г. Пермь
10 июля 2008 г. |
Дело N А50-4006/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.07.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.07.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Риб Л.Х., Нилоговой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.
при участии:
от заявителя- Чердынская городская Управа Чердынского муниципального района Пермского края: Спирин И.М., паспорт 5703 N 715515,
от заинтересованного лица - Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края (правопреемник Государственной жилищной инспекции Пермского края)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица-
Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края (правопреемник Государственной жилищной инспекции Пермского края)
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 мая 2008 года
по делу N А50-4006/2008,
принятое судьей Кетовой А.В.,
по заявлению Чердынской городской Управы Чердынского муниципального района Пермского края
к Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края (правопреемник Государственной жилищной инспекции Пермского края)
об отмене постановления,
установил:
Чердынская городская Управа Чердынского муниципального района Пермского края (далее - заявитель, Управа) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об оспаривании постановления N 2225 от 07.12.2007г. по делу об административном правонарушении, вынесенного Государственной жилищной инспекцией Пермского края (далее - заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности по ст.7.22 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.05.2008г. заявленные требования Чердынской городской Управы Чердынского муниципального района Пермского края удовлетворены.
Заинтересованное лицо с решением суда первой инстанции не согласно и по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, полагает, что вина заявителя в совершенном правонарушении доказана, доказательств принятия всех зависящих от него мер, направленных на выполнение требований правил, за нарушение которых заявитель привлечен к ответственности, и доказательств осуществления надлежащего контроля и надзора за выполняемыми работами, не представлено.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить в силе, ссылаясь на то, что в действиях Управы отсутствует состав вменяемого ему правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции пояснил, что Управа не является субъектом, подлежащим привлечению к административной ответственности, поскольку в ее действиях нет вины, со стороны заявителя были приняты все меры по недопущению совершения правонарушения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 09.10.2007г. административным органом на основании распоряжения проведена внеплановая инспекционная проверка по соблюдению заявителем Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России 27.09.2003г. N 170 (далее - Правила), по результатам которой оформлен акт N 2225 от 09.10.2007г.
11.10.2007г. должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении, основанием для составления которого явилось нарушение заявителем п.п.5.1.5, 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, выразившееся в том, что не завершены работы по переводу жилых домов на электроотопление, дома по ул.Нефтяников,30,32 к зиме не готовы, отсутствуют печи (в домах по ул.Сорокина, 40 - отсутствуют 2 печи, магазин Южный,24а - отсутствуют печи).
07.12.2007г. административным органом вынесено постановление N 2225 по делу об административном правонарушении, согласно которому заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа 40 000 рублей.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ.
Данный вывод суда соответствует обстоятельствам дела, является законным и обоснованным.
В соответствии со ст.7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п.1.1).
В соответствии со ст.ст.14,30 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Собственник несет бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме и обязан поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии.
В соответствии со ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 28.08.1995г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к предметам ведения местного самоуправления относится, в том числе, содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений.
Согласно ст.6 Устава Чердынского городского поселения", принятого решением Думы Чердынского городского поселения от 28.11.2005г. N 9 (в ред. от 30.11.2007), зарегистрированного в ГУ Министерства юстиции РФ по Приволжскому Федеральному округу 28.12.2005г., к вопросам местного значения Чердынского городского поселения в области жилищного хозяйства относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 25 мая 2007 г. N 104-п "О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы Пермского края к эксплуатации в осенне-зимний период" в целях организации своевременной подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы к эксплуатации в осенне-зимний период и осуществления контроля за ходом их подготовки к осенне-зимнему периоду главам муниципальных образований (администраций муниципальных образований) Пермского края рекомендовано принять меры по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к эксплуатации в осенне-зимний период, ответственность за подготовку данных объектов возложена на глав муниципальных образований.
Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края (далее - Инспекция) предписано обеспечить контроль за ходом подготовки жилищного фонда Пермского края к эксплуатации в осенне-зимний период независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Постановлением Правительства Пермского края от 25.05.2007г. N 104-п также даны рекомендации руководителям организаций топливно-энергетического комплекса Пермского края.
Таким образом, контролирующий орган при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности по ст.7.22 КоАП РФ за неподготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону должен всесторонне, объективно выяснить обстоятельства, препятствовавшие своевременному выполнению запланированных мероприятий, установить причинную связь между действиями (бездействием) лица, привлекаемого к административной ответственности, и наступившими последствиями.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Государственной инспекцией вневедомственного контроля Пермского края Чердынская городская Управа привлечена к административной ответственности за нарушение пунктов 5.1.5 и 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России 27.09.2003г. N 170 (далее - Правила).
Согласно п.5.1.5 Правил организации, обслуживающие жилищный фонд, должны проводить ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
В силу п. 5.2.1. Правил эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
В соответствии с п.2.2.1.2 Постановления Правительства Пермского края от 25.05.2007г. N 104-п "О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы Пермского края к эксплуатации в осенне-летний период", срок готовности объектов коммунальной инфраструктуры определен - 15 сентября.
Согласно п.2.6.5 Правил к подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, проверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции), оборудование насосных станций, систем противопожарного оборудования должно быть укомплектовано основным и резервным оборудованием, обеспечено автоматическое включение резервных насосов при отказе основных, отрегулировано и исправно.
Факт содержания жилых домов с нарушением Правил подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Согласно ч.4 ст.210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, вынесший обжалуемое решение.
В силу ч.ч.1,2,3,4 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательства в совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не доказано наличие вины заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что предписанием Государственного пожарного надзора г.Чердыни N 69 от 20.07.2007г., актом межведомственной комиссии от 27.07.2007г. установлено, что дальнейшая эксплуатация котельных микрорайонов Нефтяников и Южный, осуществляющих подачу тепла в указанные объекты жилого фонда, находящихся в собственности заявителя, невозможна без полной замены оборудования, капитального ремонта и реконструкции зданий и теплотрасс. На проведение указанных мероприятий требуется 40 млн.руб., поскольку финансовых средств в указанном размере в бюджете района нет и эксплуатация котельных нерентабельна, комиссия приходит к выводу о необходимости срочного перевода (до 15 сентября 2007 г.) вышеуказанных жилых домов с централизованного на электроотопление и консервации зданий и оборудования котельных.
В связи с этим заявителем были проведены собрания с жителями указанных домов, на которых было принято решение, что установку электроотопления будут производить часть собственников квартир, остальные же будут восстанавливать печное отопление(существовавшее до централизованного отопления). Однако, как пояснил представитель заявителя, жильцы своевременно не произвели покупку необходимого оборудования для монтажа электроотопления.
31.07.2007г. между заявителем и Березниковскими электросетями заключен договор о технологическом присоединении, Березниковские электросети заключили договор с ООО "Энергосетьстрой" на выполнение работ и поставку двух КТП. Ввиду того, что срок поставки КТП составляет 90 дней и для их установки требуется значительное время, поскольку они являются сложным оборудованием, сроки выполнения работ по присоединению жилого фонда к электрическим сетям затянулись.
10,11 сентября 2007 г. между Управой и ООО "Электротехническая лаборатория", именуемая в дальнейшем - подрядчик, были заключены муниципальные контракты N 4,6, согласно которым заявитель, являясь заказчиком, обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ по монтажу силового оборудования объектов, расположенных по адресу: г.Чердынь, м-н Южный,22,20,24а, дом АТК, принять результаты и уплатить обусловленную сумму с установленными сроками окончания указанных работ 16 и 19 сентября 2007 г. Также 11.09.2007.г между заявителем и ИП Боровковым А.И. заключен муниципальный контракт N 5, предметом которого является создание заказчиком, которым является заявитель, необходимых условий для выполнения работ подрядчиком по монтажу силового оборудования объектов, расположенных по адресу: г.Чердынь, ул.Сорокина,38,40, ул.Рычкова,6 с установленным сроком выполнения 20 сентября 2007 г.
Обязательства по вышеуказанным договорам подрядчиками были нарушены, поскольку срок их исполнения истек, а монтаж систем отопления в квартирах указанных домов не был завершен. При этом заявитель обращался в адрес подрядных организаций с претензионными письмами, что не оспаривается административным органом, также Управа неоднократно направляла обращения Прокурору Чердынского района с просьбами об оказании воздействия на подрядные организации в связи с неисполнением последними условий договора.
Из распечаток телефонных переговоров заявителя следует, что Управа неоднократно обращалась в филиал Пермэнерго-Березниковские электросети, к подрядным организациям; из материалов дела следует, что имели место обращения заявителя к руководящим лицам ОАО "Пермэнерго", во фракцию "Единая Россия" с просьбами об оказании содействия в срочном переводе на электроотопление указанных объектов до начала отопительного сезона. Согласно протоколов совещания у главы Управы, начиная с июля 2007 г., одной из основных повесток дня являлось решение проблемы перевода жилого фонда на электроотопление. Заявителем был разработан план-график по урегулированию сложившейся ситуации и назначено ответственное лицо по контролю над действиями (бездействиями) подрядчиков - Власов С.Н. Кроме того, распоряжением от 30.07.2007г. главы администрации Чердынского городского поселения Пермского края утвержден план-график по переводу на электроотопление жилых домов микрорайонов Южный, Нефтяников, Судоверфь.
Материалы дела свидетельствуют о том, что заявителем условия указанных договоров выполнялось в срок и задержек по поводу оплаты подрядным организациям Управой не допущено.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению (п.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Таким образом, исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вина Управы в совершении вменяемого административного правонарушения инспекцией не доказана, так как материалами дела подтверждается тот факт, что заявителем предпринимались все меры по недопущению правонарушения, о чем свидетельствуют его многочисленные обращения к подрядным и контролирующим организациям.
Административным органом не исследовался вопрос о периоде и условиях передачи вновь образованному муниципальному образованию жилищного фонда и системы отопления, о передаче полномочий по финансированию реконструкции тепловых сетей микрорайона Южный с использованием энергосберегающих технологий с определением долевого финансирования мероприятий бюджетом поселения, возможность с учетом данных условий окончания запланированных мероприятий до начала отопительного сезона.
Следует отметить, что административным органом вменяется нарушение положений Правил, ответственность за которые наступает также у организации, обслуживающей жилищный фонд, каковой применительно к спорной ситуации является ООО "Монолит". В данном случае административному органу следовало разграничить ответственность между данными субъектами, указать, какие конкретно правовые нормы и положения правил нарушены конкретными действиями заявителя, приведшие к тому, что объекты жилищного фонда не были подготовлены к отопительному сезону.
С учетом вышеизложенных обстоятельств в совокупности суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения. Доводы апелляционной жалобы о наличии вины Чердынской городской Управы Чердынского муниципального района Пермского края суд апелляционной инстанции находит несостоятельными и подлежащими отклонению.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 мая 2008 г. по делу N А50-4006/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края (правопреемник Государственной жилищной инспекции Пермского края) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий: |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4006/2008-А16
Истец: Чердынская городская Управа Чердынского муниципального района Пермского края
Ответчик: Государственная инспекция вневедомственного контроля Пермского края
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4190/08