08 августа 2008 г. |
г. Пермь Дело N А71-1866/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 августа 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Романова В.А.,
судей Соларевой О.Ф.,
Шварц Н.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савельевой А. В. рассмотрел в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу истца, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 июня 2008 года,
принятое судьей Вараксиной Л. Е. по делу N А71-1866/2008,
по иску ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания"
к Администрации Каракулинского района Удмуртской Республики
о понуждении к заключению договора на оказание услуг по передаче электрической энергии,
при участии:
от истца: Брызгалова Н.И., паспорт, доверенность от 07.12.2007,
от ответчика: Шадрина О.П., паспорт, доверенность N 10 от 01.03.2008,
Подкин С.В., паспорт, доверенность N 1 от 11.01.2008,
установил:
ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее истец) обратилось к Администрации Каракулинского района Удмуртской Республики (далее - ответчик, Администрация) с иском о понуждении к заключению договора на оказание услуг по передаче электрической энергии на условиях представленного проекта договора N Т-526 от 01.06.2007. По мнению истца, ответчик является собственником электросетевого хозяйства (линий электропередачи ВЛ-0,4 кВ от КТП NN 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245, 249 протяженностью 8500 м. в д. Боярка, а также ВЛ-0.4 кВ от КТП NN 247, 248 протяженностью 2500 м. в д. Кухтино), а следовательно, сетевой организацией, обязанной заключить договор с энергоснабжающей организацией согласно п. 9 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее Правила недискриминационного доступа).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.06.2008 (судья Вараксина Л.Е.) в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. Заявитель жалобы оспаривает вывод суда о том, что ответчик сетевой организацией не является. По мнению заявителя жалобы, судом не дана оценка тому, что ответчик выдает технические условия, осуществляет технологическое присоединение потребителей к своей сети, подписывает акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности, то есть фактически осуществляет деятельность сетевой организации, однако уклоняется от получения платы за передачу энергии.
Ответчик в отзыве считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Поясняет, что Администрация не является сетевой организацией, поскольку согласно действующему законодательству она не вправе получать доходы от предпринимательской деятельности, каковой является деятельность по оказанию услуг по передаче электроэнергии. Выдача разрешений на технологическое присоединение происходит в рамках организации энергоснабжения в границах муниципального образования, что отвечает целям и задачам Администрации как органа местного самоуправления.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с банкротством кооператива "Прогресс" на основании Постановления Главы Администрации Каракулинского района Удмуртской Республики от 29.05.2007 N 277 в собственность Муниципального образования "Каракулинский район" приняты объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системе жизнеобеспечения населения д. Боярка и д. Кухтино, указанные в приложении к постановлению, в том числе линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ от КТП NN 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245, 249 протяженностью 8500 м, а также ВЛ-0.4 кВ от КТП NN 247, 248 протяженностью 2500 м.
Истец направил в адрес ответчика письмо от 13.09.2007 N 555, в котором предложил подписать договор N Т-526 на оказание услуг по передаче электрической энергии (л.д. 12). Ответчик в письме N 1189 от 17.09.2007 ответил отказом, что послужило причиной обращения истца в суд.
По смыслу Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), услуги по передаче электроэнергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Данная деятельность регулируется и контролируется государством, в соответствии с принципами и методами, предусмотренными главой 5 Закона об электроэнергетике. Одним из таких методов является государственное регулирование цен (тарифов).
В соответствии с пунктами 9-14 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии является возмездным, публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.
Согласно пункту 1 Правил недискриминационного доступа сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Системное толкование указанных положений дает основания полагать, что Правилами недискриминационного доступа различаются категории "сетевая организация" и "собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства". Отличительным признаком сетевой организации является установление для нее тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Такие тарифы для Администрации не устанавливались, Администрация сетевой организацией не является.
Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики письмом от 08.05.2008 N 01-16/422 сообщила, что её постановление от 24.05.2007 N 5/1 "О тарифах на услуги по передаче электрической энергии" и постановление от 201.22007 N 16/6 "О тарифах на электрическую энергию, покупаемую сетевыми организациями в целях компенсации потерь электрической энергии в сетях" к Администрации не применимы.
Из Устава Муниципального образования "Каракулинский муниципальный район" следует, что его Администрация является исполнительно-распорядительным органом района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, за ней закреплены полномочия по организации в границах муниципального района энерго - и газоснабжения, что соответствует пункту 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон о месном самоуправлении). В соответствии с Уставом Администрация не осуществляет предпринимательскую деятельность.
Поскольку в силу вышеизложенного Администрация не является сетевой организацией требование истца об осязании заключить с ним договор N Т-526 от 01.06.2007 не подлежит удовлетворению.
Довод заявителя о том, что ответчик владеет объектами электросетевого хозяйства, хотя такая возможность не предусмотрена в уставе муниципального образования, и фактически осуществляет функции сетевой организации, не принимается апелляционным судом в связи со следующим. В силу статьи 51 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом запрета на владение, пользование и распоряжение объектами электросетевого хозяйства законом не предусмотрено. Наличие в казне муниципального образования объектов электросетевого хозяйства не свидетельствует о приобретении ответчиком статуса сетевой организации.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Удмуртской Республики вынесено на основании правильного применения закона при полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, основания для его изменения или отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Расходы по уплате госпошлины за апелляционное обжалование относятся на заявителя в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 июня 2008 года по делу N А71-1866/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
В. А. Романов |
Судьи |
О. Ф. Соларева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1866/2008-Г14
Истец: ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания"
Ответчик: Администрация Каракулинского района Удмуртской Республики
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5078/08