Ведение бюджетного учета по-новому
(применяется с 1 января 2006 года)
Отражение операций при ведении бюджетного учета с 1 января 2006 года осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, принятым в Инструкции по ведению бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.
Номер счета также состоит из 26 разрядов, но его структура изменилась и с 1 января 2006 года состоит:
1 - 17-й разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;
18-й разряд - код вида деятельности:
Бюджетная деятельность - 1;
Приносящая доход деятельность - 2 (целевые и предпринимательская деятельность);
Деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, - 3;
19 - 21-й разряды - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
22 - 23-й разряды - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;
24 - 26-й разряды - код классификации сектора государственного управления;
18 - 23-й разряды образуют код счета бюджетного учета.
Обращаем внимание главных распорядителей на фразу: "Кроме того, при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета (приложение N 1) операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции".
Разработчики решили вопрос также и по оборотам счетов, сложившихся в текущем финансовом году.
При завершении финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета следующего финансового года не переходят.
Рассмотрим подробнее изменения и особенности учета по разделам Инструкции.
Раздел 1. Нефинансовые активы
Обратите внимание, что в соответствии с Инструкцией по ведению бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н:
учет основных средств, приобретенных с 1 января 2006 года, ведется в рублях с копейками;
мягкий инвентарь переносится в состав материальных запасов независимо от стоимости и срока эксплуатации;
посуда, независимо от стоимости и срока полезного использования, переносится в состав прочих материальных запасов.
Состав основных средств приведен в соответствие с классификацией ОКОФ: мягкий инвентарь и посуда перенесены в состав материальных запасов, поэтому разработчикам пришлось сдвигать нумерацию счетов в группе основных средств и менять нумерацию в разделе материальных запасов.
С 1 января 2006 года применяются следующие группы основных средств и соответствующие счета по учету основных средств и по начислению амортизации:
Наименование групп основных средств | Счета для учета основных средств |
Счета для учета аморти- зации |
Жилые помещения | 0 10101 000 | 0 10401 410 |
Нежилые помещения | 0 10102 000 | 0 10402 410 |
Сооружения | 0 10103 000 | 0 10403 410 |
Машины и оборудование | 0 10104 000 | 0 10404 410 |
Транспортные средства | 0 10105 000 | 0 10405 410 |
Производственный и хозяйственный инвентарь | 0 10106 000 | 0 10406 410 |
Библиотечный фонд | 0 10107 000 | Не начисляется |
Драгоценности и ювелирные изделия | 0 10108 000 | Не начисляется |
Прочие основные средства | 0 10109 000 | 0 10407 410 |
Уточнен счет, на котором с 1 января 2006 года учитываются нематериальные активы, а также изменен счет начисления амортизации по нематериальным активам:
Нематериальные активы | 0 10200 000 | амортизация |
Увеличение стоимости нематериальных активов | 0 10201 320 | |
Уменьшение стоимости нематериальных активов | 0 10201 420 | 0 10408 420 |
Учет и перенос мягкого инвентаря
На счете 0 10505 000 "Мягкий инвентарь" учитываются следующие виды мягкого инвентаря:
- белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);
- постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.);
- одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.);
- обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.);
- спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.);
- прочий мягкий инвентарь.
На 1 января 2006 года необходимо сделать запись по переносу объектов мягкого инвентаря со счета 0 10108 000 на счет 0 10505 000:
Дебет 0 10505 000 "Мягкий инвентарь"
Кредит 0 10108 000 "Мягкий инвентарь".
А также в случае если начисляли амортизацию на мягкий инвентарь, необходимо списать сумму начисленной амортизации за весь 2005 год по мягкому инвентарю (бюджетные учреждения в основном придерживались рекомендаций нашей редакции и не начисляли амортизацию на мягкий инвентарь и посуду, но, поскольку в Инструкции не было четко прописано о группах основных средств, которые подлежали начислению амортизации, много учреждений начислили на посуду и мягкий инвентарь амортизацию, что это для них не является ошибкой, но надо уточнить корректировкой с изменением вступительного сальдо на 01.01.2006):
Дебет 0 10406 410 "Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря"
Кредит 0 40103 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".
Учет и перенос посуды
Посуда с 1 января 2006 года учитывается в составе прочих материальных запасов на счете 0 10506 000 "Прочие материальные запасы". По переносу сальдо на 1 января 2006 года делается запись в бюджетном учете:
Дебет 0 10506 000 "Прочие материальные запасы"
Кредит 0 10106 000 "Производственный и хозяйственный инвентарь".
А также необходимо списать сумму начисленной амортизации за 2005 год по посуде (если начисляли):
Дебет 0 10406 410 "Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря"
Кредит 0 40103 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".
Материальные запасы учитываются на следующих счетах бюджетного учета:
0 10501 000 "Медикаменты и перевязочные средства"
0 10502 000 "Продукты питания"
0 10503 000 "Горюче-смазочные материалы"
0 10504 000 "Строительные материалы"
0 10505 000 "Мягкий инвентарь"
0 10506 000 "Прочие материальные запасы"
0 10507 000 "Готовая продукция"
Следует учесть изменения по учету медикаментов - с 1 января 2006 года все медикаменты учитываются на счете 0 10501 000 независимо от вида деятельности учреждения (в том числе спирт, перевязочные средства, готовые лекарства).
Посуда, печатная продукция, в том числе печатная сувенирная продукция, предназначенная для продажи, кроме библиотечных фондов, а также иные материальные запасы учитываются на счете 0 10506 000 "Прочие материальные запасы", а также все, что ранее, до 01.01.2006, учитывалось на счете 0 10505 000 "Прочие материальные запасы".
Счет 0 10507 000 "Готовая продукция" предназначен для учета изготовленной продукции в рамках иной деятельности, приносящей доход. Готовая продукция учитывается по фактической себестоимости на основании требования накладной (ф. 0315006) и отражается:
Дебет 0 10507 340 "Увеличение стоимости готовой продукции"
Кредит 0 10604 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)".
Обратите внимание на списание готовой продукции, которое, как и ранее, происходит по фактической себестоимости. В то же время изменились записи при отпуске готовой продукции заказчику на основании требования-накладной (ф. 0315006), накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007):
Дебет 0 40101 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"
Кредит 0 10507 440 "Уменьшение стоимости готовой продукции".
Кроме того, определен порядок списания в учете недостач готовой продукции:
Дебет 0 40101 172 "Доходы от реализации активов"
Кредит 0 10507 440 "Уменьшение стоимости готовой продукции".
На основании оправдательных документов отражается списание естественной убыли готовой продукции:
Дебет 0 10604 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" или Дебет 0 40101 272 "Расходование материальных запасов"
Кредит 0 10507 440 "Уменьшение стоимости готовой продукции".
Списание потерь готовой продукции при чрезвычайных ситуациях отражается:
Дебет 0 40101 273 "Чрезвычайные расходы с операциями с активами"
Кредит 0 10507 440 "Уменьшение стоимости готовой продукции".
Перенос сальдо на 1 января 2006 года и сложившихся оборотов необходимо осуществить по соответствию счетов бюджетного учета:
Наименование счета по N 70н | Был | Стал | Наименование счета согла- сно изменениям приказа от 10.02.2006 N 25н |
Производственный и хозяйственный инвентарь, перенос сальдо на 01.01.2006 в части посуды |
0 10106 000 | 0 10506 000 | Прочие материальные запа- сы |
Мягкий инвентарь | 0 10108 000 | 0 10505 000 | Мягкий инвентарь |
Драгоценности и ювелирные изделия | 0 10109 000 | 0 10108 000 | Драгоценности и ювелирные изделия |
Прочие основные средства | 0 10110 000 | 0 10109 000 | Прочие основные средства |
Перенос сальдо на 01.01.2006 (в части прочих основных средств) |
0 10406 000 | 0 10407 000 | Амортизация прочих основ- ных средств |
Амортизация нематериальных активов | 0 10407 000 | 0 10408 000 | Амортизация нематериаль- ных активов |
Непроизведенные активы | 0 10200 000 | 0 10300 000 | Непроизведенные активы |
Нематериальные активы | 0 10300 000 | 0 10200 000 | Нематериальные активы |
Прочие материальные запасы | 0 10505 000 | 0 10506 000 | Прочие материальные запа- сы |
Готовая продукция | 0 10506 000 | 0 10507 000 | Готовая продукция |
Учет амортизации
На счете 0 10400 000 "Амортизация" отражаются данные, характеризующие степень изношенности основных средств и нематериальных активов учреждения.
На основные средства и нематериальные активы стоимостью до 1 000 рублей, а также на драгоценности, ювелирные изделия, библиотечный фонд независимо от стоимости амортизация не начисляется.
При выдаче в эксплуатацию основных средств (исключение составляют драгоценности, ювелирные изделия и библиотечный фонд) стоимостью до 1 000 руб. по ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения ф. 0504210 производятся записи в бюджетном учете:
Приобретенных за счет средств бюджетов:
Дебет 1 40101 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов"
Кредит 1 10104 410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования"
Кредит 1 10105 410 "Уменьшение стоимости транспортных средств"
Кредит 1 10106 410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря"
Кредит 1 10109 410 "Уменьшение стоимости прочих основных средств"
Кредит 1 10201 420 "Уменьшение стоимости нематериальных активов".
Приобретенных за счет целевых средств или чистой прибыли:
Дебет 2 40101 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов"
Кредит 2 10104 410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования"
Кредит 2 10105 410 "Уменьшение стоимости транспортных средств"
Кредит 2 10106 410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря"
Кредит 2 10109 410 "Уменьшение стоимости прочих основных средств"
Кредит 2 10201 420 "Уменьшение стоимости нематериальных активов".
Приобретенных за счет предпринимательской деятельности:
Дебет 2 10604 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит 2 10104 410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования"
Кредит 2 10105 410 "Уменьшение стоимости транспортных средств"
Кредит 2 10106 410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря"
Кредит 2 10109 410 "Уменьшение стоимости прочих основных средств"
Кредит 2 10201 420 "Уменьшение стоимости нематериальных активов".
На руководителей учреждений возлагается обязанность по обеспечению сохранности материальных ценностей, стоимость которых списана в расходы, но основания для списания по ветхости и износу еще не наступило, поэтому целесообразно такой учет вести на забалансовом счете 20 (или другой нумерации, если у вас этот счет занят).
На основные средства и нематериальные активы стоимостью свыше 1 000 руб. до 10 000 руб. при выдаче в эксплуатацию начисляется единовременно амортизация в размере 100% от балансовой стоимости.
Приобретенных за счет средств бюджетов или целевых средств или чистой прибыли:
Дебет 1(2) 40101 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов"
Кредит 1(2) 10404 410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования за счет амортизации"
Кредит 1(2) 10405 410 "Уменьшение стоимости транспортных средств за счет амортизации"
Кредит 1(2) 10406 410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря за счет амортизации"
Кредит 1(2) 10407 410 "Уменьшение стоимости прочих основных средств за счет амортизации"
Кредит 1(2) 10408 410 "Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации".
Начисление амортизации на основные средства и нематериальные активы, приобретенные за счет предпринимательской деятельности:
Дебет 2 10604 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит 2 10404 410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования за счет амортизации"
Кредит 2 10405 410 "Уменьшение стоимости транспортных средств за счет амортизации"
Кредит 2 10406 410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря за счет амортизации"
Кредит 2 10407 410 "Уменьшение стоимости прочих основных средств за счет амортизации"
Кредит 2 10408 410 "Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации".
На основные средства и нематериальные активы стоимостью свыше 10 000 руб. амортизация начисляется ежемесячно в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами в размере 1/12 годовой суммы при принятии объекта к бюджетному учету до полного погашения стоимости либо списания этого объекта. Начисление амортизации не может производиться более чем на 100% стоимости объектов.
Рассмотрим, каким образом определяются нормы амортизации для основных средств и нематериальных активов стоимостью свыше 10 000 руб.
Государственной учетной политикой (приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н) в отношении бюджетных учреждений определен линейный способ начисления амортизации.
При линейном способе норма амортизации определяется как единица, деленная на срок полезного использования в месяцах и умноженная на 100.
К = [1/n] х 100%,
где К - норма амортизации;
n - срок полезного использования в месяцах.
При линейном способе сумма начисленной за один месяц амортизации (А) в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости (ПС) и нормы амортизации, определенной для данного объекта:
А = К х ПС
Иначе говоря, норма амортизации для бюджетных учреждений - это величина, обратная сроку полезного использования. Поэтому основной величиной, необходимой для расчета амортизации, является срок полезного использования.
Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств и (или) объект нематериальных активов служат для выполнения целей деятельности налогоплательщика.
В зависимости от срока полезного использования амортизируемое имущество делится на амортизационные группы, установленные Правительством РФ.
Таких амортизационных групп всего десять:
первая группа | все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно |
вторая группа | имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно |
третья группа | имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно |
четвертая группа | имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно |
пятая группа | имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно |
шестая группа | имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно |
седьмая группа | имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно |
восьмая группа | имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно |
девятая группа | имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно |
десятая группа | имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет |
Перечень основных средств, включаемых в ту или иную амортизационную группу, определен постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Классификация).
Таким образом, Классификацией определяются допустимые пределы срока полезного использования основных средств в зависимости от амортизационной группы. Эта Классификация применяется коммерческими организациями с 1 января 2002 года, а на бюджетные учреждения Классификация распространена письмом Минфина России от 13.04.2005 N 02-14-10а/721.
Бюджетные учреждения расчет суммы амортизации основных средств и нематериальных активов, входящих с первой по девятую амортизационную группу указанной Классификации, осуществляют в соответствии с максимальными сроками полезного использования имущества, установленными для этих групп.
Для основных средств, входящих в десятую амортизационную группу указанной Классификации, расчет суммы амортизации осуществляется в соответствии со сроками полезного использования имущества, рассчитанными в соответствии с Годовыми нормами износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденными Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28.06.1974 в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11.11.1973 N 824.
Пример.
Персональные компьютеры отнесены к 3-й амортизационной группе. Срок полезного использования в этой группе - свыше 3 лет до 5 лет включительно. Срок полезного использования имущества бюджетных учреждений определяется в соответствии с максимальными сроками. То есть для расчета амортизации персональных компьютеров будет применен срок полезного использования 5 лет (60 месяцев).
Записи в учете производятся такие же, как и при начислении 100%-й амортизации.
Раздел 2. Финансовые активы
Изменились нумерация и название счетов раздела "Финансовые активы" 0 20600000 "Расчеты по авансам выданным" и 0 20800 000 "Расчеты с подотчетными лицами".
Расширено применение счета 0 21001 000 "Расчеты по НДС по товарам, работам, услугам, уплаченным поставщикам".
Для расчетов с наличными средствами для бюджетополучателя введен счет 0 21003 000, поэтому счет 0 30600 000, рекомендованный ранее письмом Минфина России от 18.03.2005 N 02-14-10а/462 совместно с Казначейством N 42-7.1-01/5.1-58, не применяется с 1 января 2006 года в части отражения бюджетополучателями операций с наличными деньгами.
Авансовые платежи
Расходы на связь (100%) были предусмотрены в 2004 году пунктом 11 постановления Правительства РФ от 14.02.2004 N 80, в 2005 году - пунктом 8 постановления Правительства РФ от 02.03.2005 N 107.
Кроме того, теми же пунктами на 2004 - 2005 гг. было предусмотрено 100%-ное авансирование по договорам на подписку, услуги связи, приобретение печатных изданий, обучение на курсах повышения квалификации, приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, а также путевок на санаторно-курортное лечение. На 2006 год перечень расширен и утвержден постановлением Правительства РФ от 22.02.2006 N 101.
В 2006 году эти отношения регулируются пунктом 37 постановления, в соответствии с которым получатель средств федерального бюджета при заключении подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг) вправе предусматривать следующую максимальную величину авансовых платежей:
- в размере 100 процентов суммы договора (контракта) - по договорам (контрактам) о предоставлении услуг связи, о приобретении печатных изданий, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении горюче-смазочных материалов, авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
а также по договорам (контрактам) о приобретении технически сложного научного и учебного оборудования, производимого ограниченным числом поставщиков (производителей) (по заключению соответствующего главного распорядителя), кроме имущества, приобретаемого в рамках государственного оборонного заказа;
- в размере 30 процентов суммы договора (контракта), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, - по остальным договорам (контрактам).
Рассмотрим пример формирования стоимости основного средства.
Пример 2
Бюджетным учреждением заключен договор на поставку компьютера, стоимость определена в 49 560 руб., в том числе НДС, перечислен аванс в счет поставки компьютера в размере 30% стоимости, доставка составила 833 руб. 08 копеек, начислено вознаграждение за сборку и наладку компьютера по гражданско-правовому договору(в штате такой должности не предусмотрено) в размере 3 000 руб. Начисление ЕСН по договору гражданско-правового характера с 01.01.2006 проводится по ставке 23,1% (26% - 2,9%), так как по таким договорам в Фонд социального страхования ЕСН не начисляется: 20% - в федеральный бюджет,1,1% - в Федеральный ФОМС, 2% - в территориальный ФОМС в общей сумме 693 руб. за счет бюджетных средств безналичным путем. В бюджетном учете отражены следующие операции:
N п/п |
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма (руб.) |
1 | Перечислен аванс (в размере 30%) по счету-фактуре за приобретение компьютера в комплекте |
1 20619 560 "Увеличение дебитор- ской задолженности по выданным авансам за приобретение основных средств" |
1 30405 310 "Расчеты по платежам из бюджета с органа- ми, организующими исполнение бюджетов, по приобретению ос- новных средств" |
14 868 |
2 | Получен от поставщика компьютер согласно накладной, в том числе НДС |
1 10601 310 "Увеличение капиталь- ных вложений в основ- ные средства" |
1 30219 730 "Увеличение креди- торской задолженнос- ти по приобретению основных средств" |
49 560 |
3 | Произведен зачет с поставщиком путем зачета аванса 30% |
1 30219 830 "Уменьшение кредитор- ской задолженности по приобретению основных средств" |
1 20619 660 "Уменьшение дебитор- ской задолженности по выданным авансам за приобретение ос- новных средств" |
14 868 |
4 | Произведено перечисление средств поставщику 70% |
1 30219 830 "Уменьшение кредитор- ской задолженности по приобретению основных средств" |
1 30405 310 "Расчеты по платежам из бюджета с органа- ми, организующими исполнение бюджетов по приобретению ос- новных средств" |
34 692 |
5 | Начислено вознаграждение по договору гражданско-правового характера на сборку и наладку оборудования |
1 10601 310 "Увеличение капиталь- ных вложений в основ- ные средства" |
1 30219 730 "Увеличение кредито- рской задолженности с поставщиками и по- дрядчиками по оплате прочих услуг" |
3 000 |
6 | Начисление ЕСН по договору гражданско-правового характера |
1 10601 310 "Увеличение капиталь- ных вложений в основ- ные средства" |
1 30302 730 "Увеличение креди- торской задолженнос- ти по ЕСН и страхо- вым взносам на обя- зательное пенсионное страхование в РФ" |
693 |
7 | Начислены расходы по доставке, в том числе НДС |
1 10601 310 "Увеличение капиталь- ных вложений в основ- ные средства" |
1 30205 730 "Увеличение креди- торской задолженнос- ти с поставщиками и подрядчиками по оп- лате транспортных услуг" |
833,08 |
8 | Удержан налог на доходы физических лиц |
1 30219 830 "Уменьшение кредитор- ской задолженности по расчетам с поставщи- ками и подрядчиками по оплате прочих ус- луг" |
1 30301 730 "Увеличение креди- торской задолженнос- ти по налогу на до- ходы физических лиц" |
390 |
9 | Произведена оплата транспортных услуг согласно представленному счету |
1 30205 830 "Уменьшение кредитор- ской задолженности по расчетам с поставщи- ками и подрядчиками по оплате транспорт- ных услуг" |
1 30405 222 "Расчеты по платежам из бюджета с органа- ми, организующими исполнение бюджетов по оплате транспорт- ных услуг" |
833,08 |
10 | Перечислен в бюджет ЕСН с нештатной зарплаты |
1 30302 830 "Уменьшение кредитор- ской задолженности по ЕСН и страховым взно- сам на обязательное пенсионное страхова- ние в РФ" |
1 30405 226 "Расчеты по платежам из бюджета с органа- ми, организующими исполнение бюджетов, по оплате прочих ус- луг" |
693 |
11 | Заявка на получение денег с лицевого счета |
1 21003 560 "Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств" |
1 30405 226 "Расчеты по платежам из бюджета с органа- ми, организующими исполнение бюджетов, по оплате прочих ус- луг" |
2 610 |
12 | Получены деньги в кассу на выплату нештатной зарплаты |
1 20104 510 "Поступление в кассу" |
1 21003 660 "Расчеты по операци- ям с наличными дене- жными средствами по- лучателя бюджетных средств" |
2 610 |
13 | Перечислен в бюджет налог на доходы физических лиц |
1 30301 830 "Уменьшение кредитор- ской задолженности по налогу на доходы фи- зических лиц" |
1 30405 226 "Расчеты по платежам из бюджета с органа- ми, организующими исполнение бюджетов, по оплате прочих ус- луг" |
390 |
14 | Выплачена нештатная зарплата | 1 30219 830 "Уменьшение кредитор- ской задолженности по работам с поставщика- ми и подрядчиками по оплате прочих услуг" |
1 20104 610 "Выбытие из кассы" |
2 610 |
15 | Итого сформирована стоимость компь- ютера |
1 10601 310 | - | 54 086,08 |
16 | Ввод в эксплуатацию основного средства (компьютера) |
1 10104 310 "Увеличение стоимости машин и оборудования" |
1 10601 410 "Уменьшение капи- тальных вложений в основные средства" |
54 086,08 |
Рассмотрим формирование стоимости материальных запасов.
Пример 2
Бюджетным учреждением приобретены строительные материалы для текущего ремонта за счет бюджетных средств безналичным путем. В бюджетном учете отражены следующие операции:
Приобретение материалов у поставщика, который осуществляет доставку
своим транспортом по одному договору за счет средств бюджета
N п/п |
Содержание операции | Проводка | Сумма, руб. | |
Дебет | Кредит | |||
1. | Перечислен аванс в счет поставки стройматериалов по договору, включающему в себя все расходы по доставке и др. (по одному договору) |
1 20622 560 | 1 30405 340 | 4 650 |
2. | Оприходованы строительные материалы | 1 10504 340 | 1 30222 730 | 16 500 |
3. | Перечислено поставщику за строительные материалы, включая доставку материалов |
1 30222 830 | 1 30405 340 | 11 850 |
Если оплата доставки произведена поставщику отдельно, то формирование стоимости материалов производится через счет 1 10604 340.
N п/п |
Содержание операции | Проводка | Сумма, руб. | |
Дебет | Кредит | |||
4. | Перечислен аванс в счет поставки строймате- риалов |
1 20622 560 | 1 30405 340 | 4 650 |
5. | Оприходованы строительные материалы (для последующего формирования учетной стоимости материалов) |
1 10604 340 | 1 30222 730 | 16 000 |
6. | Перечислено поставщику за строительные материалы |
1 30222 830 | 1 30405 340 | 11 350 |
7. | Зачет аванса (предоплаты) за поставку стройматериалов |
1 30222 830 | 1 20622 660 | 4 650 |
8. | Проведен счет за доставку строительных материалов |
1 10604 340 | 1 30205 730 | 500 |
9. | Оплачен счет за доставку строительных материалов |
1 30205 830 | 1 30405 222 | 500 |
10. | Сформирована стоимость строительных материалов |
1 10504 340 | 1 10604 440 | 16 500 |
Здесь необходимо обратить внимание на то, что доставка включается в фактическую стоимость материальных запасов, формирование учетной стоимости проводится с применением счета 1 10604 340, если оплата производится по разным договорам (как во второй части примера).
При учете безвозмездного поступления материальных запасов необходимо учесть изменения, внесенные в Инструкцию приказом N 25н.
Если материальные запасы поступают в бюджетное учреждение безвозмездно от вышестоящей организации или от другого бюджетного учреждения, то тогда они приходуются по фактической стоимости с учетом сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
А если материальные запасы поступают в бюджетное учреждение по договору дарения, то тогда они приходуются по текущей рыночной стоимости с учетом сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (пример 3).
Пример 3
В бюджетное учреждение по договору дарения поступили хозяйственные материалы на сумму 5 310 руб., в том числе НДС 18%.
Поступление прочих материалов по договору дарения, если больше
никаких дополнительных расходов нет
N п/п |
Содержание операции | Проводка | Сумма, руб. | |
Дебет | Кредит | |||
1. | Оприходованы материалы, поступившие по договору дарения, включая НДС (с указанием наименования и количества) |
2 10506 340 | 2 40101 180 2 40101 151 2 30404 000 |
5 310 |
Если материалы поступают по договору дарения и производится доставка по отдельному счету (договору), то записи будут иными.
N п/п |
Содержание операции | Проводка | Сумма, руб. | |
Дебет | Кредит | |||
2. | Оприходованы материалы, поступившие по договору дарения (по наименованию и количеству) |
2 10604 340 | 2 40101 180 2 40101 151 2 30404 000 |
5 310 |
3. | Доставка | 2 10604 340 | 2 30205 730 | 300 |
4. | Оприходованы материалы с учетом доставки | 2 10506 340 | 2 10604 440 | 5 610 |
Поступление материальных запасов, изготовленных самим учреждением, оформляется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.
Выдача под отчет на командировочные расходы
На этом примере рассматриваются применение счета 0 21003 000 "Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств" и последовательность операций при получении средств на командировочные расходы, их расходование и сдача неизрасходованного аванса на лицевой счет бюджетополучателя.
Операция | Дебет | Кредит | Сумма |
Получение в кассу по чеку на командировоч- ные расходы |
2 21003 560 2 20104 510 |
2 20101 610 забалансовый учет на счете N 18 (3 кода: 212, 222, 226) 2 21003 660 |
3 000 8 000 6 000 |
Выдано из кассы в подотчет | 2 20802 560 - 3 000 2 20805 560 - 8 000 2 20809 560 - 6 000 |
2 20104 610 | 17 000 |
Авансовый отчет сдает подотчетное лицо | 2 10604 340 (вид изделия, тема) 212, 222, 226 За счет прибыли 2 40101 212 2 40101 222 2 40101 226 |
2 20802 660 2 20805 660 2 20809 660 |
2 000 7 000 5 000 |
Подотчетное лицо сдает неизрасходованный аванс в кассу |
2 20104 510 212 222 226 |
2 20802 660 2 20805 660 2 20809 660 |
1 000 1 000 1 000 |
Сдано в банк | 2 21003 560 2 20101 510 212 - 1 000 222 - 1 000 226 - 1 000 |
2 20104 610 212 - 1 000 222 - 1 000 226 - 1 000 2 21003 660 |
3 000 3 000 |
Счет 0 21001 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным
ценностям, работам, услугам"
Изменения коснулись отражения полученных НДС с предварительных оплат - для этого используется счет 0 21001 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам".
N п/п |
Наименование операций | Дебет | Кредит | Сумма (руб.) |
1 | Поступили доходы в счет предстоящих поставок, выполнения работ, оказания услуг (аванс), облагаемые НДС |
2 20101 510 | 2 20503 660 | 118 000 |
2 | Отнесение сумм НДС с авансов в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), облагаемых НДС на расчеты с бюджетом |
2 21001 560 | 2 30304 730 | 18 000 |
3 | Начислен доход от рыночных продаж товаров (работ, услуг) с учетом НДС |
2 20503 560 | 2 40101 130 | 59 000 |
4 | Начислен НДС по доходам от рыночных продаж товаров (работ, услуг) |
2 40101 130 | 2 30304 730 | 9 000 |
5 | Одновременно производится налоговый вычет НДС по полученным ранее авансам в счет предстоящих поставок, облагаемых НДС |
2 30304 830 | 2 21001 660 | 9 000 |
Кроме того, на этом же счете учитываются суммы НДС, уплаченные поставщикам товарно-материальных ценностей, которые предназначены для использования в извлечении доходов, облагаемых НДС.
Обращаем ваше внимание, что при приобретении основных средств, материальных запасов за счет бюджетных средств и целевых поступлений сумма НДС, уплаченная поставщикам, относится на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.
Если основные средства, нематериальные активы и материальные запасы приобретены за счет средств предпринимательской деятельности, не облагаемой налогом на добавленную стоимость, также суммы НДС, уплаченные поставщикам при их приобретении, относятся на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.
При приобретении основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, услуг, если они используются частично или полностью в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС, уплаченный НДС относится на дебет счета 0 21001 560 для последующего решения в соответствии с налоговым законодательством принятия налогового вычета (на счет 2 30304 830) или отнесения в расходы (2 10604 340).
Раздел 3. Обязательства
В соответствии с Ин- струкцией от 26.08.2004 N 70н |
Был | Стал | С учетом приказа от 10.02.2006 N 25н |
Счет 0 20600 000 |
Счет 0 20800 000 |
Расчеты с поставщи- ками и подрядчиками |
Расчеты с поста- вщиками и подря- дчиками |
Расчеты по авансам |
Расчеты с под- отчетными ли- цами |
||
Расчеты по заработ- ной плате |
0 30201 000 | 0 30201 000 | Расчеты по зара- ботной плате |
0 20601 000 | 0 20801 000 |
0 30202 000 | Расчеты по про- чим выплатам |
0 20602 000 | 0 20802 000 | ||
0 30203 000 | Расчеты по на- числениям на оп- лату труда |
0 20603 000 | 0 20803 000 | ||
Расчеты с поставщи- ками и подрядчиками по оплате услуг свя- зи |
0 30202 000 | 0 30204 000 | Расчеты с поста- вщиками и подря- дчиками по опла- те услуг связи |
0 20604 000 | 0 20804 000 |
Расчеты с поставщи- ками и подрядчиками по оплате транспорт- ных услуг |
0 30203 000 | 0 30205 000 | Расчеты с поста- вщиками и подря- дчиками по опла- те транспортных услуг |
0 20605 000 | 0 20805 000 |
Расчеты с поставщи- ками и подрядчиками по оплате коммуналь- ных услуг |
0 30204 000 | 0 30206 000 | Расчеты с поста- вщиками и подря- дчиками по опла- те коммунальных услуг |
0 20606 000 | 0 20806 000 |
Расчеты с поставщи- ками и подрядчиками по оплате арендной платы за пользование имуществом |
0 30205 000 | 0 30207 000 | Расчеты с поста- вщиками и подря- дчиками по опла- те арендной пла- ты за пользова- ние имуществом |
0 20607 000 | 0 20807 000 |
Расчеты с поставщи- ками и подрядчиками по оплате услуг по содержанию имущества |
0 30206 000 | 0 30208 000 | Расчеты с поста- вщиками и подря- дчиками по опла- те услуг по со- держанию имущес- тва |
0 20608 000 | 0 20808 000 |
Расчеты с поставщи- ками и подрядчиками по оплате прочих ус- луг |
0 30207 000 | 0 30209 000 | Расчеты с поста- вщиками и подря- дчиками по опла- те прочих услуг |
0 20609 000 | 0 20809 000 |
Расчеты по безвоз- мездным и безвозвра- тным перечислениям государственным и муниципальным орга- низациям |
0 30208 000 | 0 30210 000 | Расчеты по без- возмездным и безвозвратным перечислениям государственным и муниципальным организациям |
0 20610 000 | 0 20810 000 |
Расчеты по безвоз- мездным и безвозвра- тным перечислениям организациям, за ис- ключением государст- венных и муниципаль- ных организаций |
0 30209 000 | 0 30211 000 | Расчеты по без- возмездным и безвозвратным перечислениям организациям, за исключением го- сударственных и муниципальных организаций |
0 20611 000 | 0 20811 000 |
Расчеты по перечис- лениям другим бюдже- там бюджетной систе- мы Российской Феде- рации |
0 30210 000 | 0 30212 000 | Расчеты по пере- числениям другим бюджетам бюджет- ной системы Рос- сийской Федера- ции |
0 20612 000 | 0 20812 000 |
Расчеты по перечис- лениям наднациональ- ным организациям и правительствам инос- транных государств |
0 30211 000 | 0 30213 000 | Расчеты по пере- числениям надна- циональным орга- низациям и пра- вительствам ино- странных госу- дарств |
0 20613 000 | 0 20813 000 |
Расчеты по перечис- лениям международным организациям |
0 30212 000 | 0 30214 000 | Расчеты по пере- числениям между- народным органи- зациям |
0 20614 000 | 0 20814 000 |
Расчеты по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, со- циальному и медицин- скому страхованию населения |
0 30213 000 | 0 30215 000 | Расчеты по пен- сиям, пособиям и выплатам по пен- сионному, соци- альному и меди- цинскому страхо- ванию населения |
0 20615 000 | 0 20815 000 |
Расчеты по пособиям по социальной помощи населению |
0 30214 000 | 0 30216 000 | Расчеты по посо- биям по социаль- ной помощи насе- лению |
0 20616 000 | 0 20816 000 |
Расчеты по пенсиям, пособиям, выплачива- емым организациями сектора государст- венного управления |
0 30215 000 | 0 30217 000 | Расчеты по пен- сиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государ- ственного управ- ления |
0 20617 000 | 0 20817 000 |
Расчеты по прочим расходам |
0 30216 000 | 0 30218 000 | Расчеты по про- чим расходам |
0 20618 000 | 0 20818 000 |
Расчеты с поставщи- ками и подрядчиками по приобретению ос- новных средств |
0 30217 000 | 0 30219 000 | Расчеты с поста- вщиками и подря- дчиками по при- обретению основ- ных средств |
0 20619 000 | 0 20819 000 |
Расчеты с поставщи- ками и подрядчиками по приобретению не- материальных активов |
0 30218 000 | 0 30220 000 | Расчеты с поста- вщиками и подря- дчиками по при- обретению нема- териальных акти- вов |
0 20620 000 | 0 20820 000 |
Расчеты с поставщи- ками и подрядчиками по приобретению не- произведенных акти- вов |
0 30219 000 | 0 30221 000 | Расчеты с поста- вщиками и подря- дчиками по при- обретению непро- изведенных акти- вов |
0 20621 000 | 0 20821 000 |
Расчеты с поставщи- ками и подрядчиками по приобретению ма- териальных запасов |
0 30220 000 | 0 30222 000 | Расчеты с поста- вщиками и подря- дчиками по при- обретению мате- риальных запасов |
0 20622 000 | 0 20822 000 |
Расчеты с поставщи- ками и подрядчиками по приобретению цен- ных бумаг, кроме ак- ций |
0 30221 000 | 0 30223 000 | Расчеты с поста- вщиками и подря- дчиками по при- обретению ценных бумаг, кроме ак- ций |
0 20623 000 | 0 20823 000 |
Расчеты с поставщи- ками и подрядчиками по приобретению ак- ций и иных форм уча- стия в капитале |
0 30222 000 | 0 30224 000 | Расчеты с поста- вщиками и подря- дчиками по при- обретению акций и иных форм уча- стия в капитале |
0 20624 000 | 0 20824 000 |
Расчеты с поставщи- ками и подрядчиками по приобретению де- нежных документов |
0 30223 000 | исключен |
Рассмотрим счета "Расчетов с поставщиками и подрядчиками" - 0 30201 000 "Расчеты по заработной плате", 0 30201 000 "Расчеты по прочим выплатам" и 0 30203 000 "Расчеты по начислениям на оплату труда", а также 0 30302 000 "Расчеты по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации".
Дебет | Кредит | Наименование операций |
1 40101 211 | 1 30201 730 | Расчеты по заработной плате согласно ст. 211 |
1 40101 212 | 1 30202 730 | Расчеты по прочим выплатам, ст. 212 |
1 40101 213 | 1 30302 730 | Расчеты по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование РФ, ст. 213 |
1 40101 213 | 1 30306 730 | Расчеты по обязательному страхованию от несчастных случаев, ст. 213 |
1 30302 830 | 1 30203 730 | Расчеты по начислениям на оплату труда: суммы начисленных пособий по временной нетрудоспособнос- ти, по уходу за ребенком до 1,5 лет, санаторно-ку- рортное обслуживание и др. (Уменьшение ст. 213) |
1 30306 830 | 1 30203 730 | Начисленные платежи в рамках страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболева- ний. (Уменьшение ст. 213) |
Обращаем внимание на начисление оплаты труда лицам, не состоящим в штате учреждения, по гражданско-правовым договорам:
Дебет | Кредит | Наименование операций |
1 40101 221 1 40101 222 1 40101 223 1 40101 224 1 40101 225 1 40101 226 1 40101 290 |
1 30204 730 1 30205 730 1 30206 730 1 30207 730 1 30208 730 1 30209 730 1 30218 730 |
Начисление вознаграждения по гражданско-правовому договору |
1 40101 221 1 40101 222 1 40101 223 1 40101 224 1 40101 225 1 40101 226 1 40101 290 |
1 30302 730 | Начисление ЕСН в соответствии с законодательством |
Разделы "Финансовый результат" и "Санкционирование расходов бюджета", "Добровольное медицинское страхование", "Обязательное медицинское страхование" читайте в следующем номере.
Л.П. Воробьева,
к.э.н., главный редактор, генеральный директор
ИД "Советник бухгалтера"
"Советник бухгалтера в здравоохранении", N 4, май-июнь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера в здравоохранении"
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-18370 от 21.09.2004 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический почтовый адрес редакции:
115998 г., Москва, ул. Люсиновская д. 51, оф. 584
Телефоны редакции: (495) 258-00-27, 236-33-89, 748-46-71, 748-46-72
Отдел подписки и распространения: (495) 748-46-71, 748-46-72
Отдел рекламы: (495) 748-46-71, 748-46-72
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Каталог "Роспечать" - 20406, 84673
Каталог "Пресса России" - 87921, 87859