г. Пермь
03 февраля 2009 г. |
Дело N А60-24511/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.
судей Богдановой Р.А., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.
в отсутствие представителей заявителя ООО "Уральская транспортно-экспедиционная компания" , извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом;
при участии представителя заинтересованного лица ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга: Колесниковой М.Н., удостоверение УР N 373177, доверенность N 44 от 14.08.2008 года;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2008 года
по делу N А60-24511/2008,
принятое судьей Сушковой С.А.
по заявлению ООО "Уральская транспортно-экспедиционная компания"
к ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Уральская транспортно-экспедиционная компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) от 11.06.2008 N 1231.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.12.2008 заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части обязания уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 57925 руб. и внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет. В порядке распределения судебных расходов с налогового органа в пользу заявителя взыскано судом 2000 руб., в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований заявителя, в связи с неверными применением подп. 1, 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в удовлетворении требований отказать. Налоговый орган полагает, что оказываемые заявителем услуги по договору N 1/2007 от 01.02.2004 нельзя отнести к транспортно-экспедиционным, несмотря на название договора, так как он фактически таковым не является.
В судебном заседании инспекция доводы апелляционной жалобы поддержала, на отмене судебного акта настаивала.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому общество считает решение суда законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами налогового законодательства. Указывает на то, что услуги по договору N 1/2007 от 01.02.2004 в отношении каждого груза начинают оказываться до помещения товара под таможенный режим, между тем, акты оказанных услуг, счета-фактуры, оплата осуществлялись после постановки товара под таможенный режим.
ООО "Уральская транспортно-экспедиционная компания", извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в заседание суда представителей не направило, что в порядке ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без его участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2007 года, представленной заявителем 21.01.2008, уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2007, представленной в налоговый орган 18.03.2008, уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2007, представленной 31.03.2008, инспекцией составлен акт от 30.04.2008 N 1231 (т. 1, л.д. 141-147) и принято решение от 11.06.2008 N 1231 об отказе в привлечении заявления к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д.10-15).
В ходе налоговой проверки установлено, что заявитель оказывал услуги по договору от 01.02.2004 N 1/2007, заключенным с ОАО "Уралкалий" (заказчик), в отношении направленного на экспорт товара. При этом инспекция пришла к выводу о том, что заявителем при оказании услуг необоснованно применена ставка НДС 0 процентов, поскольку поименованные в договоре от 01.02.2004 N 1/2007 услуги не содержатся в подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса, то есть не являются экспедиторскими.
Не согласившись с данными выводами инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признания решения инспекции в недействительным.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оказанные по договору от 01.02.2007 N 1/2004 услуги непосредственно связаны с реализацией товара, отправленного на экспорт, в соответствии с положениями ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации являются экспедиторскими, в обоснование применения налоговой ставки 0 процентов по НДС представлен полный пакет документов, предусмотренный п. 4 ст. 165 Кодекса. В связи с чем заявленные требования общества удовлетворены в части обязания уплатить НДС в сумме 57925 руб. и внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет. В удовлетворении требования заявителя, в отношении п. 1 оспариваемого решения налогового органа, которым отказано в привлечении заявителя к налоговой ответственности, судом отказано, в связи с отсутствием спора между сторонами и отсутствия нарушения прав и интересов общества.
Данные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права.
Как видно из материалов дела, между заявителем (экспедитор) и ОАО "Уралкалий" (заказчик) заключен договор N 1/2007 от 01.02.2004, согласно которому (п.1.1), экспедитор принимает на себя обязанность по оплате от своего имени в интересах и за счет заказчика железнодорожных тарифов на перевозки экспортно-импортных грузов в вагонах и контейнерах по территории России, СНГ и других стран; экспедитор обязан (п. 2.1.) за счет средств заказчика оказывать услуги в части оплаты железнодорожных тарифов по заранее согласованным объемам и ставкам по основному и дополнительному планам на вагоны и контейнеры, производить расчеты с железнодорожными и другими организациями, участвующими в организации и выполнении перевозок; инструктировать заказчика о порядке заполнения железнодорожных накладных на перевозки груженых и порожних вагонов и контейнеров по согласованному маршруту; отправлять телеграммы, подтверждающие оплату железнодорожного тарифа; информировать заказчика об обстоятельствах, препятствующих оказанию услуг по договору и в пределах своей компетенции принять меры по устранению таких обстоятельств; по поручению заказчика производить слежение за продвижением грузов заказчика по железным дорогам СНГ (т. 1, л.д. 19-23).
В связи с оказанием данного вида услуг, заявителем представлена налоговая декларация, уточненные налоговые декларации по НДС за 4 квартал 2007 года, в котором к реализации данных видов услуг применена налоговая ставка 0 процентов.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Положение указанного подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
В соответствии с п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Из приведенных норм следует, что оказанные заявителем услуги по оплате железнодорожных тарифов, расчетов с железнодорожной организацией, инструктажа о порядке заполнения железнодорожных накладных, отправки телеграмм, подтверждающих оплату железнодорожного тарифа, слежение за передвижением груза, информирование заказчика об обстоятельствах, препятствующих оказанию услуг по договору N 1/2007 от 01.02.2004, непосредственно связаны с организацией перевозки груза.
Перемещение товара через границу России, в отношении которого были оказаны экспедиторские услуги заявителем, подтверждены материалами дела, инспекций данное обстоятельство не оспаривается.
Факт оказания спорных услуг до помещения товара под таможенный режим в соответствии с п. 3 ст. 157 Таможенного кодекса Российской Федерации в ходе проверки не установлен, соответствующих выводов в решении инспекции не содержится. При исследовании апелляционным судом этого вопроса, из материалов дела (ГТД, заявок заказчика, актов выполненных работ, счетов-фактур) установлено, что заявки на выполнение работ подавались заказчиком исполнителю до помещения товара под таможенный режим, выполнение работ, актирование, выставление счетов-фактур- после помещения товара под таможенный режим.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что согласно условиям договора от 01.02.2004 N 1/2007 и счетам - фактурам (отчетам экспедитора), размер вознаграждения экспедитора зависит от тоннажа груза (количества вагонов) направленного на экспорт товара, а не от количества направленных телеграмм, консультаций и т.д.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что инспекцией в нарушение ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказана необходимость применения в отношении спорных услуг ставки налога 18 процентов.
Судом первой инстанции исследованы все обстоятельства по делу, всем документам дана надлежащая оценка, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта в обжалуемой части.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании и применении норм материального права и не подтвержденные
С учетом результатов судебного разбирательства, положений ст. 110 АПК РФ, оснований для распределения судебных расходов, понесенных инспекций при уплате госпошлины по апелляционной жалобе не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.12.2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О. Г. Грибиниченко |
Судьи |
Р. А. Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-24511/08
Истец: ООО "Уральская транспортно-экспедиционная компания"
Ответчик: ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-90/09