявителем в качестве необходимого приложения представлены:
-копия паспорта и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
-копии свидетельств о регистрации прав собственности, копии договоров купли-продажи и копия судебного решения;
-кадастровые паспорта земельных участков;
-выписка из ЕГРП.
03.10.2008 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае изданы распоряжения N 10-1510р о приватизации Соломатовым А.Н. земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700248:0043 с установлением выкупной цены в размере 1 201 108 рублей 50 копеек, и N 10-1511р о приватизации Соломатовым Н.А. земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700248:0044 с установлением цены выкупа в размере 417 818 рублей 25 копеек. Данными распоряжениями Отделу взаимодействия с правоохранительными органами Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом поручено заключить договор купли-продажи указанных земельных участков. Договор не заключен.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае представленные документы направлены в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Возвращены последним с письмом от 25.09.2009 N ПП-10/24103.
В ответе Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.11.2009 N ПП-10-1781/ж направленном заявителю, сообщается, что для решения вопроса о приватизации испрашиваемого земельного участка к кадастровому паспорту земельного участка заявителю необходимо также приложить выписку из Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок и на здание, строение сооружение, находящееся на приобретаемом земельном участке, а также документы, свидетельствующие об отсутствии на выкупаемом земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих третьим лицам.
В целях устранения предъявленных замечаний заявителем 17.12.2009 в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае направлены, в том числе, следующие документы:
- письмо Красноярского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Красноярскому краю от 03.12.2009 N 0-38-07/12161., согласно которому нежилое здание, общей площадью 445,1 квадратных метров по адресу: г. Красноярск, ул. А. Матросова, 30 "Л", строение 14, - и нежилое здание, общей площадью 452, 7 квадратных метров, по адресу: г. Красноярск, ул. А. Матросова, 30 "Л", строение 15, - расположены на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0700248:0043, нежилое здание, общей площадью 812,4 квадратных метров, по адресу: г. Красноярск, ул. А. Матросова, 30 "Л", строение 5,- расположено на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0700248:0044;
- обоснование площади формируемого земельного участка по адресу г. Красноярск, ул. Матросова, 30; Матросова 30 "Л" с подробными планами земельных участков с расположенными на них строениями - составленное автономной некоммерческой организацией "Научно-творческий центр Российской академии архитектуры и строительных наук "КРАСНОЯРСКНИИПРОЕКТ" (лицензия от 15.10.2007 ГС-5-24-02-26-0-2466101784-006444-1 сроком действия до 15.10.2012).
- копии справок-расшифровок к плану приватизации от 11.03.1997 ОАО "Химико-металлургического завода" от 03.06.2010.
06.10.2009 истцом в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае и Федерального агентства по управлению государственным имуществом направлены проекты договоров купли-продажи земельных участков с предложением об их подписании, что подтверждается почтовыми квитанциями от 06.10.2009 N 30272, N 38273.
Исходящим письмом от 22.12.2009 N 10-5579 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом направлено обращение Соломатова Н.А, с приложенными к нему документами. 20.01.2010 последним в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае направлен ответ с указанием на необходимость предоставления заявителем дополнительных документов.
Письмом от 10.02.2010 N 10-1643 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае известило Соломатова Н.А. о необходимости предоставления дополнительных документов, подтверждающих исключительное право на приобретение земельного участка в аренду или в собственность заявителю.
14.10.2010 заявителем в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае направлен запрос о результатах рассмотрения заявлений на приватизацию земельных участков от 18.08.2008 N N 14248, 14249.
Письмом от 22.10.2010 N 10-13898/23335 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае сообщило заявителю, что на данный момент документы по земельному участку с кадастровым номером 24:50:0700248:0043 возвращены на доработку по причине отсутствия в его кадастровом паспорте сведений о расположенных на нем зданий, строений, сооружений, что не позволяет идентифицировать находящиеся на выкупаемом участке объекты недвижимости заявителя, а также сделать вывод о наличии или отсутствии на данном участке зданий, строений, сооружений принадлежащих третьим лицам. Пакет документов по вопросу приватизации земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700248:0044 в настоящее время находится в Росимуществе.
Полагая, что им устранены все препятствия для рассмотрения вопроса о приватизации земельного участка, а Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае не исполнена установленная законом обязанность по предоставлению в собственность земельных участков путем заключения договоров купли-продажи земельных участков, Соломатов Н.А. обратился с заявлением в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативные правовые акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании таких актов недействительными.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительным ненормативного правового акта принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя требования индивидуального предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае нарушает его права и законные интересы.
Третий арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным ввиду следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Условия и порядок приобретения гражданами и юридическими лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены, принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются:
- копия документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица;
- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя юридического лица;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке;
- выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемые земельные участки или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок;
- кадастровый паспорт земельного участка;
- копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу, что реализация прав лица на выкуп земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены принадлежащие лицу объекты недвижимого имущества, порождает обязанность исполнительного органа государственной власти по совершению действий, направленных на выполнение законных требований заявителя. Право лица на приобретение земельного участка является безусловным.
Исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления, названные в статье 29 Земельного кодекса РФ, обязаны с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что предприниматель как собственник объекта недвижимости, имеющий право на выкуп испрашиваемого земельного участка, выполнил требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, представил в Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае пакет документов, предусмотренный перечнем документов, а Управление, в свою очередь, в нарушение требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также прав и законных интересов заявителя, не направило Соломатову Н.А. проект договора купли-продажи земельных участков и не заключило с ним указанный договор в установленный законом срок.
12.08.2008 индивидуальный предприниматель Соломатов Н.А. обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае с заявлениями о передаче в собственность за плату земельных участков, имеющих кадастровый номер 24:50:0700248:43 и 24:50:0700248:0044.
03.10.2008 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае изданы распоряжения N 10-1510р о приватизации Соломатовым Н.А. земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700248:0043 с установлением выкупной цены в размере 1 201 108 рублей 50 копеек, и N 10-1511р о приватизации Соломатовым Н.А. земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700248:0044 с установлением цены выкупа в размере 417 818 рублей 25 копеек.
Одновременно с этим, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае заявления Соломатова Н.А. направлены в Росимущество. Ответ с указанием ряда обстоятельств, после исправления которых возможно повторное обращение с заявленными требованиями, направлен заявителю только 16.11.2009.
Письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае от 22.10.2010 N 10-13898/23335 разъяснено, что на данный момент документы по вопросу приватизации земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700248:0043 возвращены на доработку, пакет документов по вопросу приватизации земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700248:0044 в настоящее время находится в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4.8 указанного Положения установлено, что Территориальное управление по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Довод ответчика о том, что у него отсутствуют полномочия по продаже федеральных земельных участков без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом суд апелляционной инстанции признает несостоятельным, поскольку пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Суд первой инстанции, проанализировав нормативные акты, регулирующие деятельность Росимущества и его территориальных органов, доводы Территориального управления об отсутствии у него полномочий собственника по отчуждению федерального имущества без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, обоснованно признал их несостоятельными.
Согласно пунктам 4, 5.6, 5.36, 5.39 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; осуществляет полномочия собственника при продаже и приватизации находящихся в федеральной собственности земельных участков.
Отсутствие разработанного и утвержденного порядка продажи территориальными управлениями Росимущества земельных участков, находящихся в федеральной собственности, не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого таким объектом, при наличии решения компетентного органа о предоставлении спорного земельного участка обществу в собственность.
Учитывая, что Территориальное управление, в нарушение требования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не решило в месячный срок вопрос о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность и не направило ему в течение месяца после принятия такого решения проект договора купли-продажи земельного участка, тем самым нарушив права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконном бездействии Территориального управления и удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы третьего лица, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае при подаче апелляционных жалоб не платили государственную пошлину в силу освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" декабря 2010 года по делу N А33-15517/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Г.А. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1254/2009-Г16
Истец: ООО "Компания Саваоф"
Ответчик: ЗАО "РТП-АвтоГАЗсервис"
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5198/09