г. Пермь
17 июля 2009 г. |
Дело N А50-3750/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Савельевой Н.М., Нилоговой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.,
при участии:
от заявителя - Администрация г. Перми: Шишигина Е.П., паспорт, доверенность от 23.12.2008г.,
от заинтересованного лица - Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Николаева Е.Н., удостоверение, доверенность от 19.06.2009г.,
от третьего лица - Пермская городская Дума: Китикарь И.С., удостоверение, доверенность от 21.12.2007г., Управление внешнего благоустройства администрации г.Перми: Шишигина Е.П., паспорт, доверенность от 19.12.2008г., ПМУП "Ритуальные услуги": Бардасов С.Ю., паспорт, доверенность от 02.10.2008г., ООО "Содействие": не явился, извещен надлежащим образом; ООО "РИТУАЛ. Церковно - Славянский отдел": Римский А.А., паспорт, доверенность в материалах дела,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя- Администрации г.Перми, третьего лица - ПМУП "Ритуальные услуги"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 мая 2009 года
по делу N А50-3750/2009,
принятое судьей Саксоновой А.Н.,
по заявлению Администрации г. Перми
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
третьи лица: Пермская городская Дума, Управление внешнего благоустройства администрации г.Перми, ПМУП "Ритуальные услуги", ООО "Содействие", ООО "РИТУАЛ. Церковно - Славянский отдел"
о признании недействительным в части решения и предписания,
установил:
Администрация г.Перми (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными решения и предписания Пермского УФАС России (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) от 13.11.2008 по делу N 431-08-а в части признания факта нарушения заявителем ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" (пункты 2 и 4 оспариваемого решения), выразившегося в закреплении в нормативных актах Администрации г.Перми необоснованных преимущественных условий деятельности ПМУП "Ритуальные услуги" по содержанию мест захоронения и эксплуатации кладбищ, а также эвакуации умерших, что может привести к ограничению конкуренции. Заявителем оспаривается решение антимонопольного органа в соответствующей части, предписание - в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.05.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация г.Перми и ПМУП "Ритуальные услуги" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Администрация г.Перми указывает на отсутствие в его действиях признаков нарушения Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), поскольку Администрация города в целях решения вопроса местного значения по содержанию кладбищ, эвакуации умерших постановлением N 3691 от 09.12.2004г. создало ПМУП "Ритуальные услуги". Действующим законодательством не запрещено выполнение работ по содержанию кладбищ специализированной службой по вопросам похоронного дела, оказывающей ритуальные услуги. Выполнение данных видов работ возможно организацией с правовой формой унитарного предприятия или учреждения, созданной для решения вопроса местного значения по содержанию кладбищ, без размещения муниципального заказа. Неправильное применение судом норм материального права привело к необоснованному выводу о законности оспариваемых актов антимонопольного органа.
ПМУП "Ритуальные услуги" в обоснование жалобы указывает на то, что возложение Администрацией г.Перми на муниципальное предприятие обязанности по содержанию и благоустройству кладбищ соответствует Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а не является предоставлением специализированной службе по вопросам похоронного дела преимущественных условий по погребению умерших и оказанию услуг по погребению.
Антимонопольный орган с доводами апелляционных жалоб не согласен по мотивам, изложенным в письменных отзывах, просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на доказанность факта нарушения заявителем статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Пермская городская Дума, Управление внешнего благоустройства Администрации г.Перми считают оспариваемые акты Пермского УФАС незаконными, не усматривают нарушение норм действующего законодательства принятием Администрацией г.Перми оспариваемого постановления N 3691 от 09.12.2004г., согласны с доводами заявителя и третьего лица.
ООО "Содействие" и ООО "РИТУАЛ.Церковно-Славянский отдел" представили письменный отзыв, просят в удовлетворении апелляционных жалоб отказать, ссылаясь на законность решения антимонопольного органа и решения суда.
Присутствующие в судебном заседании представители сторон поддержали свою позицию, изложенную в апелляционных жалобах и письменных отзывах.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобах, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, 18.06.2008 в адрес Пермского УФАС обратилось ООО "Содействие" с жалобой на незаконные действия Управления внешнего благоустройства Администрации г.Перми, выразившиеся в отказе ООО "Содействие" осуществлять деятельность по эвакуации умерших из жилья, с улиц и мест аварий, и о проверке действий Управления внешнего благоустройства Администрации г. Перми на соответствие требованиям антимонопольного законодательства.
Как видно из материалов дела, 07.04.2008 OOO "Содействие" направило запрос в Управление внешнего благоустройства Администрации г.Перми о возможности осуществления Обществом деятельности по эвакуации умерших из жилья, с улиц и мест аварий на территории города частными организациями.
В ответ на обращение Управление внешнего благоустройства Администрации г.Перми письмом от 30.04.2008 (т.1 л.д.39) сообщило Обществу "Содействие" о том, что эвакуация умерших осуществляется только специализированными службами по вопросам похоронного дела, частными организациями эвакуация умерших не может осуществляться, при этом сославшись в обоснование на пункт 1 "Положения о службе эвакуации умерших из жилья, с улиц и мест аварий", утвержденного Постановлением Администрации г.Перми от 09.12.2004 N 3691, принятого во исполнение Решения Пермской городской Думы от 23.09.2003 N112 "Об утверждении Положения о порядке оказания услуг по погребению и эксплуатации кладбищ на территории города Перми". Согласно данному постановлению эвакуация умерших на территории г.Перми осуществляется специализированной службой ПМУП "Ритуальные услуги".
Согласно объяснениям антимонопольному органу Управления внешнего благоустройства решением Пермского городского Совета народных депутатов от 29.10.1991г. Управлению благоустройства следовало образовать при тресте спецобслуживания службу по доставке трупов в морг. Во исполнение данного решения на базе треста специализированная служба была создана как служба по эвакуации умерших, которая в дальнейшем была преобразована в ПМУП "Ритуальные услуги".
УФАС по Пермскому краю в отношении Пермской городской Думы, Администрации г.Перми, Управления внешнего благоустройства Администрации г.Перми возбудило дело N431-08-а, по результатам рассмотрения которого 13.11.2008 приняло решение о признании фактов нарушения указанными лицами ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в том числе о признании Администрации нарушившей ст.15 названного Закона в части: - закрепления в Постановлении Администрации города Перми от 09.12.2004 N 3691 "О мерах по реализации Решения Пермской городской Думы от 23.09.2003 N112 "Об утверждении Положения о порядке оказания услуг по погребению и эксплуатации кладбищ на территории города Перми", и утвержденных постановлением "Общих требований по предоставлению услуг по погребению и порядка работы муниципальных кладбищ в городе Перми", "Положения о Службе эвакуации умерших из жилья с улиц и мест аварий", необоснованных преимущественных условий деятельности ПМУП "Ритуальные услуги" по содержанию мест захоронения и эксплуатации кладбищ, а также эвакуации умерших, что может привести к ограничению конкуренции.
На основании данного решения антимонопольным органом выдано Администрации города Перми предписание N 431-08-а от 13.11.2008 о прекращении нарушения Закона о защите конкуренции и в предложенные сроки (до 01.05.2009) о принятии мер к обеспечению конкуренции на рынке услуг по содержанию мест захоронений, эксплуатации муниципальных кладбищ, эвакуации умерших (невостребованных трупов) в морг, в том числе путем размещения муниципального заказа в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, заявитель обратился в суд за защитой нарушенного права.
Отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителем решение и предписание антимонопольного органа являются законными и обоснованными.
В соответствии с п.23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Во исполнение Закона о погребении Администрацией города Перми издано постановление от 09.12.2004 N 3691 "О мерах по реализации Решения Пермской городской Думы от 23.09.2003 N112 "Об утверждении Положения о порядке оказания услуг по погребению и эксплуатации кладбищ на территории города Перми".
Пунктом 1 названного постановления установлено, что погребение умершего, оказание услуг по погребению, эвакуация умерших, содержание и благоустройство кладбищ на территории города Перми осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела - Пермским муниципальным унитарным предприятием "Ритуальные услуги".
Согласно пункту 1 Общих требований по предоставлению услуг по погребению и порядку работы муниципальных кладбищ в городе Перми, утвержденных Постановлением Администрации г. Перми от 09.12.2004 N 3691, специализированная служба по вопросам похоронного дела Пермское муниципальное унитарное предприятие "Ритуальные услуги" обязано обеспечить:
-соблюдение режима работы муниципальных кладбищ;
-оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню, указанному в статье 9 Закона о погребении, других услуг по погребению;
-качество и своевременность услуг по погребению;
-строгий учет произведенных захоронений, а также архивацию учетных данных;
-содержание кладбищ в надлежащем порядке.
Согласно п. 1 Положения "О службе эвакуации умерших из жилья, с улиц и мест аварий", утвержденного Постановлением Администрации города Перми от 09.12.2004 N 3691, эвакуация умерших является частью системы похоронного обслуживания в городе Перми и осуществляется ПМУП "Ритуальные услуги".
В данном Положении не предусмотрено, что эвакуация умерших осуществляется МПУП "Ритуальная служба" на безвозмездной основе.
Согласно объяснениям Управления внешнего благоустройства антимонопольному органу эвакуация умерших является частью похоронного дела, на территории города Перми деятельность по содержанию кладбищ и эвакуации умерших осуществляет ПМУП "Ритуальные услуги" в соответствии с постановлением администрации N 3691 (л.д.40 т.1, л.д.52 т.1).
Согласно объяснениям Администрации города Перми антимонопольному органу деятельность по оказанию ритуальных услуг на территории города Перми, в том числе по содержанию кладбищ и эвакуации умерших в морг, осуществляет ПМУП "Ритуальные услуги", что предусмотрено постановлением администрации N 3691 (т.1 л.д.53).
Из анализа положений нормативных актов администрации города в совокупности с вышеуказанными объяснениями лиц, следует, что на территории города Перми иные хозяйствующие субъекты, кроме ПМУП "Ритуальные услуги", не вправе осуществлять деятельность по содержанию мест захоронения, эксплуатации муниципальных кладбищ, эвакуации умерших.
Таким образом, Администрация г.Перми предоставила хозяйствующему субъекту - ПМУП "Ритуальные услуги", обладающему статусом специализированной службы, преимущества по осуществлению на территории города деятельности по содержанию мест захоронения и эксплуатации кладбищ, а также эвакуации умерших.
Между тем, из анализа положений Закона о погребении не следует, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничен созданием специализированных служб, и другие хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.
Из анализа положений Закона о погребении следует, что специализированные службы создаются органами местного самоуправления с целью реализации предусмотренных ст.9 Закона гарантий, которые заключаются в возможности бесплатного получения лицом, взявшим на себя обязанности по погребению, определенного указанной статьей перечня услуг, с последующим возмещением специализированной службе их стоимости в порядке, предусмотренном в п. 3 данной статьи.
Законом о погребении на специализированную службу не возлагается обязанность по оказанию всего вида ритуальных услуг, в том числе по содержанию, эксплуатации кладбищ, эвакуации умерших.
Иное толкование приведенных норм Закона "О погребении и похоронном деле" противоречило бы положениям ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ, одинаково применимым как к юридическим лицам, так и к индивидуальным предпринимателям (ч. 3 ст. 23 ГК РФ) и предусматривающим возможность хозяйствующих субъектов заниматься любыми видами деятельности, кроме тех, для осуществления которых требуется получение специального разрешения (лицензии).
Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" предусматривает как безвозмездное оказание услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за счет родственников или лиц, взявших на себя обязанность по погребению умершего с последующим получением социального пособия. В последнем случае лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, ритуальные услуги (в том числе и услуги по эвакуации умерших) могут быть оказаны любым лицом, оказывающим данного рода услуги.
В соответствии с санитарными правилами и нормами "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 апреля 2003 года, которые предназначены для организаций, занимающихся, в том числе эксплуатацией кладбищ, установлено, что требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Из вышеприведенных положений следует, что законодатель определил самостоятельный порядок предоставления как услуг по погребению, так и услуг по управлению кладбищами, перечень работ, включаемых в состав той или иной услуги. При указанных обстоятельствах довод УФАС о том, что услуги по эксплуатации, содержанию муниципальных кладбищ - это конкурентные виды деятельности, является правильным.
В то же время, указание о возможности одновременного оказания услуг по погребению и по эксплуатации (содержанию) кладбищ одной организацией, являющейся специализированной службой, в законодательстве отсутствует.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст.18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, и порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
Закон о погребении не устанавливает порядка содержания мест захоронения, в нем дано понятие мест погребения, виды объектов, содержащих места погребения, а также установлена обязанность по соблюдению санитарных правил и экологических требований к выбору и содержанию мест погребения.
В главе 3 Закона о погребении "Организация места погребения" предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по их организации.
Главой 4 Закона о погребении "Похоронное дело" предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Таким образом, организация мест погребения, содержание мест захоронения и организация похоронного дела являются отдельными полномочиями органа местного самоуправления.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с погребением, является самостоятельным видом деятельности, как и услуги по содержанию мест погребения (участков земли), так и услуги по содержанию (эксплуатация) кладбищ. И данные виды деятельности являются конкурентными.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Предоставление необоснованных льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту также является нарушением требований данной статьи закона.
Закрепление Администрацией в Постановлении от 09.12.2004 N 3691 за ПМУП "Ритуальные услуги", которое одновременно является специализированной службой по вопросам похоронного дела, также и полномочий по содержанию мест захоронения, эксплуатации кладбищ и эвакуации умерших, свидетельствует о создании преимущественных условий деятельности для этого предприятия, поэтому факт нарушения Администрацией статьи 15 Закона о защите конкуренции является доказанным.
Кроме того, является верным вывод УФАС о нарушении заявителем ст.15 Закона о защите конкуренции в связи с тем, что Администрация города Перми своим постановлением, а именно п.1 Общих требований по предоставлению услуг по погребению, фактически наделило ПМУП "Ритуальные услуги" полномочиями по учету произведенных захоронений, архивации учетных данных, что в силу ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции является недопустимым, поскольку указанные вопросы отнесены к вопросам местного значения и не могут быть переданы хозяйствующим субъектам (п.п.18 п.2 ст.6 Закона N 154-ФЗ от 28.08.1995 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п.п.23 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.ст.17,18 Закона о погребении).
В силу ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
В оспариваемом решении антимонопольный орган указал, что Администрацией г.Перми нарушена ст.15 Закона о защите конкуренции, не указав на конкретную часть данной статьи.
Однако судом первой инстанции правомерно установлено, что наделение хозяйствующего субъекта, в данном случае ПМУП "Ритуальные услуги", функциями и правами органа местного самоуправления, создает для него преимущественные условия деятельности на рынке ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению, а также деятельности в сфере содержания мест захоронения и кладбищ. Указание суда на ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции лишь уточняет установленное антимонопольным органом нарушение данной статьи закона.
В силу изложенного доводы подателей апелляционных жалоб о том, что факт нарушения заявителем ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции в решении и предписании антимонопольного органа отсутствует, подлежат отклонению.
В силу пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает органам исполнительной власти в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с оспариваемым предписанием Администрация города Перми обязана прекратить нарушение ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, и в срок до 01.05.2009 принять меры к обеспечению конкуренции на рынке услуг по содержанию мест захоронений, эксплуатации муниципальных кладбищ, эвакуации умерших (невостребованных трупов) в морг, в том числе путем размещения муниципального заказа в соответствии с действующим законодательством.
По своему содержанию выданное предписание соответствует Закону о защите конкуренции, Федеральному закону N 94-ФЗ и права заявителя не нарушает.
Из Устава ПМУП "Ритуальные услуги" не следует, что оно создано в целях выполнения Администрацией города Перми вопроса местного значения -организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Для достижения своих целей ПМУП "Ритуальные услуги" осуществляет следующие виды деятельности: ритуальное обслуживание населения, изготовление предметов и изделий похоронного ритуала, захоронение умерших, производство и установка памятников, благоустройство и эксплуатация территорий кладбищ и т.д. (п.п.2.2 Устава).
Вышеперечисленными видами деятельности вправе заниматься любой хозяйствующий субъект.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что деятельность по эксплуатации, содержанию муниципальных кладбищ не входит в гарантированный перечень услуг по погребению и является конкурентным видом деятельности, в связи с чем указание УФАС в предписании на принятие мер к обеспечению конкуренции, в том числе путем размещения заказа на содержание муниципальных кладбищ, является правильным. Действующее законодательство каких-либо специальных требований к субъектам, которые должны осуществлять содержание кладбищ, не устанавливает.
Основания для иного ограничительного толкования положений Закона о погребении, с учетом смысла и содержания данного закона в совокупности и взаимной связи с иными нормами закона (Федеральный закон N 94-ФЗ, Федеральный закон N 131-ФЗ), а также с учетом сложившейся судебной практики (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 N 12027/07, постановления ФАС Уральского округа от 24.11.2008 N Ф09- 8708/08-С1, от 28.10.2008 N Ф09-7883/08-С1, постановление ФАС Московского округа от 23.01.2008 N КА-А41/14337-07 и т.д.), отсутствуют.
Суд первой инстанции также правомерно сослался на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 029-2007 004-93, утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст (далее - ОКВЭД), содержащий код 93.03 "Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг", что включает захоронение и кремацию трупов людей и животных и связанную с этим деятельность: подготовку к захоронению или кремации, бальзамирование и услуги, предоставляемые похоронными бюро, предоставление услуг, связанных с захоронением или кремацией, сдачу в аренду оборудованных ритуальных залов, сдачу в аренду или продажу мест для захоронения и т.п., и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 029-2001, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N454-ст, содержащий код 01.41.2 "Предоставление услуг по закладке, обработке и содержанию садов, парков и других зеленых насаждений", который включает такие виды деятельности, как предоставление услуг по закладке и содержанию декоративных садов и парков отдыха и развлечений, зеленых насаждений на спортивных площадках, кладбищах.
Согласно п.3 ст.6 Положения о порядке оказания услуг по погребению и эксплуатации кладбищ на территории города Перми обязанности специализированной службы по содержанию кладбищ включают в себя уборку территории, уход за зелеными насаждениями, организация работы общественных туалетов, удаление отходов, содержание осушительной системы, обеспечение кладбищ водой для поливочных целей и другие работы, связанные с благоустройством территорий муниципальных кладбищ. При этом указанная деятельность не входит в гарантированный перечень услуг.
Согласно ст. 26 Закона о погребении финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Финансовое обеспечение кладбищ, находящихся в ведении органов местного самоуправления, осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований.
Антимонопольный орган при рассмотрении дела установил, что согласно Решению Пермской городской Думы от 28.11.2006г. N 305 "О бюджете города Перми на 2007 год" на организацию и содержание мест захоронения из бюджета выделена сумма в размере 24 млн. рублей. Решением Пермской городской Думы от 27.11.2007г. N 300 "О бюджете города Перми на 2008 год" на организацию и содержание мест захоронения выделена сумма в размере 30 млн. рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. В ч. 1 и ч. 2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме), за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Таким образом, указание антимонопольным органом в предписании на один из возможных способов его исполнения не противоречит требованиям действующего законодательства. Не вмешиваясь в полномочия исполнительного органа местного самоуправления, антимонопольный орган предоставил Администрации города Перми право выбора метода обеспечения конкуренции на данных товарных рынках, конкретизировав лишь в целях реального исполнения предписания о необходимости принятия к тому мер в определенный предписанием разумный срок.
На основании изложенного доводы апелляторов на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права подлежат отклонению как несостоятельные.
Согласно ст. ст. 198, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта законам и иным нормативным правовым актам и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Принимая решение о признании факта нарушения заявителем ст.15 Закона о защите конкуренции и предписывая о приведении нормативного правового акта в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не нарушил требований закона или иного нормативного правового акта, а также прав и законных интересов заявителя в сфере осуществления им функций исполнительного органа местного самоуправления, а третьего лица - в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
С учетом изложенного решение и предписание антимонопольного органа, направленное на предупреждение и пресечение монополистической деятельности, приняты в пределах полномочий и соответствуют закону.
Доводы подателей апелляционных жалоб о том, что оспариваемое решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют закону и нарушает их права и законные интересы, подлежат отклонению. Судом первой инстанции полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела по существу, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со ст.104 АПК РФ, ст.333.21 Налогового кодекса РФ ошибочно уплаченная третьим лицом ПМУП "Ритуальные услуги" госпошлина при подаче апелляционной жалобы подлежит возврату в размере 1000 руб.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции отмене, а апелляционные жалобы удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 мая 2009 года по делу N А50-3750/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Перми, ПМУП "Ритуальные услуги" - без удовлетворения.
Возвратить из средств федерального бюджета ПМУП "Ритуальные услуги" ошибочно уплаченную по платежному поручению N 672 от 05.06.2009г. госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Н.М.Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-3750/2009-А6
Истец: Администрация г. Перми
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
Третье лицо: ПМУП "Ритуальные услуги", Пермская городская Дума, ООО "Содействие", ООО "Ритуал. Церковно-Славянский отдел", Управление внешнего благоустройства администрации г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5312/09