г. Пермь
29 января 2009 г. |
Дело N А60-30325/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Осиповой С.П., Мещеряковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - ООО "Юшалинский ГОК" : не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица -Министерство природных ресурсов Свердловской области: не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица - ОАО "Недра": не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица-
Министерства природных ресурсов Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 декабря 2008 года
по делу N А60-30325/08,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
по заявлению ООО "Юшалинский ГОК"
к Министерству природных ресурсов Свердловской области
третьи лица: ОАО "Недра"
о признании недействительным приказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Юшалинский ГОК" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству природных ресурсов Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) с заявлением о признании недействительным приказа от 13.10.2008г. N 1018 об отказе в переоформлении лицензии серии СВЕ N 07064 ТЭ на право добычи строительных песков Юшалинского месторождения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.12.2008г. заявленные требования удовлетворены.
Заинтересованное лицо с решением суда первой инстанции не согласно и по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права. В обоснование жалобы указывает на то, что заявитель должен иметь лицензию на проведение маркшейдерских работ, для переоформления лицензии должен был представить в Министерство природных ресурсов Свердловской области либо лицензию на проведение маркшейдерских работ, либо договор с организацией, имеющую такую лицензию, кроме того, заявителем не были представлены документы, подтверждающие передачу основных средств, т.е. имущества, необходимого для осуществления деятельности на лицензионном участке ОАО "Недра" вновь созданному ООО "Юшалинский ГОК".
ООО "Юшалинский ГОК", ОАО "Недра" по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просят решение суда первой инстанции оставить в силе, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, и неправомерность оспариваемого заявителем приказа Министерства природных ресурсов Свердловской области
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что 02.10.2008г. ООО "Юшалинский ГОК" обратилось в Министерство с заявкой на переоформление лицензии СВЕ N 07064 ТЭ на право добычи строительных песков Юшалинского месторождения с ОАО "Недра" на заявителя на условиях, предусмотренных указанной лицензией.
Министерство природных ресурсов Свердловской области отказало Обществу в переоформлении указанной лицензии, мотивировав отказ тем, что Обществом не представлены доказательства создания юридического лица для продолжения деятельности на предоставленном участке недр, передачи имущества, необходимого для осуществления деятельности, указанного в лицензии, наличия необходимых лицензий на осуществление маркшейдерской деятельности, согласия акционеров на совершение крупной сделки.
Полагая, что приказ является незаконным, Общество обратилось с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый Обществом приказ подлежит признанию недействительным.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Федеральный закон N 2395-1) права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами.
Согласно абзацу 4 статьи 10.1 данного Закона право пользования недрами может быть приобретено пользователем в порядке переоформления действующих лицензий на основаниях, предусмотренных настоящим Законом.
В силу положений статьи 11 Федерального закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Порядок перехода права пользования участками недр и переоформления лицензий на пользование участками недр установлен ст.17.1 Закона о недрах.
В соответствии с данной статьей право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае, если юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица.
Этой же правовой нормой предусмотрено, что при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению; порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр; отказ в переоформлении лицензий на пользование участками недр может быть обжалован в суд.
Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр (далее - Порядок) установлен приказом МПР России от 19.11.2003г. N 1026.
В соответствии с пунктом 5 Порядка для переоформления лицензии на пользование участком недр в Министерство природных ресурсов или в его территориальный орган подается заявление от субъекта предпринимательской деятельности, претендующего на переоформление лицензии на пользование участком недр, в котором содержится просьба о переоформлении лицензии с указанием основания ее переоформления, а также выражается согласие принять в полном объеме на себя выполнение условий пользования недрами, предусмотренных лицензией. Если на момент подачи заявления владелец лицензии сохраняет статус юридического лица, претендент представляет также документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента с указанием основания ее переоформления.
Пунктом 6 одновременно с заявкой претендент представляет копии учредительных документов и копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, а также копию лицензии на пользование недрами, подлежащую переоформлению.
При переоформлении лицензии на пользование участком недр претендент должен дополнительно к документам, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Порядка, представить документы, подтверждающие, что новое юридическое лицо (претендент) образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и доля прежнего юридического лица - пользователя недр составляет не менее половины уставного капитала претендента на момент перехода права пользования недрами. Также претендент должен представить данные о том, что ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка, и имеются необходимые лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами.
Из материалов дела следует, что лицензия на право добычи строительных песков Юшалинского месторождения была выдана в 1999 году МУП "Недра", которое в 2003 году было реорганизовано в ОАО "Недра". Ранее выданная лицензия переоформлена на ОАО "Недра" и выдана лицензия СВЕ N 07064 ТЭ. Приказом Министерства от 29.01.2008г. N 52 срок действия лицензии продлен до конца 2017года.
ООО "Юшалинский ГОК" создано и зарегистрировано 24.09.2008г. (ОГРН 1086659015629). Доля ОАО "Недра" в уставном капитале Общества составляет 50 процентов. В соответствии со ст.5 Устава ООО "Юшалинский ГОК" видами деятельности Общества являются, в том числе разработка гравийных и песчаных карьеров, разработка каменных карьеров и добыча полезных ископаемых.
Заявитель 02.10.2008г. обратилось в Министерство с заявкой о переоформлении на него названной лицензии. К заявке Общество приложило заявление ОАО "Недра" (исх.N 165 от 02.10.2008г.) о согласии на переоформление лицензии, а также доказательства передачи ему имущества, необходимого для ведения лицензируемой деятельности - договор безвозмездного пользования от 01.10.2008г. с ООО "ПКФ "Урал - Недра" и акт приема - передачи имущества от 01.10.2008г.
В заявке Общество указало, что обязуется выполнять в полном объеме условия недропользования, предусмотренные лицензией.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, при подаче заявления на переоформление лицензии ООО "Юшалинский ГОК" соблюдены все необходимые условия и требования, установленные законодательством РФ для переоформления лицензии на право пользования недрами, а именно: ОАО "Недра" является учредителем вновь созданного юридического лица для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр; ООО "Юшалинский ГОК" образовано в соответствии с законодательством РФ; доля ОАО "Недра" в уставном капитале ООО "Юшалинский ГОК" на момент перехода права пользования участком недр составила 50% его уставного капитала, что подтверждается ст.11 Устава заявителя; имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, передано согласно договору безвозмездного пользования от 01.10.2008г.; заявление о переоформлении лицензии подано ООО "Юшалинский ГОК" при наличии письменного согласия ОАО "Недра" на переоформление лицензии, подписанного генеральным директором ОАО "Недра" Рыбиным М.Ю.
Материалы дела не содержат и административным органом не представлены доказательства того, что заявитель не осуществлял деятельность по добыче строительных песков Юшалинского месторождения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "Юшалинский ГОК" отвечало требованиям, установленным действующим законодательством для переоформления лицензии.
Следовательно, отказ Министерства в переоформлении лицензии является неправомерным и создает препятствия в реализации прав общества в сфере его предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц суд указывает на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В силу ч.1 ст.174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего заинтересованное лицо совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также срок их совершения.
При таких обстоятельствах, признавая приказ административного органа недействительным, суд первой инстанции правомерно обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем переоформления на него лицензии СВЕ N 07064 ТЭ в срок не позднее 30 дней после вступления решения в законную силу.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что у заявителя должна быть лицензия на проведение маркшейдерских работ, а также то, что для переоформления лицензии должна была быть представлена в Министерство природных ресурсов Свердловской области либо лицензия на проведение маркшейдерских работ, либо договор с организацией, имеющей такую лицензию, подлежит отклонению.
Действительно, в силу положений статьи 17.1 (в редакции ФЗ от 02.01.2000г. N 20-ФЗ) Закона РФ "О недрах" и подпункта 5 пункта 3 Порядка переоформления лицензий на пользование участками недр, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. N 1026, вновь образованное юридическое лицо, созданное для продолжения деятельности на предоставленном учредителю данного юридического лица участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, должно обладать необходимыми разрешениями (лицензиями) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием.
В силу части 5 статьи 9 (в редакции ФЗ от 14.07.2008 N 118-ФЗ) Закона РФ "О недрах" в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
В силу части 7 статьи 9 Закона РФ "О недрах" права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения.
Поскольку ООО "Юшалинский ГОК" на момент подачи заявления о переоформлении лицензии в силу ч.7 ст.9 Закона РФ "О недрах" не являлся пользователем недр, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Министерства об отсутствии у заявителя лицензии на осуществление маркшейдерской деятельности в качестве основания для отказа в переоформлении лицензии на право пользования недрами.
В связи с противоречиями между нормами федерального закона, а также федеральному закону положения порядка переоформления лицензий на пользование участками недр, утвержденного приказом федерального исполнительного органа, в части возникновения обязанности по наличию разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, применительно к спорному случаю для выполнения маркшейдерских работ, у лица, претендующего на пользование недрами, на момент подачи заявления на переоформление лицензии, выданной ранее учредителю заявителя, факт отсутствия у данного лица, не являющегося в силу положений ч.7 ст.9 Закона РФ "О недрах" пользователем недр, разрешительной документации (лицензий) не является безусловным основанием для отказа в переоформлении на данное лицо лицензии на право пользования участком недр.
Довод апеллятора о том, что заявитель не представил документы, подтверждающие передачу основных средств, т.е. имущества, необходимого для осуществления деятельности на лицензионном участке от ОАО "Недра" вновь созданному ООО "Юшалинский ГОК", подлежит отклонению. По смыслу ст.17.1 Закона о недрах претендент (ООО "Юшалинский ГОК") должен лишь подтвердить, что располагает необходимым имуществом на том или ином правовом основании, что в данном случае общество подтвердило.
В материалах дела имеется договор возмездного пользования от 01.10.2008г., заключенного ООО ПКФ "Урал-Недра" (Ссудодатель) с ООО "Юшалинский ГОК" (Ссудополучатель), в соответствии с п.1.1 которого ссудодатель передает ссудополучателю в безвозмездное временное пользование имущество, указанное в п.1.2 договора, а ссудополучатель обязуется вернуть это имущество в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа. К данному договору сторонами составлен и подписан акт приема-передачи имущества от 01.10.2008г., в соответствии с которым ссудодатель передал ссудополучателю, а ссудополучатель принял в безвозмездное временное пользование имущество, а именно: генераторная установка, жилой строительный вагончик, земснаряд ЛС-27, трубопровод наземный (металлический), автомойка Кершер, погрузчик Столово Вола (л-34), погрузчик К702-ПК6, гидрогрохот, САК-180, Краз 256-Б, емкость для хранения ГСМ, склад для хранения, трактор Т-170.00(бульдозер), трубопровод напорный фланцевый плавающий ДУ 325мм.
Кроме того, в материалах дела имеется бухгалтерский баланс ОАО "Недра" за 9 месяцев 2008 года и справка ОАО "Недра" от 01.12.2008г. N 0112/1 об отсутствии у него на балансе каких-либо основных средств. Представитель ОАО "Недра" суду первой инстанции пояснил, что добыча строительного песка велась ОАО "Недра" с помощью арендованного оборудования. Таким образом, ОАО "Недра" фактически не могло передать обществу требуемое оборудование.
С учетом изложенного, обжалуемое решение суда отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 декабря 2008 г. по делу N А60-30325/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий: |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30325/08
Истец: ООО "Юшалинский ГОК"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Свердловской области
Третье лицо: ОАО "Недра"
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-111/09