г. Пермь
11 августа 2008 г. |
Дело N А71-1931/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Снегура А. А.
судей Казаковцевой Т.В., Шварц Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мехоношиным Е.В.
при участии:
от истца, открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания", Бочкарева Т.М., доверенность N 1138 от 07.12.2007 года;
от ответчика, муниципального некоммерческого учреждения "Единая служба муниципального заказчика Камбарского района",
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, муниципального некоммерческого учреждения "Единая служба муниципального заказчика Камбарского района", Петухова О.В., доверенность от 05.05.2008 года, Сергеев А.О., доверенность от 05.05.2008 года,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 июня 2008 года
по делу N А71-1931/2008,
принятое судьей Вараксиной Л.Е.
по иску открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания"
к муниципальному некоммерческому учреждению "Единая служба муниципального заказчика Камбарского района"
об урегулировании разногласий по договору энергоснабжения,
установил:
Открытое акционерное общество "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному некоммерческому учреждению "Единая служба муниципального заказчика Камбарского района" (далее - МНУ "ЕСМЗ Камбарского района") об урегулировании разногласий по спорным условиям договора энергоснабжения N К 8051 от 01.02.2008 года.
29.05.2008 года истец уточнил исковые требования в части исключения позиции 18 по приложению N 2 к договору энергоснабжения N К 8051 от 01.02.2008 года. Уточнение исковых требований принято судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.06.2008 года по договору N К 8051 от 01.02.2008 года, заключаемому между ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" и МНУ "ЕСМЗ Камбарского района", приложение N 1 к договору и приложение N 2 к договору за исключением позиции N 18 приложения N 2 к договору принято в редакции ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", пункт 3.4 договора исключен, с МНУ "ЕСМЗ Камбарского района" взыскано 2 000 руб. расходов по государственной пошлине.
Ответчик, МНУ "ЕСМЗ Камбарского района", с решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.06.2008 года не согласен по следующим основаниям.
Полагает, что Приложения N 1 и N 2 к договору энергоснабжения N К 8051 от 01.02.2008 года должны быть приняты в его редакции, поскольку из общего объема договорного потребления электроэнергии исключается объем электроэнергии, потребляемой в местах общего пользования управляемых им домов. Свою позицию основывает на письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, письме Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики от 25.07.2007 N 14/2247, в соответствии с которыми понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электроэнергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования".
Считает, что за оказание данных услуг должны производить оплату непосредственно собственники и наниматели жилых помещений в составе платы за коммунальные услуги.
Просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Истец, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что с доводами ответчика не согласен по следующим основаниям.
Ответчик является управляющей жилым фондом организацией и исполнителем коммунальных услуг, а значит, должен приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания услуг жильцам домов, в том числе электрическую энергию для использования на общедомовые нужды.
Часть счетчиков, которые предлагает исключить ответчик, являются общедомовыми приборами учета, а часть счетчиков установлены на освещение подъездов.
По мнению истца, довод ответчика о том, что плата за электрическую энергию должна вноситься жильцами непосредственно ресурсоснабжающей организации необоснован, так как в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации указанная плата вносится управляющей организации.
Ссылки ответчика на письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 и Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики от 25.07.2007 N 14/2247 считает несостоятельными, поскольку в данных письмах не говорится о расчетах гарантирующего поставщика непосредственно с населением.
Пункт 3.4, с точки зрения истца, исключен правомерно в связи с тем, что законодательство о защите прав потребителей не распространяется на отношения между юридическими лицами по договору энергоснабжения.
Просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Удмуртской Республики.
Истец направил ответчику проект договора энергоснабжения N К 8051 от 01.02.2008 года, который был подписан последним с протоколом разногласий.
Согласно протоколу разногласий ответчик предложил включить в договор дополнительный пункт 3.4 следующего содержания: "Потребитель вправе потребовать от "Гарантирующего поставщика" уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей", изменить редакцию пункта 5.4 договора, предусматривающего порядок оплаты электроэнергии, принять приложение N 1 к договору в своей редакции (с общим годовым объемом потребления 295 400 кВтч), из приложения N 2 к договору исключить пункты 3, 5, 6, 10-12, 16, 18-53.
Рассмотрев протокол разногласий, истец направил ответчику 15.02.2008 года протокол урегулирования разногласий к договору N К 8051 от 01.02.2008 года, которым предложил пункт 3.4 исключить, пункт 5.4 принял в редакции ответчика, приложения N 1 и N 2 предложил принять в редакции истца.
Письмом от 19.02.2008 года N 140 МНУ "ЕСМЗ Камбарского района" возвратило истцу протокол урегулирования разногласий без подписания, указав, что настаивает на рассмотрении приложений N 1 и N 2 по тексту протокола разногласий в редакции "Потребителя".
Фактически разногласия сводятся к установлению гражданско-правовой ответственности истца за ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, а также связаны с различным подходом сторон к определению объема отпуска электрической энергии (приложение N 1) и мест установки электросчетчиков, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию (приложение N 2). При этом ответчик просит исключить из общего объема электроэнергии (с разбивкой по месяцам) объем электроэнергии, отпускаемой на места общего пользования многоквартирных домов, и соответственно, исключить из перечня мест установки электросчетчиков места установки общедомовых счетчиков жилых домов, а также места установки счетчиков, учитывающих потребление электроэнергии на освещение подъездов.
Основываясь на пункте 9.1 договора N К8051 от 01.02.2008 года, предусматривающем, что в случае неурегулирования разногласий, возникающих при заключении, исполнении, изменении, пролонгации договора каждая из сторон вправе передать разногласия на рассмотрение Арбитражного суда Удмуртской Республики, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" обратилось с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции основывался на том, что гражданско-правовая ответственность истца не может регулироваться законодательством о защите прав потребителей; на правомерности включения в общий объем отпускаемой ответчику электроэнергии объема электроэнергии, потребляемой местами общего пользования многоквартирных домов, а, следовательно, и включения в перечень мест установки электросчетчиков мест установки приборов учета, учитывающих указанный объем.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, не противоречащими нормам материального права.
В соответствии с преамбулой к Закону Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). При этом потребитель определяется как гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исходя из этого, обязательным субъектом указанных отношений является гражданин, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для потребительских нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В субъектный состав отношений по заключаемому сторонами договору энергоснабжения граждане-потребители коммунальной услуги электроснабжения не входят. Следовательно, законодательство о защите прав потребителей к отношениям сторон по спорному договору не применимо.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости исключения из текста договора N К8051 от 01.02.2008 года пункта 3.4 является верным.
Согласно пункту 2.2.1 Устава МНУ "ЕСМЗ Камбарского района" учреждение непосредственно осуществляет функцию управления объектами жилищной сферы, находящимися на его балансе. Во исполнение данной функции ответчик организует предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде (пункт 2.2.5 Устава), а также ведет учет и регулирование потребления энергетических ресурсов муниципальным жилым фондом, учреждениями и объектами бюджетной сферы (пункт 2.2.14 Устава). В силу пункта 2.3.9 учреждение осуществляет взимание платежей за пользование объектами жилищной сферы и предоставленные коммунальные услуги, в том числе взыскание неустоек (штрафов, пеней).
Из изложенного следует, что ответчик является управляющей организацией в отношении жилого фонда, находящегося на его балансе.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правил предоставления коммунальных услуг гражданам) исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Подпунктом "в" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлена обязанность исполнителя коммунальных услуг заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
К коммунальным услугам относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях (пункт 3 названных Правил).
Из системного толкования приведенных норм усматривается, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не может быть непосредственным исполнителем коммунальных услуг, в том числе, и услуги электроснабжения.
Согласно пункту 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила функционирования розничных рынков электрической энергии), исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
При этом внешней границей сетей электроснабжения является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 названных Правил).
Таким образом, основания для исключения из установленного договором электроснабжения объема отпуска электроэнергии объема, потребляемого в местах общего пользования жилых домов, отсутствуют.
Довод ответчика о том, что граждане-потребители должны самостоятельно оплачивать потребленную (в том числе, и местами общего пользования) электрическую энергию гарантирующему поставщику не основан на действующем законодательстве.
Так, частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Пунктом 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии установлено, что договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Однако, наличие указанной возможности для усмотрения сторон договора не означает императивной обязанности гарантирующего поставщика.
В силу пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно пункту 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии оплата потребленной электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии.
Учитывая обоснованность требований истца о включении объема электроэнергии, потребляемого местами общего пользования многоквартирных домов, в общий объем отпуска электроэнергии, требование о включении в приложение N 2 к договору N К 8051 от 01.02.2008 года мест установки общедомовых счетчиков и счетчиков, учитывающих потребление электроэнергии на освещение подъездов, также является обоснованным.
Ссылка ответчика на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 и письмо Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики от 25.07.2007 N 14/2247 судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку из указанных писем не усматривается, что количество электроэнергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться гражданами-потребителями непосредственно ресурсоснабжающей организации.
С учетом изложенного, решение суда Удмуртской Республики 05.06.2008 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены (изменения), предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на апелляционное обжалование относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 июня 2008 года по делу N А71-1931/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
А. А. Снегур |
Судьи |
Т.В. Казаковцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1931/2008-Г14
Истец: ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания"
Ответчик: МНУ "Единая служба муниципального заказчика Камбарского района"
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5144/08