г. Пермь |
|
30 марта 2009 г. |
Дело N А60-22138/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л.Х.,
судей Осиповой С.П., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.,
при участии:
от истца (ООО Аптечная сеть "Радуга") - Корсунская И.В. (представитель по доверенности от 26.08.2008г., предъявлен паспорт);
от ответчика (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области) - представитель не явился;
от третьих лиц:
(Министерство финансов Свердловской области) - извещен, представитель не явился;
(ОАО Банк "Северная казна"; ООО "Радуга-Фарма") - представители не явились;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика -Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 января 2009 года
по делу N А60-22138/2008,
принятое судьей Е.Н. Яговкиной
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Аптечная сеть "Радуга"
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области
третьи лица: Министерство финансов Свердловской области; ОАО Банк "Северная казна"; ООО "Радуга - Фарма";
о взыскании задолженности,
установил:
В Арбитражный суд Свердловской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью Аптечная сеть "Радуга" с иском (с учетом уточнения требований) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области о взыскании непогашенной задолженности за отпущенные населению лекарственные средства по бесплатным и льготным рецептам в размере 1 245 070, 40 руб.
Решением Арбитражного суда от 20.01.2009г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что фактически у Фонда перед Обществом задолженность за отпущенные населению лекарственные средства по бесплатным и льготным рецептам отсутствует, необходимые денежные средства были перечислены своевременно и в полном объеме в соответствии со счетами истца за отпущенные лекарственные средства и по реквизитам, указанным самим истцом, об изменении платежных реквизитов ответчик истцом не уведомлялся, что свидетельствует о надлежащем исполнении фондом своих обязательств. Кроме того, Фонд полагает, что в настоящее время взыскание с него задолженности за отпущенные лекарственные средства незаконно, так как он с 01.01.2009г. не является распорядителем средств бюджета Свердловской области в рамках областной программы льготного лекарственного обеспечения.
Истец представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции оценивает как законное и обоснованное, оснований для отмены судебного акта не усматривает и просит оставить его без изменения. В отзыве на жалобу Общество указывает, что денежных средств за лекарственные средства, отпущенные бесплатно или по льготным рецептам, не получало, они перечислялись Министерством финансов Свердловской области другой организации (ООО "Радуга - Фарма"), при этом неверные реквизиты перечисления были указаны Министерству Фондом, которому были известны надлежащие реквизиты, так как в направляемых ему счетах на оплату содержались сведения о наименовании юридического лица, ИНН, расчетном счете и т.д. То обстоятельство, что в настоящее время Фонд не является распорядителем средств в рамках областной программы "Доступные лекарства" не освобождает его от обязанности исполнения обязательств, поскольку задолженность возникла в период до 01.01.2009г.
Третье лицо (Министерство финансов Свердловской области) представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддерживает позицию истца. Министерство считает, что задолженность подлежит взысканию именно с Фонда, поскольку он ненадлежащим образом исполнил свои обязательства в отношении ООО Аптечная сеть "Радуга", обстоятельств, препятствующих взысканию задолженности с ответчика не имеется, доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.
Присутствующий в заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу. Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, правом участия в заседании суда апелляционной инстанции не воспользовались, своих представителей в суд не направили.
Определением суда апелляционной инстанции от 12.03.2009г. рассмотрение дела было отложено в связи с отсутствием документов, необходимых для рассмотрения спора, определением суда у лиц, участвующих в деле, были истребованы учредительные документы (с внесенными изменениями) и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Ко дню рассмотрения дела запрошенные документы представлены.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя истца, проверив правильность применения судом действующего законодательства, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 05.07.2005г. N 478-П "О внесении изменений и дополнений в Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 10.12.2004г. N 855-П _." аптеки ООО Аптечная сеть "Радуга", в том числе расположенные в г.Екатеринбурге по ул. Белинского, д. 118 и ул. Луначарского, д. 210-а, включены в Реестр фармацевтических организаций для отпуска лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно или на льготных условиях (т.1, л.д.124).
Общество через указанные аптеки в период с августа 2005 г. по июнь 2007 г. осуществляло отпуск лекарственных средств населению г. Екатеринбурга по рецептам врачей бесплатно или на льготных условиях. Счета на оплату лекарственных средств, отпущенных населению бесплатно и на льготных условиях, передавались Обществом в ТФОМС через страховую медицинскую организацию "Гарант-Энергомед".
Поскольку затраты организации, связанные с отпуском лекарственных средств гражданам на льготных условиях за указанный период были компенсированы Фондом не в полном объеме, фармацевтическая организация недополучила 1 245 070, 40 руб., она обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании образовавшейся задолженности с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области.
При разрешении спора суд первой инстанции исходил обоснованности исковых требований.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В целях установления мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению Постановлением Правительства Свердловской области от 26.05.2006 N 437-ПП утверждены: 1) Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в Свердловской области, по лекарственному обеспечению бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей в фармацевтических организациях; 2) Порядок возмещения фармацевтическим организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в Свердловской области, по лекарственному обеспечению бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей; 3) Положение об организации обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих в Свердловской области, лекарственными средствами, отпускаемыми бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей в фармацевтических организациях.
В соответствии с п.п. 2, 5 Порядка "Возмещения фармацевтическим организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в Свердловской области, по лекарственному обеспечению бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей" Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области: 1) обеспечивает целевое использование выделенных средств областного бюджета для граждан, проживающих в Свердловской области, пользующихся льготами по лекарственному обеспечению при амбулаторном лечении; 2) осуществляет расходование средств, зачисленных на лицевой счет с целью компенсации затрат фармацевтических организаций, осуществляющих отпуск лекарственных средств населению по рецептам врачей бесплатно и на льготных условиях; 3) представляет в Министерство финансов Свердловской области отчеты в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.01.2005 N 5н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности".
На основании платежных поручений Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области Министерство финансов Свердловской области перечисляет средства областного бюджета с лицевого счета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области на счета фармацевтических организаций.
Пунктами 2, 3, 5 Положения "Об организации обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих в Свердловской области, лекарственными средствами, отпускаемыми бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей в фармацевтических организациях" предусмотрено следующее.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области: 1) поддерживает в актуальном состоянии банк данных по гражданам, имеющим право на бесплатное и на льготных условиях получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения; 2) ежемесячно, к 5 числу каждого месяца, представляет в Министерство здравоохранения Свердловской области финансовый отчет, раз в полугодие - финансовый отчет с пояснительной запиской; 3) ежеквартально разрабатывает проект тарифного соглашения и представляет его в тарифную комиссию.
Министерство здравоохранения Свердловской области совместно с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области и по согласованию с муниципальными образованиями в Свердловской области формирует: 1) перечень фармацевтических организаций, осуществляющих отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. В случае необходимости перечень пересматривается один раз в квартал. Фармацевтические организации, допустившие нарушение настоящего Положения, исключаются из перечня по представлению одной из сторон; 2) перечень учреждений здравоохранения, имеющих право выписывать бесплатные и льготные рецепты, утверждается приказом министра здравоохранения Свердловской области.
Организационно-финансовая схема обеспечения населения Свердловской области лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно и на льготных условиях предусматривает следующих субъектов: фармацевтическая организация, медицинское учреждение, филиал Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области, страховая медицинская организация, гражданин.
Счет за отпуск бесплатных и льготных медикаментов формируется фармацевтической организацией в двух экземплярах. Счет передается фармацевтической организацией в страховую медицинскую организацию вместе с реестром не чаще одного раза в декаду. После проверки в трехдневный срок страховая медицинская организация передает счет в филиал Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области.
Филиал Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области производит оплату на основании предъявленных счетов.
Как видно из материалов дела, ООО Аптечная сеть "Радуга" в период с августа 2005 г. по июнь 2007 г. через включенные в Реестр фармацевтических организаций для отпуска лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно или на льготных условиях аптеки, расположенные в г.Екатеринбурге по ул. Белинского, д. 118 и ул. Луначарского, д. 210-а, осуществляло льготную продажу лекарственных средств.
Счета на оплату лекарственных средств, отпущенных населению бесплатно и на льготных условиях, передавались Обществом в ТФОМС через страховую медицинскую организацию. В счетах были указаны сведения о наименовании юридического лица, адрес места нахождения, ИНН, банковские реквизиты и т.д. (т. 2, 3).
Между тем, денежные средства в погашение задолженности направлялись ТФОМС не ООО Аптечная сеть "Радуга", а ООО "Радуга - Фарма", что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями на перечисление денежных средств (т.4, л.д.5-90).
Общая сумма денежных средств, недополученных ООО Аптечная сеть "Радуга" в связи с указанным обстоятельством составила 1 245 070, 40 руб. Размер суммы задолженности подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергнут.
ООО "Радуга-Фарма" исключено из Реестра фармацевтических организаций для отпуска лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно или на льготных условиях Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 05.07.2005г. N 478-П, данный приказ был получен ТФОМС 08.07.2005г. (т.1, л.д.124).
Распоряжением ТФОМС Свердловской области от 21.07.2005г. N 299-р аптеки ООО "Радуга - Фарма" исключены из Реестра фармацевтических организаций для отпуска лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно или на льготных условиях, а аптеки ООО Аптечная сеть "Радуга" в указанный реестр включены (т.1, л.д.123).
Таким образом, ТФОМС Свердловской области было известно о том, что ООО "Радуга - Фарма" не имеет права на получение бюджетных денежных средств в рамках программы "Доступные лекарства", тем не менее Фонд необоснованно осуществлял перечисление денежных средств указанному юридическому лицу по реестрам, представленным ООО Аптечная сеть "Радуга", тем самым нанося ему вред.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 22.06.2006г. N 23 ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
На основании пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту.
В соответствии с Законами Свердловской области "Об областном бюджете на 2005 год", "Об областном бюджете на 2006 год", "Об областном бюджете на 2007 год", Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области являетсяся главным распорядителем бюджетных средств в сфере здравоохранения, в том числе в сфере реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.
Таким образом, в данном случае убытки в сумме 1 245 070,40 руб., причиненные ООО Аптечная сеть "Радуга", подлежат взысканию с ТФОМС Свердловской области.
Доводы Фонда, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные.
Наличие задолженности перед ООО Аптечная сеть "Радуга" в сумме 1 245 070,40 руб. подтверждено материалами дела и ответчиком документально не опровергнуто. Перечисление денежных средств ООО "Радуга - Фарма" не подтверждает факта надлежащего исполнения обязательств по компенсации затрат указанной фармацевтической организации.
Утверждение ответчика о том, что перечисление производилось в соответствии со счетами истца и по указанным им самим реквизитам опровергается представленными в дело счетами и платежными поручениями, из которых усматривается несоответствие указанных в них необходимых реквизитов для перечисления.
Не принята во внимание ссылка ответчика на письмо Министерства здравоохранения Свердловской области от 12.05.2005г. N 02-27/206 о порядке включения в Перечень аптек, имеющих право осуществлять отпуск лекарственных средств по государственным программам, в случае реорганизации аптечной организации (т.1, л.д.122).
Как установлено судом апелляционной инстанции из представленных в дело учредительных документов ООО Аптечная сеть "Радуга" и выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, указанная организация создана по решению учредителей вновь, а не в результате произведенной реорганизации, и правопреемником ООО "Радуга-Фарма" не является. Согласно государственного реестра ООО "Радуга - Фарма" в настоящее время является действующим юридическим лицом.
Довод Фонда о том, что в настоящее время взыскание с него задолженности за отпущенные лекарственные средства незаконно, так как он с 01.01.2009г. не является распорядителем средств бюджета Свердловской области в рамках областной программы льготного лекарственного обеспечения, судом не принимается, поскольку задолженность образовалась в период 2005 г. - 2007 г.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, удовлетворения требований апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 января 2009 года по делу N А60-22138/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-22138/08
Истец: ООО Аптечная сеть "Радуга"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования СО (ТФОМС)
Третье лицо: Министерство Финансов Свердловской области, Банк "СЕВЕРНАЯ КАЗНА" ОАО, ООО "Радуга-Фарма"
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1201/09