г. Пермь
13 августа 2009 г. |
Дело N А50-11690/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Мещеряковой Т.И., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя - ООО"Влада":Смирнов С.Е., паспорт, доверенность в материалах дела,
от заинтересованного лица - Пермская таможня: Останина А.Н., удостоверение, доверенность от 30.12.2008г.,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Пермской таможни
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 июня 2009 года
по делу N А50-11690/2009,
принятое судьей Якимовой Н.В.,
по заявлению ООО"Влада"
к Пермской таможне
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Влада" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пермской таможни (далее - таможенный орган) от 04.05.2009г., которым общество привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.06.2009г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает на правомерность привлечения общества к административной ответственности, поскольку заявитель, представив в таможенный орган неполную ГТД и приняв на себя обязательства по предоставлению недостающих сведений в определенный срок, в случае нарушения этого срока несет ответственность, предусмотренную ч.3 ст.16.12 КоАП РФ.
Представитель таможенного органа в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановления таможенного органа.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, Пальниковским таможенным постом выпущен в режиме экспорта товар-лесоматериалы обрезные хвойных пород (сосна обыкновенная), заявленный обществом в грузовой таможенной декларации N 10411080/180309/0002782, в графе 44 которой декларант обязался представить в срок до 28.03.2009г. недостающие сведения о номере железнодорожной накладной.
19.03.2009г. таможенным органом заявленный в ГТД N 10411080/180309/0002782 товар был выпущен под гарантийное обязательство о предоставлении недостающих сведений в срок до 28.03.2009г.
В установленный срок ООО "Влада" железнодорожные накладные не представило, недостающие сведения были представлены в таможенный орган 13.04.2009г. (вх.N 11/1230).
Полагая, что обществом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.16.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Влада" 20.04.2009г. составлен протокол об административном правонарушении (л.д.48-50).
Постановлением по делу об административном правонарушении от 04.05.2009г. на общество наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 50 000 рублей (л.д.7-10).
Считая, что данное постановление вынесено незаконно, ООО "Влада" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного постановления.
Удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.12 КоАП РФ.
Данный вывод суда апелляционная инстанция находит ошибочным.
В силу ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии со ст.123 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 1, 2 ст.124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
При этом перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.127 ТК РФ при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан, в том числе подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения, предусмотренные ст.131 настоящего Кодекса.
В силу ч.2 ст.131 ТК РФ при декларировании товаров представляются следующие основные документы:
договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок;
имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;
транспортные (перевозочные) документы;
разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса;
платежные и расчетные документы;
документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 настоящего Кодекса.
Если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен настоящим Кодексом. Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок (ч.5 ст.131 ТК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
Согласно п.1 ст.135 ТК РФ если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.
При подаче неполной таможенной декларации декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.
Для российских товаров срок, в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных, иных условий и не может превышать восемь месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.
На основании ст.132 ТК РФ факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов.
Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения. С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Правила заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, вывозимых с таможенной территории, установлены разделом V Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы РФ от 04.09.2007г. N 1057.
Согласно п.15 указанной инструкции сведения, заявляемые декларантом в ГТД, являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
Исходя из указанного следует, что декларант при представлении неполной таможенной декларации принимает на себя обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в определенный им в обязательстве срок, что отражается в грузовой таможенной декларации.
Из материалов дела следует, что согласно письменному обязательству общества, в указанной таможенной декларации, общество обязалось представить сведения о железнодорожной накладной до 28.03.2009г.
Фактически сведения о номере железнодорожной накладной представлены обществом только 13.04.2009г.
По мнению общества, Таможенным кодексом Российской Федерации установлен предельный восьмимесячный срок для представления недостающих документов. Конкретный срок может быть установлен в гарантийном обязательстве декларанта. При этом таможенный орган путем вынесения соответствующего распорядительного документа утверждает соответствующий срок. Таможенным органом такого распорядительного документа вынесено не было.
Судом апелляционной инстанции данный довод отклоняется в силу следующего.
Действительно, в соответствии со ст.135 ТК РФ для российских товаров срок, в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных, иных условий и не может превышать восемь месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.
Однако в соответствии с п.3 ст.132 ТК РФ с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Следовательно, с момента принятия таможенной декларации срок для представления недостающих сведений (до 28.03.2009г.) считается утвержденным таможенным органом.
Таким образом, утверждение таможенным органом срока представления необходимых сведений произведено в соответствии с вышеназванными нормами и на основании письменного обязательства заявителя.
Обязанность по предоставлению документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, установлена Таможенным кодексом РФ. За неисполнение указанной обязанности установлена административная ответственность. Принятие обществом письменного обязательства о представлении железнодорожных накладных в указанный в обязательстве срок в соответствии со ст.135 ТК РФ не может рассматриваться в качестве обстоятельства, отменяющего административную ответственность за непредставление соответствующих документов в установленный срок.
В соответствии с ч.3 ст.16.12 КоАП РФ непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП, образует непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что таможенным органом доказан факт непредставления обществом в установленный срок недостающих сведений, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Обществом не представлены доказательства принятия всех зависящих мер по соблюдению установленного срока представления железнодорожной накладной и отсутствия указанной возможности.
С учетом данных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.12 КоАП РФ.
Поскольку недостающие сведения представлены обществом только 13.04.2009г., то есть с нарушением установленного срока, в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.16.12 КоАП РФ. Вывод суда об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения является ошибочным, что влечет отмену судебного акта.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не свидетельствуют о малозначительности административного правонарушения.
Обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом апелляционной инстанции не установлено. Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности, при наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не позволяют сделать вывод о его малозначительности.
Судом апелляционной инстанции не установлено наличие таких обстоятельств совершения правонарушения, которые свидетельствовали бы об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, выраженным в обеспечении государственного контроля за соблюдением гражданами и юридическими лицами таможенного законодательства Российской Федерации. С учетом специфики возникших спорных отношений незначительный пропуск обществом установленного срока для представления им недостающих сведений о номере железнодорожной накладной само по себе не свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
Следовательно, заявитель правомерно привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.16.12 КоАП РФ, оснований для удовлетворения заявленных им требований не имеется.
Процедура привлечения ООО "Влада" к административной ответственности таможенным органом соблюдена (о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом).
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба таможенного органа - удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.1-2 ст.270 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 июня 2009 г. по делу N А50-11690/2009 отменить.
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Пермской таможни N 10411000-297/2009 от 04.05.2009г. о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.16.12 КоАП РФ ООО "Влада" - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Т.И.Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11690/2009-А21
Истец: ООО"Влада"
Ответчик: Пермская таможня
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6443/09