Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2011 г. N 13АП-2048/2011
г. Санкт-Петербург |
|
22 марта 2011 г. |
Дело N А26-8406/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Криволаповым А.А.,
при участии:
от заявителя: извещен, не явился;
от заинтересованного лица: Черечукина Т.В. по доверенности от 14.01.2011 N 3;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2048/2011) Министерства экономического развития Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.12.2010 по делу А26-8406/2010 (судья Александрович Е.О.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Гогунской Ольги Джафяровны
к Министерству экономического развития Республики Карелия
о признании незаконным решения
установил:
индивидуальный предприниматель Гогунская Ольга Джафяровна (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Министерства экономического развития Республики Карелия (далее - министерство, уполномоченный орган) об отказе в предоставлении гранта.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 02.12.2010 по настоящему делу оспариваемое решение министерства, изложенное в письме от 08.07.2010, признано незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Одновременно суд первой инстанции обязал уполномоченный орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе министерство просит судебный акт от 02.12.2010 отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что перечисленные в решении суда нормативные акты, а именно: Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", Региональная программа поддержки занятости населения в Республике Карелия на 2009 год, утвержденная Постановлением Правительства Республики Карелия от 13.01.2009 N 1-п (далее - программа поддержки занятости населения), в рамках судебного разбирательства не исследовались. Министерство также полагает, что субсидия, ранее полученная заявителем в рамках программы поддержки занятости населения, и грант, предоставляемый на основании Региональной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года", утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 21.02.2009 N 29-П (далее - программа развития малого и среднего предпринимательства), являются аналогичными по форме и содержанию. На момент подачи предпринимателем заявки на получение гранта срок оказания поддержки по программе поддержки занятости населения не истек. Следовательно, по мнению подателя жалобы, заявителю правомерно в соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона N 209-ФЗ отказано в предоставлении гранта по программе развития малого и среднего предпринимательства. Министерство ссылается и на то, что восстановить права заявителя не представляется возможным, так как поданные им документы возвращены, гранты в пределах выделенного финансирования распределены.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, что в силу статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела без его участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.07.2009 между государственным учреждением "Центр занятости населения города Петрозаводска" (далее - центр занятости) и Гогунской О.Д. в рамках программы поддержки занятости населения заключено соглашение N Смпр-26 о предоставлении средств субсидий индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на организацию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан (далее - соглашение; листы дела 44-46). По условиям этого соглашения центр занятости предоставляет гражданину средства бюджета Республики Карелия в виде субсидии на организацию малого предпринимательства и самозанятости, а гражданин обязуется использовать данные бюджетные средства на указанные цели.
Согласно пункту 3.1 соглашения центр занятости предоставляет гражданину бюджетные средства на организацию собственного дела в размере 67 620 руб.
В целях исполнения условий соглашения Гогунская О.Д. зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя 08.07.2009 (лист дела 16).
31.07.2009 центр занятости перечислил предпринимателю оговоренную в соглашении сумму денежных средств (лист дела 47).
06.10.2009 стороны соглашения подписали акт о результатах использования бюджетных средств, которым подтвержден факт надлежащего использования Гогунской О.Д. полученных ею бюджетных средств в установленный срок.
11.06.2010 предприниматель в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства подал заявку в министерство о предоставлении ему гранта на развитие малого бизнеса.
По результатам рассмотрения заявок претендентов Комиссия по предоставлению грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела - субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ и услуг, предоставляемым на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, отказала предпринимателю в предоставлении гранта ввиду того, что ею уже получена аналогичная поддержка в службе занятости, сроки оказания которой не истекли (протокол от 02.07.2010; листы дела 37-38).
Письмом от 08.07.2010 N 4070/13.2-09/МЭРи уполномоченный орган уведомил заявителя о принятом комиссией решении (лист дела 11).
Не согласившись с законностью решения об отказе в предоставлении гранта, предприниматель оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статьей 7 Закона N 209-ФЗ определено, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 5 статьи 14 Закона N 209-ФЗ закреплено ограничение предоставления поддержки в случае, если ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли.
Таким образом, отказ в предоставлении испрашиваемой лицом поддержки является правомерным при одновременном наличии двух условий: аналогичность получаемой поддержки, то есть предоставленная ранее поддержка оказана в отношении одного и того же субъекта малого и среднего предпринимательства, совпадает по форме, содержанию и виду, субсидирование одних и тех же затрат, а также срок ее оказания на момент принятия соответствующего решения не истек.
Из материалов дела видно, что в 2009 году предприниматель получил субсидию в рамках программы поддержки занятости населения.
В третьем разделе названной программы определен механизм ее реализации.
В частности, ответственным за реализацию мероприятий Программы и главным распорядителем средств, поступающих в Республику Карелия из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, является Министерство труда и занятости Республики Карелия. Субсидия предоставляется на софинансирование Региональной программы поддержки занятости населения Республики Карелия и направляется на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан в части выделения безработному гражданину финансовых средств на организацию и осуществление предпринимательской деятельности в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Выделение субсидий безработным гражданам осуществляется на основании соглашений (договоров) между подведомственными Министерству труда и занятости Республики Карелия центрами занятости населения и безработными гражданами, заключаемых при условии положительных результатов экспертизы представляемых бизнес-планов.
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда. Целью программы является принятие превентивных мер по предупреждению роста безработицы в Республике Карелия, стимулирование создания рабочих мест. Программой закреплено, что для реализации указанной цели необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном рынке труда, в частности, развитие самозанятости незанятого населения, расширение сфер занятости за счет малого бизнеса.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.03.2009 N 65-П утверждён Порядок расходования средств бюджета Республики Карелия на реализацию Региональной программы поддержки занятости населения в Республике Карелия на 2009 год. Пунктом 3 этого Порядка установлено, что предоставление средств бюджета Республики Карелия на реализацию мероприятий Программы осуществляется на основании соглашения (договора), заключаемого государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения) Республики Карелия с гражданами - получателями бюджетных средств при условии положительных результатов экспертизы представляемых бизнес-планов.
В то же время, как уже приводилось выше, Постановлением Правительства Республики Карелия от 21.02.2009 N 29-П утверждена Региональная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года".
Целью указанной программы определено обеспечение условий интенсивного роста малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия для увеличения общего количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства, увеличения доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом региональном продукте.
Согласно содержанию программы развития малого и среднего предпринимательства (в редакции, действовавшей в спорный период) финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства основывается на реализации механизмов их финансовой поддержки, способствующих расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам. Указанные механизмы предусматривают предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела - субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ и услуг, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности (далее - гранты).
Данной программой предусмотрено, что гранты предоставляются с учетом следующих условий:
- субъект малого предпринимательства зарегистрирован менее 1 года (на дату подачи конкурсной заявки), осуществляет деятельность на территории Республики Карелия, состоит на учете в налоговом органе в установленном законодательством порядке и отвечает требованиям Закона N 209-ФЗ;
- приоритетные целевые группы учредителей малых предприятий (индивидуальных предпринимателей) - получателей грантов - зарегистрированные безработные, работники, находящиеся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпуска без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников); работники градообразующих предприятий;
- стоимость грантов не превышает 300 тыс. рублей на одного получателя поддержки;
- гранты предоставляются после прохождения субъектом малого предпринимательства краткосрочного обучения и при наличии бизнес-проекта, оцениваемого Комиссией.
Гранты предоставляются субъектам малого предпринимательства, располагающим собственными средствами в размере не менее 25%.
Следовательно, грант, предоставляемый в рамках реализации программы развития малого и среднего предпринимательства, на который претендовал заявитель, представляет государственную поддержку, оказываемую уже зарегистрированному субъекту малого предпринимательства, внесенному в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющему предпринимательскую деятельность, с целью обеспечения ему доступа к финансовым ресурсам, а также возможности развития малого бизнеса и повышения конкурентоспособности.
Оценив правовую природу двух программ, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что грант, предоставляемый в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства, и субсидия, получаемая лицом в соответствии с программой поддержки занятости населения, не являются аналогичными мерами государственной поддержки, поскольку изначально имеют своей направленностью удовлетворение различных потребностей.
Суд правомерно отклонил и довод министерства о том, что на момент подачи предпринимателем заявки на получение гранта срок оказания поддержки по другой программе (поддержки занятости населения) не истек.
В соглашении не содержится указание на период времени, в течение которого Логунская О.Д. обязана была использовать средства субсидии на организацию предпринимательской деятельности, что позволило бы определить точный срок предоставления поддержки.
В то же время, согласно пункту 5 соглашения оно вступает в силу с момента подписания и действует до исполнения сторонами своих обязательств.
В силу пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Таким образом, с учетом пункта 5 соглашения срок действия программы поддержки занятости населения определяется моментом исполнения сторонами своих обязательств.
Из материалов дела видно, что между сторонами соглашения 06.10.2009 подписан акт о результатах использования бюджетных средств, которым фактически подтверждено исполнение предпринимателем и центром занятости своих обязательств в полном объеме в рамках указанного соглашения. Приведенное свидетельствует о том, что на момент подачи заявки на получение гранта по программе развития малого и среднего предпринимательства - 11.06.2010 - срок оказания поддержки на основании программы поддержки занятости населения истек.
Принимая во внимание такие фактические обстоятельства, следует признать правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии у министерства правовых оснований для отказа предпринимателю в оказании предоставления гранта по программе развития малого и среднего предпринимательства по причине того, что ранее в отношении него уже было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли.
Подлежит отклонению и довод подателя жалобы о том, что восстановить права заявителя не представляется возможным, так как поданные им документы возвращены, гранты в пределах выделенного финансирования распределены.
Как правильно указал суд первой инстанции, признание судом оспоренного решения уполномоченного органа незаконным по приведенным в нем основаниям подразумевает восстановление нарушенных прав и интересов заявителя путем рассмотрения его заявки в соответствии с требованиями законодательства и принятия правомерного решения по результатам ее рассмотрения.
В то же время, апелляционная инстанция признает обоснованным довод подателя жалобы о неправомерности вывода суда о том, что рейтинговая оценка поданных заявок на получение гранта проводится только в случае недостаточности средств на предоставление поддержки. Разрешение этого вопроса находится за пределами настоящего спора, поскольку в рамках рассматриваемого дела оценивается законность решения министерства по приведенным в нем основаниям. Однако такая позиция суда первой инстанции в любом случае не привела к принятию неправильного судебного акта по существу спора.
Безусловных процессуальных оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.12.2010 по делу N А26-8406/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономического развития Республики Карелия без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12571/2008-А18
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Удмуртской Республике
Ответчик: ЗАО "Компания Эр-Телеком"
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-817/09