г. Пермь
12 мая 2008 г. |
Дело N А50-3057/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.05.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.05.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сафоновой С. Н.,
судей Гуляковой Г.Н., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Голомолзиной Н.И.,
при участии:
от заявителя - Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Пермскому краю (Управление Россвязьохранкультура) Добрынина И.М. (паспорт 5703 N 533643, доверенность от 04.05.2008 N 23), Трапезниковой В.Ю. (паспорт 5706 N 944196, доверенность от 04.05.2007 N 23),
от заинтересованного лица - ОАО "Уралсвязьинформ": Семенова В.Н. (паспорт 5703 3 504119, доверенность от 20.12.2007 N 21-07-22)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Управления Россвязьохранкультура
на решение Арбитражного суда Пермского края от 01 апреля 2008 года
по делу N А50-3057/2008,
принятое судьей Байдиной И.В.,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Пермскому краю
к ОАО "Уралсвязьинформ"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Пермскому краю обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении ОАО "Уралсвязьинформ" к административной ответственности по ст. 14.1 ч. 3 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.04.2008 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть решения суда в части установления существенного нарушения заявителем осуществления административного производства. Заявитель полагает, что вывод суда о допущенных нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении (отсутствие уведомления общества о дате составления) основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку дата составления протокола перенесена на основании заявления ОАО "Уралсвязьинформ", протокол составлен в присутствии лица, допущенного в качестве защитника. В связи с чем заявитель полагает, что заинтересованному лицу была предоставлена возможность воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В судебном заседании заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, на изменении мотивировочной части решения настаивал.
Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, указывало на законность и обоснованность принятого судом решения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.02.2008 в ходе проведения внепланового мероприятия по государственному надзору и контролю соблюдения ОАО "Урасвязьинформ" лицензионных условий при осуществлении деятельности по лицензии N 38037 в г. Перми, обнаружено совершение обществом административного правонарушения, выразившегося оказании возмездных услуг (телематических услуг) с нарушением Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 N 32, а именно в абонентском договоре от 22.03.2007 N 1482086 с гр. Краснощековым не указаны обязательные условия, установленные подпунктами "з", "и", "к" пункта 26, подпунктами "а". "б" пункта 27 названного Положения. По результатам проверки составлен акт N 38037-59Т-11/0039 (л.д. 10)
21.02.2008 государственным инспектором по надзору за связью и информатизации Добрыниным И.М. в отсутствие законного представителя составлен протокол об административном правонарушении. При этом на основании ходатайства защитника Манько И.В. приобщен ответ общества от 21.02.2008 N 21-03-19.
Заявитель в порядке, предусмотренном статьей 202 АПК РФ, обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении общества к административной ответственности.
Основанием для отказа в удовлетворении требований стал вывод суда первой инстанции о допущенных заявителем существенных нарушений процедуры при составлении протокола об административных правонарушениях.
Указанный вывод суда является верным, основан на полном и всестороннем исследовании материалов дела и правильном применении норм материального права.
Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 25.4 КоАп РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя. В целях Кодекса законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 Кодекса). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.
Вместе с тем Кодекс допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 Кодекса право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Из материалов дела следует, что письмом от 06.02.2008 N 11-01/244 заявитель сообщил законному представителю общества о том, что составление протокола назначено на 11.02.2008 (л.д. 30, 55-56).
В ответ на указанное уведомление в адрес заявителя поступило письмо от 14.02.2008 N 03-28/106 "О переносе срока предоставления объяснения", подписанное заместителем директора филиала по техническим вопросам Манько И.В. (л.д. 112), в соответствии с которым общество ходатайствовало о переносе сроков предоставления объяснений до 21.02.2008.
11.02.2008 протокол не был составлен. Составление протокола произведено 21.02.2008 в отсутствие законного представителя общества. Доказательств уведомления общества о переносе даты составления протокола на 21.02.2008 не представлено.
Присутствовавший при составлении протокола Манько И.В. действовал от имени общества на основании общей доверенности от 20.12.2007 N 21-07-04 (л.д. 36).
После составления протокола об административном правонарушении представитель представил письменные объяснения, подписанные заместителем директора филиала по коммерческим вопросам Васкрецовым И.В. (л.д. 32-33). Доказательств, что Васкрецов И.В. может выступать в качестве защитника общества, в материалах дела не имеется.
Из протокола и материалов дела следует, что иных объяснений Манько И.В. не давал.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен без надлежащего извещения и участия законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности. Присутствующий 21.02.2008 при составлении протокола об административном правонарушении представитель общества Манько И.В. не являлся его законным представителем и действовал по доверенности без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле.
Установленные судом первой инстанции нарушения при составлении протокола сами по себе являются основанием для отказа в привлечении общества к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку составление протокола было перенесено на основании ходатайства самого общества, это позволяло заявителю не уведомлять общество о новой дате составления протокола, основаны на неверном толковании приведенных норм материального права.
Более того, апелляционный суд учитывает, что из буквального текста письма общества следует, что общество лишь просило о предоставлении срока для подготовки объяснений по выявленным нарушениям. Указанное письмо подписано Манько, который не является законным представителем общества. Также следует учитывать, что письмо о переносе срока объяснений датировано 14.02.2008 (получено заинтересованным лицом согласно штампу 14.02.2008), то есть после первоначально назначенной даты составления протокола.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что письмо от 14.12.2008 о переносе срока предоставления объяснений, не могло являться основанием для отложения составления протокола.
При изложенных обстоятельствах решение суда от 01.04.2008 отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
В силу положений статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подача заявлений по данной категории споров не оплачивается госпошлиной, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01.04.2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С. Н. Сафонова |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-3057/2008-А9
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Пермскому краю (Управление Россвязьохранкультуры)
Ответчик: ОАО "Уралсвязьинформ"
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2618/08