г. Пермь |
|
23 июня 2009 г. |
Дело N А60-5352/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мещеряковой Т.И.
судей: Осиповой С.П.,
Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Свердловское отделение Свердловской железной дороги: Грубник Е.В. (паспорт серии 6504 N 701785, доверенность от 08.12.2007г.),
от ответчика Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела внутренних дел по Артемовскому городскому округу: не явились,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу заявителя Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Свердловское отделение Свердловской железной дороги
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 апреля 2009 года по делу N А60-5352/2009,
принятое судьей Г.В. Морозовой
по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Свердловское отделение Свердловской железной дороги
к Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела внутренних дел по Артемовскому городскому округу
о признании незаконными действий государственного органа
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Свердловское отделение Свердловской железной дороги (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела внутренних дел по Артемовскому городскому округу (далее - инспекция), выразившихся в отказе совершить регистрационные действия в отношении автомобиля УРАЛ-375Д, 1981 г.в., двигатель ЯМЗ-236 N 10078536, шасси N 357258, кузов N 0000053, государственный регистрационный знак Р984ЕН/66, а также обязать инспекцию произвести регистрационные действия (снятие с учета) в отношении указанного транспортного средства.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.04.2009г. (резолютивная часть решения объявлена 15.04.2009г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с указанным судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы общество указывает на неправомерность вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для совершения регистрационных действий. По мнению общества, с учетом наличия экспертного заключения, в котором указано, что заводская табличка двигателя транспортного средства не изменялась, и отсутствием доказательств того, что имело место изменение таблички, инспекция неправомерно отказала в осуществлении регистрационных действий. Кроме того, общество ссылается на нарушение судом первой инстанции принципа состязательности сторон, поскольку принятый судом первой инстанции отзыв инспекции в адрес общества не направлялся, представителю общества в судебном заседании не представлялся, в связи с чем заявитель был лишен возможности ознакомиться с содержанием отзыва и представить возражения на него.
В судебном заседании представитель общества доводы жалобы поддержал, считает отказ в совершении регистрационных действий необоснованным.
Инспекция с жалобой не согласна, представила письменный отзыв на жалобу, решение суда первой инстанции считает законным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на отсутствие достаточных документов для совершения необходимых регистрационных действий. В обоснование своих возражений ссылается на Приказ ГУВД Свердловской области от 08.07.2008г. N 704 и Приказ МВД РФ от 24.11.2008г. N 1001.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направила, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в порядке ст.ст. 266 , 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя общества, участвующего в судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 31.01.2008г. в инспекцию обратился представитель Егоршинской дистанции пути - структурного подразделения Свердловского отделения Свердловской железной дороги - филиала общества с заявлением о перерегистрации (снятии с учета) автомобиля УРАЛ-375Д, 1981 года выпуска, двигатель ЯМЗ-236 N 10078536, шасси N 357258, кузов N 0000053, государственный регистрационный знак Р984 ЕН/66 (л.д.17).
В ходе обязательного осмотра данного транспортного средства у сотрудников инспекции возникли сомнения в подлинности маркировочных обозначений номера кузова, вследствие чего автомобиль был направлен на экспертно - криминалистическое исследование в Экспертно-криминалистический центр ГУВД по Свердловской области.
По результатам исследования, оформленного справкой об исследовании от 07.03.2008 N 1185 (л.д.19), эксперт сделал выводы о том, что табличка с маркировочными обозначениями исследуемого транспортного средства, вероятно, изменению не подвергалась и принадлежит представленному автомобилю.
26.03.2008г. инспектором по розыску инспекции О.Н.Макаровым было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием признаков преступления, предусмотренного частью 1 статьи 326 Уголовного кодекса Российской Федерации - подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (л.д.20).
17.12.2008г. заявителю был направлен мотивированный отказ (л.д.18) в производстве регистрационных действий с вышеуказанным автомобилем со ссылкой на положения приказа ГУВД Свердловской области N 704 от 08.07.2008г., Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (Приложение к Приказу МВД России от 27.01.2003г. N 59) и Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.
Полагая, что действия инспекции по отказу совершить регистрационные действия являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий инспекции.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий государственных органов необходимо наличие двух условий - оспариваемые действия государственного органа должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним на территории Российской Федерации установлены Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 27.01.2003 года N 59 (далее - Правила), действующими в спорный период.
Пунктом 1.1 данных Правил определено, что Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.
Согласно п. 84 вышеуказанных Правил при изменении регистрационных данных органами ГИБДД совершаются действия, предусмотренные пунктами 58 - 64, 64.2, 65, 66, 69, 70 Правил; изменение регистрационных данных транспортных средств производится при отсутствии запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 49, 55, 74, 75 Правил, а также при условии выполнения требований, установленных пунктом 81 Правил.
В силу п. 57 Правил об отказе в производстве регистрационных действий Госавтоинспекция обязана в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами МВД России, мотивированно сообщить в письменной форме собственникам или владельцам транспортных средств с указанием причин отказа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.95г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно статье 19 названного Закона запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.98г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", предусмотрено, что Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Вопросы учета автомототранспортных средств регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", а также Правилами.
Согласно пункту 17 Правил при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся. Такие документы, регистрационные знаки задерживаются. С документов снимаются копии, а их оригиналы (регистрационные знаки) вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления передаются в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, совершаются на основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и справок (заключений) экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение.
Пунктом 76 Правил предусмотрена регистрация транспортных средств, в отношении которых проводилась проверка на предмет обнаружения признаков преступления.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что для совершения регистрационных действий общество представило в инспекцию справку об исследовании N 1185 от 07.03.2008г. (л.д.19), составленную специалистом Экспертно-криминалистического центра ГУВД по Свердловской области МВД РФ; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 26.03.2008г. (л.д.20), которым отказано в возбуждении уголовного дела по факту изменения маркировочной таблички в связи с отсутствием в действиях заявителя события преступления.
При этом, указав, что на момент рассмотрения заявления общества, инспекция не обладала информацией об однозначном отсутствии изменения таблички, поскольку в заключении эксперта (справке от 07.03.2008г. N 1185) сделан вывод о том, что заводская табличка изменению, вероятно, не подвергалась; в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела так же указано лишь на вероятность того, что табличка не изменялась, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у инспекции достаточных документов для совершения регистрационных действий, и, соответственно, правомерности оспариваемых действий по отказу в их совершении.
В силу ч.ч. 1-4 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Оценив представленные в материалах дела доказательства по вышеуказанным правилам, суд апелляционной инстанции считает, что при подаче заявления о совершении регистрационных действий обществом представлены в инспекцию достаточные сведения, необходимые для совершения регистрационных действий со спорным транспортным средством.
Из представленной в материалы дела справки об исследовании N 1185 от 07.03.2008г. следует, что спорное транспортное средство подвергалось капитальному ремонту, о чем имеется соответствующая табличка предприятия-изготовителя, осуществляющего капитальный ремонт. Соответствующие выводы специалистом экспертно-криминалистического центра, несмотря на указание на вероятный характер сделаны с учетом проведенного капитального ремонта. Выводы относительно умышленного демонтажа таблички в справке, составленной экспертом, отсутствуют.
Поскольку признаков преступления в изменении заводской таблички не установлено, у инспекции не имелось правовых оснований для отказа в совершении регистрационных действий с вышеуказанным транспортным средством.
Иного суду апелляционной инстанции инспекцией в нарушение ст. 65, 200 АПК РФ не доказано.
Исходя из вышеизложенного следует, что отказ в совершении регистрационных действий противоречит п.17 Правил, и, кроме того, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку ограничивает право собственника транспортного средства на распоряжение им.
Судом апелляционной инстанции отклоняются возражения инспекции относительно применения Приказа МВД РФ от 24.11.2008г. N 1001 " О порядке регистрации транспортных средств", поскольку данный Приказ вступил в силу с 27.01.2009г. и неприменим к рассматриваемым отношениям.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что основанием для отказа могут служить исключительно нормативные правовые акты, применение которых обязательно при исполнении государственной функции по регистрации транспортных средств.
В соответствии с п.14 Типового положения о министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от 25.10.2006г. N 846 руководитель соответствующего органа издает в пределах своей компетенции правовые акты по вопросам организации деятельности МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций, обеспечивает контроль за их выполнением; отменяет в установленном порядке противоречащие законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России приказы и другие акты, изданные должностными лицами МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций.
Из анализа данной нормы следует, что Приказ ГУВД Свердловской области от 22.04.2003 г. N 812, а также Указание УГИБДД ГУВД Свердловской области от 25.11.2003г. N 22/6219 не могут являться основанием для отказа в регистрационных действиях.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что отказ в совершении регистрационных действий является необоснованным, не соответствующим требованиям нормативных правовых актов, а также то обстоятельство, что данные действия инспекции делают невозможным эксплуатацию автомобиля без документов, удостоверяющих его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, основания для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание доводы жалобы о том, что общество не имело возможности возражать на доводы отзыва инспекции, поскольку доказательства направления (представления) отзыва (л.д.41) в адрес заявителя в материалах дела отсутствуют. В то же время, письменный отзыв ответчика (л.д.41), представленный в суд первой инстанции в полной мере содержит информацию, содержащуюся в отказе в регистрационных действиях.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В связи с удовлетворением требований заявителя, в соответствии с положениями ст.ст.110,112 АПК РФ с инспекции в пользу общества подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины по заявлению в сумме 2 000 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1-2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 апреля 2009 года по делу N А60-5352/2009 отменить.
Заявленные ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Свердловское отделение Свердловской железной дороги требования удовлетворить.
Признать незаконными действия ГИБДД ОВД по Артемовскому городскому округу Свердловской области по отказу в проведении регистрационных действий в отношении автомобиля УРАЛ-375Д, 1981 года выпуска, двигатель ЯМЗ-236 N 10078536, шасси N 357258, кузов N 0000053, государственный регистрационный знак Р984ЕН/66.
Обязать ГИБДД ОВД по Артемовскому городскому округу Свердловской области произвести регистрационные действия (снятие с учета) в отношении автомобиля УРАЛ-375Д, 1981 года выпуска, двигатель ЯМЗ-236 N 10078536, шасси N 357258, кузов N 0000053, государственный регистрационный знак Р984ЕН/66.
Взыскать с ГИБДД ОВД по Артемовскому городскому округу Свердловской области в пользу ОАО "Российские железные дороги" государственную пошлину по заявлению в размере 2 000 (Две тысячи) рублей, по апелляционной жалобе в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий: |
Т.И. Мещерякова |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-5352/09
Истец: ОАО РЖД (Свердловское отделение Свердловской железной дороги)
Ответчик: ОГИБДД г.Артемовский Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4471/09