г. Пермь
07 октября 2008 г. |
Дело N А50-3520/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2008 года
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковцевой Т.В.
Булкиной А.Н., Масальской Н.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мехоношиным Е.В.
при участии:
от истца ООО "Управляющая компания "ММС-Сервис" - Макурова К.Л., доверенность N 12 от 17.03.2008 г.,
от ответчика ООО "Пермская сетевая компания" - Плотникова Е.А., доверенность N 45 от 14.05.2008г.,
рассмотрел в заседании арбитражного суда апелляционную жалобу ответчика ООО "Пермская сетевая компания",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 04 августа 2008 года
по делу N А50-4528/2008, принятое судьей Захаровой Н.И.
по иску ООО "УК "ММС-Сервис" к ООО "Пермская сетевая компания"
об урегулировании разногласий по договору
установил:
ООО "УК "ММС-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к ООО "Пермская сетевая компания" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки тепловой энергии в горячей воде N 61-4169 от 01.01.2008 года в части пунктов 1.2, 2.1.1, 2.1.5, 2.1.6, 2.1.7, 2.2.1, 2.2.3, 2.2.5, 3.1.3, 3.1.5, 3.1.6, 3.1.7, 3.1.8, 3.1.15, 3.1.16, 3.1.18, 3.1.19, 3.1.20, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.4, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2., 5.5, 5.8, 6.2.1, 6.6, 6.8., 6.9., 7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.5, 8.1, 8.5, 8.6, 9.1, 10, Приложение N 1 (график отпуска тепловой энергии в редакции истца), Приложение N 3, Приложение N 4 на основании п.1 ст. 422, п.1 ст. 426, п.2 ст. 445, ст. ст. 446, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) (л.д. 2-4).
После обращения в суд сторонами составлен протокол урегулирования разногласий, в котором отражена согласованная редакция спорных пунктов. Истец в судебном заседании 04.08.2008г. в порядке ст. 49 АПК РФ просит рассмотреть разногласия в отношении пунктов 2.1.1, 4.2 договора, Приложения N 1 к договору. Уточнение истца принято судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда от 04 августа 2008 года исковые требования удовлетворены: условия договора N 61-4169 от 01.01.2008г. поставки тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2008 года определены в следующей редакции спорных пунктов: пункт 2.1.1 с приложением N 1 "График отпуска тепловой энергии", частям А и Б к договору принят в редакции истца; пункт 4.2 принят в редакции истца (л.д.122-127).
Ответчик, ООО "Пермская сетевая компания", не согласившись с решением суда от 04.08.2008 года, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 04.08.2008г. в части принятия п.2.1.1, и п.4.2. договора N 61-4169 от 01.01.2008г., а также приложения N 1 указанного договора в редакции истца отменить. В апелляционной жалобе заявитель указал, что судом принято решение противоречащее нормам действующего законодательства. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что спор при определении содержания спорных пунктов возник по способу определения количества потребленной тепловой энергии, поскольку у потребителя отсутствуют приборы учета. Фактическое количество тепловой энергии в случае отсутствия или неисправности приборов учёта тепловой энергии на объекте Потребителя определяется в зависимости от схемы подключения объекта (п.4.2 договора) по пропускной способности сужающего устройства и температурному перепаду на источнике. По мнению заявителя, вывод суда о том, что Инструкция по распределению тепловой энергии, полученной от источника тепла (ТЭЦ, котельная) между отдельными потребителями тепловой энергии" (утверждённая Управлением "Пермгосэнергонадзора" и ОАО "Пермэнерго" 30.12.2003г.) утратила силу в связи с ликвидацией органа её разработавшего, является необоснованным. В настоящем споре потребителем является управляющая компания, юридическое лицо. Заявитель полагает, что является необоснованной ссылка суда на п.3 ст. 541 ГК РФ. Также является неправомерным вывод суда о применении к отношениям сторон по договору N 61-4169 Методики определения нормативов потребления коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение и приобретения твердого топлива при наличии печного отопления населением Пермской области, утверждённой распоряжением Губернатора Пермской области от 14.01.2003г. N 16-р, является неправомерным.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, указанным в отзыве на жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что вправе использовать методику расчёта, утверждённую Распоряжением Губернатора Пермской области от 14.01.2003г. N 16-р.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда от 04.08.2008 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, принять спорные пункты договора в редакции ООО "Пермская сетевая компания".
Представитель истца в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.
В судебном заседании объявлен перерыв до 02.10.2008г. Суд предложил ответчику ООО "Пермская сетевая компания", представить в суд документально обоснованный расчет максимума тепловой нагрузки на отопление и горячее водоснабжение и основанное на указанном расчете Приложение N 1 к договору "График отпуска тепловой энергии", а также расчет величины отопления на ГВС по "Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения" МДС 41-4.2000, утвержденной Приказом Госстроя от 06.05.2000 года N 105 (далее - Методика N 105).
02.10.2008г. судебное заседание продолжено, явка прежняя. После перерыва ответчиком представлен суду неполный расчёт.
В судебном заседании объявлен перерыв до 06.10.2008г.
06.10.2008г. судебное заседание продолжено, явка прежняя.
Представленный ответчиком расчет приобщен к материалам дела в порядке п. 2 ст. 268 АПК РФ.
Представитель истца пояснил, что согласен с представленным расчётом ответчиком. Общий объём кубатуры и составил 608 521 м.куб.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции, при заключении договора N 61-4169 от 01.01.2008г. поставки тепловой энергии в горячей воде между энергоснабжающей организацией-ООО "Пермская сетевая компания" и абонентом-ООО "ММС-Сервис" возникли разногласия по ряду его условий (л.д.19-26).
Поскольку соглашения по спорным условиям данного договора между сторонами достигнуто не было, ООО "УК "ММС-Сервис" обратилось с настоящим иском в суд.
После обращения в суд сторонами составлен протокол урегулирования разногласий, в котором отражена согласованная редакция спорных пунктов. Сторонами не урегулированы разногласия в отношении пунктов 2.1.1, 4.2 договора, Приложения N 1 к договору (л.д.95-107).
Как следует из п.2.1 Устава целью деятельности истца является управление эксплуатацией и эксплуатация жилого и нежилого фонда, инженерных сооружений, коммунальной инфраструктуры Пермского края в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей, а также извлечение прибыли (л.д. 50-69).
Как следует из материалов дела, 09.01.2008 года в адрес ООО "УК "ММС-Сервис" ответчиком был направлен проект договора N 61-4169 поставки тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2008 года (л.д.18).
Истец сопроводительными письмами от 15.02.2008 года N 37, от 18.03.2008г. N 71 в адрес ООО "Пермская сетевая компания" направил протокол разногласий к указанному договору поставки, протокол получен ответчиком 18.03.2008 года, о чем имеется отметка на сопроводительном письме (л.д. 34, 47).
От ответчика извещения о результатах рассмотрения протокола разногласий на дату обращения с иском не поступило. Истец в соответствии с п. 2 ст. 445 ГК РФ передал разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения относится к публичным договорам. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Согласно ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции сторонами были урегулированы редакции большинства спорных пунктов договора, подписан протокол согласования разногласий к договору поставки тепловой энергии в горячей воде N 61-4169 от 01.01.2008 года (л.д. 95-107).
Возражений сторонами по согласованным пунктам договора в апелляционной инстанции не заявлено.
Неурегулированными сторонами остались пункты 2.1.1, 4.2 договора и Приложение N 1 к договору.
Истец просит пункт 2.1.1 договора принять в следующей редакции: "Поставлять Покупателю тепловую энергию в горячей воде в расчётном количестве 42 785,689 Гкал в год, из них: а). на отопление-30 163, 249 Гкал в год с максимум тепловой нагрузки 12, 12 208 Гкал/час. б). на горячее водоснабжение 12 622, 44 Гкал в год. Указанное в настоящем пункте количество тепловой энергии является заявкой Покупателя на теплоэнергию и разбивается по месяцам и кварталам согласно Приложению N 1 (график отпуска тепловой энергии, частям А и Б) к договору. График отпуска тепла не учитывает тепловые потери в сетях Покупателя. Заявленное количество энергии является приблизительным. Поставщик самостоятельно корректирует количество поставляемой тепловой энергии в зависимости от фактической температуры наружного воздуха согласно температурному графику теплоисточника и гидравлическому режиму. Фактическое количество тепловой энергии, потреблённой Покупателем, определяется согласно разделу 4 настоящего договора "Учёт тепловой энергии" (л.д. 45,46, 95-107).
Пункт 4.2 истец просит изложить в следующей редакции: "В случае отсутствия или неисправности прибора учета тепловой энергии на объектах Покупателя количество потреблённой им тепловой энергии определяется в соответствии с нормативом, рассчитанном в соответствии с Распоряжением Губернатора Пермской области от 14.01.2003г. N 16-р от 31.03.2004г. "Об утверждении методики определения нормативов потребления коммунальных услуг" и другими нормативными документами РФ. Количество тепловой энергии определяется исходя из проектных характеристик зданий количества жителей, пользующихся горячим водоснабжением, температурой воздуха внутри и снаружи дома и др. Приблизительное количество тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения рассчитано и изложенное в Приложении N 1 (график отпуска тепловой энергии). Фактическое количество потреблённой тепловой энергии корректируется в соответствии с фактической температурой наружного воздуха и изменённым количеством жителей. Формула расчёта количества потреблённой тепловой энергии для отопления указана в п.3.1 Распоряжения Губернатора Пермской области от 14.01.2003г. N 16-р. Приложение N 1 (график отпуска тепловой энергии просит принять в редакции истца) (л.д.93, 95-107).
Требования истца основаны на положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Распоряжении Губернатора Пермской области от 14.01.2003г. N 16-р от 31.03.2004г. "Об утверждении методики определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, указывает, что Распоряжение Губернатора Пермской области от 14.01.2003г. N 16-р от 31.03.2004г. "Об утверждении методики определения нормативов потребления коммунальных услуг" в данном случае применению не подлежит, поскольку данный нормативный акт не позволяет определить фактически принятое ответчиком количество теплоэнергии. Указанная "Методика определения нормативов потребления коммунальных услуг" на основании которой истцом сделан расчёт потребления тепловой энергии, применению в расчётах между энергоснабжающей организацией и потребителем не подлежит, поскольку данная Методика предназначена для определения нормативов потребления коммунальных услуг населением, утверждаемых органами местного самоуправления. Данная методика была принята до вступления в действие Жилищного кодекса РФ. При определении редакции условия договора о количестве тепловой энергии при отсутствии приборов учета, ответчик исходил из положений Инструкции по распределению тепловой энергии, полученной от источника тепла (ТЭЦ, котельная) между отдельными потребителями тепловой энергии от 2003 года, согласованной Управлением Пермгосэнергонадзора 11.10.2004 года письмом N 2051/13-01 (т.2, л.д. 5-10,11, далее - Инструкция 2003 года).
Удовлетворяя исковые требования истца, принимая спорные пункты договора от 01.01.2008 года N 61-4169 (пункты 2.1.1, 4.2) в редакции истца, суд первой инстанции исходил из обоснованности применения при определении количества поставленной тепловой энергии на теплоснабжение, обеспечение горячим водоснабжением Распоряжения Губернатора Пермской области от 14.01.2003г. N 16-р (ред. 31.03.2004г.) "Об утверждении методики определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Предложенная потребителем редакция пункта 2.1.1 договора не подлежит утверждению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда; пользования общим имуществом собственников помещений; отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда; учета жилищного фонда; содержания и ремонта жилых помещений; переустройства и перепланировки жилых помещений; управления многоквартирными домами; создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Истец как управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, в т.ч. по отоплению и горячему водоснабжениюЮ для граждан, проживающих в жилых домах, им обслуживаемых.
В свою очередь, истец как исполнитель вправе приобретать у соответствующих ресурсоснабжающих организаций необходимые коммунальные ресурсы в случае, если последние непосредственно им не производятся. При этом, граждане являются потребителями соответствующей коммунальной услуги, а потребителем коммунального ресурса, необходимого для предоставления этой услуги, является исполнитель данной услуги.
Таким образом, истец во взаимоотношениях по теплоснабжению взаимодействует с гражданами, являющимися потребителями коммунальных услуг, и ресурсоснабжающими организациями (ответчик, в том числе), являющимися поставщиками коммунального ресурса. По отношению к указанным лицам у истца возникают различные обязанности в одном случае - принять и оплатить приобретенные коммунальные ресурсы, в другом - предоставить за счет данных ресурсов коммунальные услуги.
Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации и Распоряжение Губернатора Пермской области от 14.01.2003г. N 16-р (ред. 31.03.2004г.) "Об утверждении методики определения нормативов потребления коммунальных услуг" регулируют отношения, участниками которых стороны договора от 01.01.2008 N 61-4169 не являются.
Таким образом, ссылка истца в апелляционной жалобе о том, что в соответствии с п.4 Правил предоставления услуг гражданам, утверждённые Постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. N 307 оспариваемое заявителем апелляционной жалобы Распоряжение Губернатора Пермской области от 14.01.2003г. N 16-р является нормативным правовым актом, принято уполномоченным органом и не противоречит действующему законодательству, подлежит применению, отклоняется, поскольку данная Методика определения нормативов потребления коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение и приобретение твёрдого топлива при наличии печного отопления населения Пермской области (Распоряжение Губернатора Пермской области от 14.01.2003г. N 16-р) не позволяет определить фактически принятое ответчиком количество теплоэнергии. Данная методика предназначена для определения нормативов потребления коммунальных услуг населением, утверждаемых органами местного самоуправления.
Учитывая, что Правила N 307 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (пункт 1), к которым ответчик не относится, то положения данных Правил не могут применяться к отношениям сторон по договору от 01.01.2008 N 61-4169. То обстоятельство, что указанный договор заключается в интересах жителей многоквартирных домов (граждан) не имеет правового значения и не влечет распространение на отношения сторон по данному договору Жилищного кодекса РФ, Правил N 307 и применение Методики определения нормативов потребления коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение и приобретение твёрдого топлива при наличии печного отопления населения Пермской области (Распоряжение Губернатора Пермской области от 14.01.2003г. N 16-р).
С учетом изложенного довод суда первой инстанции о возможности применения формулы расчёта теплоэнергии для отопления и ГВС, изложенной в пунктах 3.1, 3.2 Распоряжения губернатора Пермской области от 14.01.2003г. N 16-р (ред. 31.03.2004г.) "Об утверждении методики определения нормативов потребления коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение и приобретения твердого топлива при наличии печного отопления населением Пермской области" судом апелляционной инстанции признаётся ошибочным. Поэтому принятие пунктов (2.1.1, 4.2 договора) в редакции, основанной на положениях данного Распоряжения Распоряжение Губернатора Пермской области от 14.01.2003г. N 16-р, не соответствует действующему законодательству.
Количество тепловой энергии, предложенное истцом в пункте 2.1.1 договора, должно быть основано на проектных данных, данных технических паспортов объектов потребления тепловой энергии, а также на требованиях нормативных актов, регулирующих порядок определения количества тепловой энергии.
"Методика определения нормативов потребления коммунальных услуг", утверждённая распоряжением губернатора Пермской области от 14.01.2003г. N 16-р, на основании которой ответчиком сделан расчёт потребления тепловой энергии, применению в расчётах между энергоснабжающей организацией и абонентом не подлежит, поскольку данная Методика предназначена для определения нормативов потребления коммунальных услуг населением, утверждаемых органами местного самоуправления.
Порядок определения количества тепловой энергии потребителя, максимум тепловой нагрузки, в предложенном ответчиком расчёте, учитывает общую наружную кубатуру зданий объектов-608, 521 м. куб., проектные данные и основан на порядке исчисления тепловой энергии, установленный "Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения", утверждённой Приказом Госстроя РФ от 06.05.2003 г. N 105. Истец согласен с представленным в материалы дела расчётом ответчика, о чём имеется запись в протоколе судебного заседания от 25.09.2008г.
Вместе с тем к отношениям сторон по теплоснабжению применяются правила, предусмотренные ст.ст. 539 - 547 ГК РФ.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Данное требование содержится также в пункте 1.3 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, согласно которому расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что в домах, обслуживаемых истцом, коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учёта отсутствуют.
При отсутствии у истца приборов учета потребленной тепловой энергии и теплоносителя их количество, подлежащее оплате ответчику, может быть установлено лишь расчетным путем.
Из содержания редакций пункта 2.1.1, предлагаемого истцом и ответчиком, следует, что общий объем отапливаемых помещений составляет 608 521 куб. м., не оспаривается также расход тепловой энергии в количестве 12 208 (подпункт "а" пункта 2.1.1 договора). Разногласия сторон возникли в части определения расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение (подпункт "б" пункта 2.1.1), соответственно определении содержания приложения N 1 к договору.
Истец, обосновывая предложенную им редакцию пункта 2.1.1 договора, приложения N 1 к договору, указывает, что произведённый им на основании Распоряжения Губернатора Пермской области от 14.01.2003г. N 16-р расчётное количество теплоэнергии рассчитано исходя из количества проживающих-6 299 человек, строительного объёма здания-632 926 куб.м. (Приложение N 1 к договору). При этом Поставщик самостоятельно корректирует количество поставляемой тепловой энергии в зависимости от фактической температуры воздуха согласно температурному графику теплоисточника и гидравлическому режиму. Годовой максимальный расход теплоэнергии рассчитан истцом кА каждый дом и указан в предлагаемом им Приложении N 1 к договору.
В связи с неприменением Распоряжения губернатора Пермской области от 14.01.2003г. N 16-р (ред. 31.03.2004г.) "Об утверждении методики определения нормативов потребления коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение и приобретения твердого топлива при наличии печного отопления населением Пермской области" к рассматриваемым отношениям применение нормативного определения количества поставленной тепловой энергии неправомерно.
Из материалов дела и пояснений представителя ответчика следует, что при определении количества тепловой энергии потребителя, максимума тепловой нагрузки по отоплению (п.2.1.1 договора) учитывается общая наружная кубатура зданий объектов, проектные данные.
Как пояснил представитель ответчика, указанные данные определены в соответствии с Актами о готовности к эксплуатации абонентского ответвления и теплового пункта в отношении жилых домов, обслуживаемых истцом, которые содержат, в том числе, проектные (максимальные) данные расхода топлива на отопление, сведения о наружной кубатуре здания.
Ответчиком представлены для обозрения проектные данные на объекты, обслуживаемые истцом, Общий объём кубатуры составил 608 521 куб.м..
Учитывая, что указанные проектные данные используются для определения количества тепловой энергии, необходимой для отопления объектов, по которой у сторон не возникло разногласий, у сторон отсутствуют разногласия по сведениям о наружной кубатуре здания, проектных (максимальных) данных расхода топлива на отопление, суд апелляционной инстанции рассмотрел спор в соответствии с имеющимися материалами дела, оценив их в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ.
Из пояснений представителя ответчика следует, что расчетное количество тепловой энергии, в том числе на горячее водоснабжение определено ООО "Пермская сетевая компания" в соответствии с Инструкцией 2003 года. Вместе с тем, в материалах дела отсутствует расчет ответчика, подтвержденный документально, обосновывающий указанный в договоре максимум тепловой нагрузки на горячее водоснабжение в количестве 10, 533856 Гкал/час (ст.65 АПК РФ).
Доводы ответчика о возможности применения только вышеуказанной инструкции судом признаются необоснованными.
Названная Инструкция не является нормативным правовым актом, применение ее не согласовано сторонами спорного договора, использование ее в расчетах между сторонами противоречит п.3 ст.539, п.2 ст.544 ГК РФ. В соответствии с письмом Управления "Пермгосэнергонадзора", применение указанной Инструкции от 2003 года (л.д.114-119) поставлено в зависимость от издания Методики расчета тепловой энергии, утвержденной на федеральном уровне. Поэтому вывод суда первой инстанции относительно неприменения указанной Инструкции, является обоснованным.
В соответствии с Инструктивным письмом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 20.12.1995г. N 42-4-2/18 при временном отсутствии приборов учета расход тепловой энергии у потребителя подлежит исчислению в соответствии с Методикой N 105.
Суд апелляционной инстанции полагает, что применение в расчетах Методики N 105 более соответствует отношениям сторон по теплопотреблению, т.к. Методика 2003 года исходит из максимального (круглосуточного) потребления горячей воды, в то время как Методика N 105 позволят более точно определить количество тепловой энергии на горячее водоснабжение с учетом количества жителей, нормы затрат воды на горячее водоснабжение.
Согласно пункту 24 Методики N 105 при временном отсутствии у потребителя тепловой энергии (абонента) приборов учета или в период до их установки, для определения потребленных тепловой энергии и теплоносителя применяется расчетный метод учета.
Средняя часовая тепловая нагрузка горячего водоснабжения определяется отдельно по отопительному периоду исходя из данных температуры холодной водопроводный воды, норм затрат воды на горячее водоснабжение абонента, количества жителей, тепловых потерь; в межотопительный период - исходя из средней часовой тепловой нагрузки горячего водоснабжения в отопительный период, разницы температур горячей и холодной воды в межотопительный и отопительный периоды.
Сторонами представлены расчеты тепловой энергии в соответствии с Методикой N 105. Из расчетов следует, что общее расчетное количество тепловой энергии, подлежащей поставке поставщиком (ответчиком) покупателю (истцу) по договору, составляет 45 049 Гкал в год; средняя часовая тепловая нагрузка горячего водоснабжения в тепловой энергии на отопительный период составляет 1,791278 Гкал; средняя часовая тепловая нагрузка горячего водоснабжения в межотопительный период составляет 1,146418 Гкал. На основании расчетов сторонами составлен график отпуска тепловой энергии (приложение N 1 к договору), содержащий по каждому дому сведения о нагрузке на отопление, нагрузке на горячее водоснабжение в отопительный период (зима) и в межотопительный период (лето), количестве тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, общем количестве тепловой энергии, подлежащем поставке по договору, - 45 049 Гкал, в том числе на отопление - 31 632 Гкал, на горячее водоснабжение - 13418 Гкал.
Представители сторон пояснили, что разногласий по расчету нагрузок на отопление и горячее водоснабжение согласно Методике N 105, количеству тепловой энергии, подлежащей поставке ответчиком каждому дому, общему количеству тепловой энергии (на отопление и горячее водоснабжение (приложение N 1 к договору - график отпуска тепла) у них не имеется.
Учитывая, что расчеты произведены в соответствии с Методикой N 105, являются правильными, данные сторон по указанным расчетам идентичны, суд апелляционной инстанции полагает возможным принять пункт 2.1.1 договора в следующей редакции: "Поставлять покупателю тепловую энергию в горячей воде в расчетном количестве 45 049 Гкал в год с максимумом тепловой нагрузки на отопление 12, 2082 Гкал/час; средней часовой тепловой нагрузки горячего водоснабжения тепловой энергии в отопительный период (зима) - 1,791278 Гкал; средней часовой тепловой нагрузки горячего водоснабжения в межотопительный период (лето) - 1,146418 Гкал. Общий объем отапливаемых помещений составляет 608529 мi. Указанное количество теплоэнергии является ориентировочным и разбивается по месяцам и кварталам согласно графику отпуска тепловой энергии (Приложение N 1 к договору")".
Условия определения количества тепловой энергии и теплоносителя при отсутствии приборов учета сформулированы в пункте 4.2 договора.
Предложенная истцом редакция данного пункта, согласно которой, в случае отсутствия прибора учета тепловой энергии расчеты за потребленную тепловую энергию осуществляются в соответствии с Приложением N 1 к настоящему договору, не принимается по причинам, приведенным выше.
Ответчик пункт 4.2. договора предлагает изложить в следующей редакции: "В случае отсутствия или неисправности прибора учета тепловой энергии на объекте покупателя, количество потребленной им тепловой энергии определяется в зависимости от схемы подключения объекта:
-для объектов покупателя, подключенных по зависимой схеме,- непосредственно к тепловым сетям транспортирующей организации,- по пропускной способности сужающего устройства, установленного в узле управления покупателем и температурному перепаду на источнике;
-для объектов покупателя, подключенных к ЦТП транспортирующей организации по независимой схеме, - на основании показаний приборов учета тепловой энергии в ЦТП транспортирующей организации, пропорционально тепловым нагрузкам всех потребителей, подключенных к ЦТП. При отсутствии или неисправности приборов учета на ЦТП, расход тепловой энергии на ЦТП по пропускной способности ограничительного устройства, установленного на ЦТП и температурном перепаду на источнике, расход тепловой энергии на объектах покупателя рассчитывается пропорционально тепловым нагрузкам всех потребителей, подключенных к ЦТП;
-для объектов покупателя, подключенных к ЦТП транспортирующей организации по зависимой схеме,- на основании показаний приборов учета тепловой энергии в ЦТП пропорционально тепловым нагрузкам всех потребителей, подключенных к ЦТП. При отсутствии или неисправности приборов учета тепловой энергии - по пропускной способности ограничительного устройства, установленного у покупателя и расчетному температурному перепаду на источнике.
Пропускная способность сужающих (ограничительных) устройств и температурный перепад принимаются в соответствии с Инструкцией 2003 года". Данная редакция пункта 4.2 договора не принимается судом апелляционной инстанции.
Поскольку порядок определения количества тепловой энергии и теплоносителя при отсутствии приборов учета регулируются Методикой N 105, то в соответствии со статьями 421, 445, 544 ГК РФ пункт 4.2 договора подлежит принятию в следующей редакции: "В случае отсутствия или неисправности прибора учета тепловой энергии на объекте покупателя количество потребленной им тепловой энергии определяется в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения N МДС-41-4.2000, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000г. N 105".
В связи с тем, что в остальной части решение суда не обжаловано, то суд проверил законность и обоснованность решения только в обжалуемой части на основании п.5 ст. 268 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Пермского края от 04.08.2008 года по делу N А50-4528/2008 подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 270 АПК РФ).
Апелляционная жалоба ответчика подлежит частичному удовлетворению.
Госпошлина по иску и по апелляционной жалобе подлежит отнесению на стороны в равных долях (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 258, 268, 269, п. 4 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый Арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04.08.2008 года по делу N А50-4528/2008 изменить.
Изложить спорные условия договора поставки тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2008 года N 61-4169 в следующей редакции:
- пункт 2.1.1 договора: "Поставлять покупателю тепловую энергию в горячей воде в расчетном количестве 45 049 Гкал в год с максимумом тепловой нагрузки 12 2082 Гкал/час;
средней часовой тепловой нагрузки горячего водоснабжения тепловой энергии в отопительный период (зима) - 1, 791278 Гкал;
средней часовой тепловой нагрузки горячего водоснабжения в межотопительный период (лето) - 1,146418 Гкал;
Общий объем отапливаемых помещений составляет 608 521 мi.
Указанное количество теплоэнергии является ориентировочным и разбивается по месяцам и кварталам согласно графику отпуска тепловой энергии ("Приложение N 1 к договору"):
Приложение N 1 к договору УК ММС-Сервис
N п/п |
Улица |
дом N |
Объем МЗ |
Нагрузка |
Нагрузки(Гкал/час) |
Необходимое количество тепловой энергии на отопление и ГВС (Гкал) |
ЦТП-7 (Революции. 18)
Нагрузка на ГВС, рассчитанная по Методике, утв.
Приказом Госстроя N 105 от 06,05.2003г, ООО
"УК "ММС-Сервис" договор N 61-4169
|
|
|
Кол-во жителей |
ГВС зима |
ГВС лето |
1 |
Звезды |
44 |
91 |
0,025878 |
0,016562 |
2 |
Звезды |
44а |
108 |
0,030713 |
0,019656 |
3 |
Горького |
58 |
144 |
0,040950 |
0,026208 |
4 |
Горького |
65 |
776 |
0,220675 |
0,141232 |
5 |
Горького |
75 |
187 |
0,053178 |
0,034034 |
6 |
Малышева |
3 |
335 |
0,095266 |
0,060970 |
7 |
Островского |
111а |
124 |
0,035263 |
0,022568 |
8 |
Островского |
113 |
180 |
0,051188 |
0,032760 |
9 |
Островского |
63 |
81 |
0,023034 |
0,014742 |
10 |
Пушкина |
78 |
67 |
0,019053 |
0,012194 |
11 |
Сибирская |
50 |
92 |
0,026163 |
0,016744 |
12 |
Тимирязева |
25 |
48 |
0,013650 |
0,008736 |
13 |
Островского |
109 |
146 |
0,041519 |
0,026572 |
14 |
Чернышевского |
21а |
255 |
0,072516 |
0,046410 |
15 |
Чернышевского |
9а |
159 |
0,045216 |
0,028938 |
16 |
Швецова |
32 |
156 |
0,044363 |
0,028392 |
17 |
25 Октября |
40а |
66 |
0,018769 |
0,012012 |
18 |
Горького |
51 |
407 |
0,115741 |
0,074074 |
19 |
Горького |
64 |
269 |
0,076497 |
0,048958 |
20 |
Ямская |
2а |
188 |
0,053463 |
0,034216 |
21 |
Ямская |
5а |
90 |
0,025594 |
0,016380 |
22 |
25 Октября |
66 |
299 |
0,085028 |
0,054418 |
23 |
25 Октября |
64 |
301 |
0,085597 |
0,054782 |
24 |
25 Октября |
83 |
153 |
0,043509 |
0,027846 |
25 |
Горького |
77 |
357 |
0,101522 |
0,064974 |
26 |
Горького |
65а |
105 |
0,029859 |
0,019110 |
27 |
Горького |
72 |
123 |
0,034978 |
0,022386 |
28 |
Революции |
18 |
342 |
0,097256 |
0,062244 |
29 |
Тимирязева |
11 |
150 |
0,042656 |
0,027300 |
30 |
Тимирязева |
15 |
148 |
0,042088 |
0,026936 |
31 |
Островского |
111 |
352 |
0,100100 |
0,064064 |
|
|
|
6299 |
1,791278 |
1,146418 |
- пункт 4.2 договора: "В случае отсутствия или неисправности прибора учета тепловой энергии на объекте покупателя количество потребленной им тепловой энергии определяется в соответствии с "Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения" N МДС-41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000г. N 105.
Производство по делу в части урегулирования разногласий по пунктам 1.2, 2.1.5, 2.1.6, 2.1.7, 2.2.1, 2.2.3, 2.2.5, 3.1.3, 3.1.5, 3.1.6, 3.1.7, 3.1.8, 3.1.15, 3.1.16, 3.1.18, 3.1.19, 3.1.20, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.4, 4.1, 5.1, 5.2., 5.5, 5.8, 6.2.1, 6.6, 6.8., 6.9., 7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.5, 8.1, 8.5, 8.6, 9.1, 10, Приложение N 1 (график отпуска тепловой энергии в редакции истца), Приложение N 3, Приложение N 4 прекратить.
Взыскать с ООО "Пермская сетевая компания" в пользу ООО "УК "ММС-Сервис" в возмещение расходов на оплату государственной пошлины по иску 1 000 руб. (одну тысячу руб.).
Взыскать с ООО "УК "ММС-Сервис" в пользу ООО "Пермская сетевая компания" в возмещение расходов на оплату государственной пошлины по апелляционной жалобе 500 руб. (пятьсот руб.).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Казаковцева Т.В. |
Судьи |
Масальская Н.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4528/2008-Г3/1
Истец: ООО "Управляющая компания "ММС-Сервис"
Ответчик: ООО "Пермская сетевая компания" (ЗАО "Пермская сетевая компания")
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7076/08