г. Пермь
24 октября 2008 г. |
Дело N А50-9479/08 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 октября 2008 года.
Мотивированное постановление составлено 24 октября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Григорьевой Н.П.,
судей Сафоновой С.Н., Богдановой Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Строительное управление N 8" конкурсного управляющего Манина А.А. на основании решения суда от 08.10.2007 года,
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 8 по Пермскому краю - Абрамовой Т.В. по доверенности от 21.02.2008 года
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 8 по Пермскому краю
на решение арбитражного суда Пермского края от 20 августа 2008 года
по делу N А50-9479/08,
принятое судьей Аликиной Е.Н.
по заявлению ООО "Строительное управление N 8"
к Межрайонной ИФНС России N 8 по Пермскому краю
о признании незаконными действий
установил:
ООО "Строительное управление N 8" обратилось в арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ о признании незаконными действий налогового органа по выставлению инкассовых поручений NN 1103,1104, 1105, 1107, 1109, 1110, 1111 от 24.04.2008 года на расчетный счет заявителя с ОАО АК "Каури".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.08.2008 заявленные требования удовлетворены, на налоговую инспекцию возложена обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов заявителя путем отзыва данных инкассовых поручений.
Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права, в удовлетворении заявленных требований отказать. В жалобе указал, что взыскиваемые спорными инкассовыми поручениями платежи являются задолженностью по налогу на доходы физических лиц, которые в силу п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 года N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией с установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" имеют особую правовую природу и подлежат взысканию вне дела о банкротстве". В силу этого действия инспекции по выставлению инкассовых поручений в соответствии со ст. 46 НК РФ являются законными и обоснованными. Срок на перевыставление инкассовых поручений данной статьей не установлен. Кроме того, выставление данных поручений не носило самостоятельного характера, повторного или дополнительного обременения общества не повлекло. Наличие взыскиваемой данными инкассовыми поручениями задолженности заявитель не оспаривает.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержала.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель общества пояснил, что считает решение суда законным и обоснованным, спорные инкассовые поручения были выставлены инспекцией с нарушением установленного ч. 3 ст. 46 НК РФ 60-дневного срока бесспорного взыскания задолженности на расчетный счет, который не являлся вновь открытым, о наличии его налоговому органу было известно в момент первоначального выставления инкассовых поручений.
Выслушав представителей, исследовав документы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. 266 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 29.09.2006 года N 66, принятого по результатам выездной налоговой проверки, обществу было направлено требование от 29.09.2006 года N 10448 об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени по данному налогу в сумме 161182 рублей, а также требование N 592 об уплате налоговых санкций в сумме 68636 рублей, которыми был установлен срок уплаты до 14.10.2006 года. Поскольку в установленный срок обществом требования исполнены не были, 23.10.2006 года инспекцией было вынесено решение N 5606 о взыскании налог и пени за счет денежных средств налогового агента в банке. В тот же день в банк были направлены инкассовые поручения NN 9046, 9047 на списание денежных средств со счета общества, данные инкассовые поручения исполнены не были в связи с отсутствием денежных средств на счетах.
Решением арбитражного суда Пермского края от 08.10.2007 года по делу N А50-7436/2007 ООО "Строительное управление N 8" признано банкротом, и в отношении него открыто конкурсное производство.
24.04.2008 года налоговой инспекцией были выставлены инкассовые поручения N N 1103, 1104, 1105, 1107, 1109, 1110, 1111 на сумму 572998 рублей на расчетный счет, избранный конкурсным управляющим в ОАО КБ "Каури".
Полагая, что данные действия инспекции являются незаконными, общество обратилось с заявлением об их оспаривании в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, налоговый орган имел право на взыскание спорной суммы НДФЛ в порядке, установленном налоговым законодательством, однако его действия по выставлению спорных инкассовых поручения совершены с нарушением срока бесспорного взыскания, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ.
П. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правоотношения в деле о банкротстве" устанавливает, что требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.
Данное требование, независимо от момента его возникновения в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне рамок дела о банкротстве.
Взыскиваемые с общества платежи являются суммами НДФЛ, удержанного, но не перечисленного обществом в бюджет, что установлено судом и не оспаривается сторонами, поэтому налоговый орган имел право взыскивать их в порядке, установленном налоговым законодательством.
Согласно п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента), инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) (п. 2 ст. 46 Кодекса).
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога (п. 3 ст. 46 Кодекса).
Пунктом 7 ст. 46 Кодекса установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) в соответствии со ст. 47 Кодекса.
Из содержания п. 3 ст. 46 Кодекса следует, что указанный в ней шестидесятидневный срок для взыскания налоговых платежей во внесудебном порядке включает и срок направления инкассовых поручений в банк, в связи с чем инспекция не вправе направлять инкассовые поручения в банк после истечения названного срока, в том числе после возвращения банком инкассовых поручений.
Этот вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24.01.2006 N 10353/05, согласно которой шестидесятидневный срок, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог без обращения в суд, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о совершении оспариваемых действий по направлению инкассовых поручений в банк с нарушением установленного п. 3 ст. 46 НК РФ срока является правильным, в связи с чем указанные действия налогового органа обоснованно признаны незаконными.
Доводы инспекции о возможности перевыставления инкассовых поручений на иной расчетный счет без ограничения по сроку основаны на неправильном толковании норм материального права.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ст. 333.21 НК РФ, ст. 110 АПК РФ с налогового органа в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20.08.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России Пермскому краю в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.П. Григорьева |
Судьи |
С.Н.Сафонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9479/2008-А3/1
Истец: ООО "Строительное управление N 8"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 8 по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7688/08