г. Пермь
15 мая 2009 г. |
Дело N А50-17378/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л. Паньковой,
судей Л.Ф. Виноградовой, Л.А. Усцова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Спиридоновой Т.Н.,
при участии:
от заявителя - ОАО "Торгово - закупочная фирма "Меркурий": Забалуева А.В., доверенность от 04.12.2008,
от заинтересованных лиц: 1. Муниципального образования "Чусовское городское поселение": не явились,
2. Муниципальное образование "Чусовской муниципальный район": Бодрова Н.А., доверенность от 31.12.2008,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица,
Муниципального образования "Чусовской муниципальный район",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 февраля 2009 года,
по делу N А50-17378/2008,
принятое судьей Н.А. Ситниковой
по заявлению ОАО "Торгово - закупочная фирма "Меркурий"
к Муниципальному образованию "Чусовское городское поселение" и Муниципальному образованию "Чусовской муниципальный район"
о признании незаконным бездействия,
установил:
ОАО "Торгово - закупочная фирма "Меркурий" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Муниципальному образованию "Чусовское городское поселение" о признании незаконным бездействие Муниципального образования "Чусовское городское поселение" по приемке в муниципальную собственность жилых домов, расположенных по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. Коммунальная, 8, г. Чусовой, ул. Свободы, 6, а также обязании Муниципальное образование "Чусовское городское поселение" принять в муниципальную собственность жилые дома, расположенные по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. Коммунальная, 8, г. Чусовой, ул. Свободы, 6.
Определением от 04.12.2008 (т. 1 л.д. 76-77) к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Муниципальное образование "Чусовской муниципальный район".
Заявителем уточнены заявленные требования (т. 1 л.д. 78-80). Заявитель просил признать незаконным бездействие Муниципального образования "Чусовское городское поселение" и Муниципального образования "Чусовской муниципальный район" по приемке с баланса ОАО "Торгово - закупочная фирма "Меркурий" в муниципальную собственность жилых домов, расположенных по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. Коммунальная, 8, г. Чусовой, ул. Свободы, 6, а также обязании Муниципальное образование "Чусовское городское поселение" и Муниципальное образование "Чусовской муниципальный район" принять в муниципальную собственность жилые дома, расположенные по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. Коммунальная, 8, г. Чусовой, ул. Свободы, 6.
При рассмотрении дела заявителем уточнены требования (т. 2 л.д. 22-23). Заявитель просил признать незаконным бездействие Муниципального образования "Чусовское городское поселение" и Муниципального образования "Чусовской муниципальный район" по приемке с баланса ОАО "Торгово - закупочная фирма "Меркурий" в муниципальную собственность жилых домов, расположенных по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. Коммунальная, 8, за исключением квартиры N 2, г. Чусовой, ул. Свободы, 6, за исключением квартир NN 1 и 2, а также обязании Муниципальное образование "Чусовское городское поселение" и Муниципальное образование "Чусовской муниципальный район" принять в муниципальную собственность жилые дома, расположенные по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. Коммунальная, 8, за исключением квартиры N 2, г. Чусовой, ул. Свободы, 6, за исключением квартир NN 1 и 2.
Уточнение заявленных требований судом первой инстанции принято.
Решением от 11 февраля 2009 года признано незаконным бездействие администрации "Чусовской муниципальный район" в части приема - передачи с баланса ОАО "ТЗФ "Меркурий" в муниципальную собственность двух жилых домов, расположенных по адресу: г. Чусовой Пермского края по ул. Коммунальная дом N 8 (за исключением квартиры N 2) и по ул. Свободы дом N 6 (за исключением квартир N 1 и N 2), как противоречащее п. 2 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и п. 6.12 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ N 2284 от 24.12.1993, устранить допущенное нарушение прав заявителя (т. 2 л.д. 25-30).
Заинтересованное лицо, Муниципальное образование "Чусовской муниципальный район", с решением суда от 11 февраля 2009 года не согласно по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом нарушены нормы процессуального права, поскольку не привлечены к участию в деле заинтересованные лица, граждане, которые проживают в спорных жилых домах. Судом не принято решения в отношении того, каким образом устранить нарушения прав заявителя, не указано, какие действия должен совершить ответчик.
Заявителем пропущен общий срок давности три года и специальный срок три месяца, предусмотренный ст. 198 АПК РФ.
Судом не дана оценка тому обстоятельству, что на основании Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении или городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства к полномочиям МО "Чусовское городское поселение" не относятся.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо, Муниципальное образование "Чусовской муниципальный район", просило решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель указал на то, что права граждан, являющихся собственниками квартир, не затрагиваются и не нарушены. В связи с тем, что судом первой инстанции восстановлен срок на подачу заявления, следовательно, причины пропуска срока признаны судом уважительными и переоценке не подлежат.
Возложение судом обязанности на МО "Чусовской муниципальный район" по приему с баланса ОАО "ТЗФ "Меркурий" в муниципальную собственность жилых домов за исключением приватизированных квартир, не препятствует последующей передаче данных домов в собственность МО "Чусовское муниципальное поселение".
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, Муниципальное образование "Чусовское городское поселение", в отзыве на апелляционную жалобу указало на то, что не согласно с апелляционной жалобой и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, поскольку не состоятельны доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в силу Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" объекты жилищного фонда не могут быть переданы в собственность муниципального района. Пункт 11.1 ст. 154 данного Федерального закона предусматривает возможность последующего разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Определением от 15.04.2009 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд отложил судебное разбирательство на 13.05.2009 на 10 часов 00 минут в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств.
В судебном заседании 13.05.2009 представитель заявителя отказался от требований к Муниципальному образованию "Чусовской муниципальный район".
Заинтересованное лицо, Муниципальное образование "Чусовское городское поселение", представителя в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Комитета по управлению имуществом Администрации г. Чусового N 59 от 07.09.1992 (т. 1 л.д. 11) преобразована муниципальная торгово - закупочная фирма "Меркурий" в акционерное общество открытого типа "Торгово - закупочная фирма "Меркурий" (АО "ТЗФ "Меркурий").
Согласно плану приватизации МП ТЗФ "Меркурий" (л.д. 21-45) жилые дома, находящиеся на его балансе по решению исполнительного комитета Чусовского городского Совета народных депутатов N 253 от 24.05.50г., не вошли в состав приватизируемого имущества. План приватизации муниципального предприятия торгово - закупочной фирмы "Меркурий" утвержден 24.08.1992.
Как указывает истец, он неоднократно обращался в администрацию г. Чусового о передаче жилищного фонда (г. Чусовой, ул. Коммунальная, 8 и г. Чусовой, ул. Свободы, 6).
В связи с отказом администрации г. Чусового принять спорные жилые дома в муниципальную собственность, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 3 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявителем в суде первой инстанции было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока (т. 1 л.д. 119-120). Судом первой инстанции причины пропуска срока были признаны уважительными, срок был восстановлен.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не привлечены к участию в деле заинтересованные лица, граждане, которые проживают в спорных жилых домах, в связи с чем нарушены нормы процессуального права, не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку указанные выше лица не являются заинтересованными, об их правах и обязанностях судом первой инстанции не принято решение.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, в том числе жилищный фонд, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В связи с реализацией Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2006 в границах Муниципального образования "Город Чусовой" образовано Муниципальное образование "Чусовской муниципальный район", территорию которого образуют одно городское и семь сельских поселений, являющихся самостоятельными муниципальными образованиями с полномочиями на решение вопросов местного значения согласно вышеуказанному Федеральному закону и уставам.
Вопросы по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении или городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилого фонда, создание условий для жилищного строительства отнесены согласно ст.ст. 14 и 16 данного Федерального закона к полномочиям поселений и городских округов, а не к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно решению Думы Чусовского городского поселения от 22.11.2005 N 16 "О принятии устава Чусовского городского поселения" Чусовское городское поселение - муниципальное образование в составе Пермского края, состоящее из населенных пунктов, объединенных общей территорией, в границах которой осуществляется местное самоуправление в целях решения вопросов местного значения населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 1 Устава).
К вопросам местного значения Чусовского городского поселения относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (ст. 6 Устава).
В соответствии с ч. 2 ст. 56 Устава для решения вопросов местного значения в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Законом Пермского края от 29.12.2005 N 1-КЗ "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в Пермском крае в 2006 году" предусмотрено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления муниципального района в течение одного месяца после формирования органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления поселений обязаны передать указанным органам и должностным лицам принятые муниципальные правовые акты и иную документацию по решению вопросов местного значения поселения, сформированное муниципальное имущество для решения вопросов местного значения поселения, в порядке, установленном актом губернатора Пермского края и Правительством Российской Федерации (ст. 6 Закона).
Решением Думы Чусовского городского поселения от 02.02.2006 N 38 "О порядке учета, владения, управления и распоряжения муниципальной собственностью Чусовского городского поселения" предусмотрено, что в собственности поселения, согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ, может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (п. 3 ч. 2.2 Положения о порядке учета, владения, пользования, управления и распоряжения муниципальной собственностью Чусовского городского поселения).
В соответствии с Законом Пермского края от 28.08.2006 N 15-КЗ "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в Пермском крае в 2007 году" на территории Пермского края вопросы местного значения поселений решаются органами местного самоуправления вновь образованных поселений самостоятельно в соответствии с требованиями Федерального закона, если иное не установлено настоящим Законом (ст. 1 Закона).
Органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании закона Пермского края о разграничении муниципального имущества в соответствии с передаточным актом (ч. 3 ст. 2 Закона).
Законом Пермского края от 18.12.2006 N 3406-799 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Чусовского муниципального района", принятым в целях разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности Чусовского муниципального района, вновь образованными городскими и сельскими поселениями и Чусовским муниципальным районом, в состав которого они входят, утверждены перечни объектов муниципальной собственности Чусовского муниципального района, передаваемых в собственность Чусовского городского и Верхнечусовского Городковского, Калинского, Комарихинского, Скальнинского, Верхнекалинского, Никифоровского, Сельского сельских поселений (ст. 1 Закона). Органам местного самоуправления Чусовского городского и Верхнечусовского Городковского, Калинского, Комарихинского, Скальнинского, Верхнекалинского, Никифоровского, Сельского сельских поселений обеспечить безвозмездную передачу (принятие) имущества в установленные сроки, внести изменения в учредительные документы муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений (ст. 3 Закона).
Из перечня объектов муниципальной собственности Чусовского муниципального района, передаваемых в собственность Чусовского городского поселения (приложение 1 к Закону Пермского края от 18.12.2006 N 3406-799), усматривается, что жилищный фонд был передан в собственность Чусовского городского поселения.
Кроме того, согласно выписке из Реестра имущества, являющегося собственностью муниципального образования "Чусовской муниципальный район", жилищный фонд в реестре объектов муниципальной собственности Чусовского муниципального района не значится.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции ошибочно признано незаконным бездействие администрации "Чусовской муниципальный район".
В связи с отказом заявителя от требований к Муниципальному образованию "Чусовской муниципальный район", в данной части производство по делу подлежит прекращению на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
При таких обстоятельствах надлежащим заинтересованным лицом по заявленным требованиям является МО "Чусовское городское поселение".
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании ч. 2 ст. 270 АПК РФ.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб. относится на заинтересованное лицо, Муниципальное образование "Чусовское городское поселение", в соответствии со ст. 110 АПК РФ, излишне уплаченная по апелляционной жалобе государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату на основании ст. 104 АПК РФ, ст. 330.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 104, 110, п. 4 ч. 1 ст. 150, ст.ст. 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11.02.2009 по делу N А50-17378/2008 отменить.
Признать незаконным бездействие Муниципального образования "Чусовское городское поселение" по приемке с баланса ОАО "Торгово - закупочная фирма "Меркурий" в муниципальную собственность жилых домов, расположенных по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. Коммунальная, 8, г. Чусовой, ул. Свободы, 6.
Обязать Муниципальное образование "Чусовское городское поселение" принять в муниципальную собственность жилые дома, расположенные по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. Коммунальная, 8, г. Чусовой, ул. Свободы, 6.
В части требований к Муниципальному образованию "Чусовской муниципальный район" производство по делу прекратить.
Взыскать с Муниципального образования "Чусовское городское поселение" в пользу Муниципальное образование "Чусовской муниципальный район" государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб. (одной тысячи рублей).
Возвратить из федерального бюджета Муниципальному образованию "Чусовской муниципальный район" излишне уплаченную платежным поручением N 6923 от 02.03.2009 государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб. (одной тысячи рублей).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с момента его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Г.Л. Панькова |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-17378/2008-А14
Заявитель: ОАО "Торгово Закупочная Фирма "Меркурий"
Ответчик: Муниципальное образование "Чусовской муниципальный район", МО "Чусовское городское поселение", Администрация Чусовского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2100/09