г. Пермь |
|
31 июля 2009 г. |
Дело N А71-5232/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л.Х.,
судей Васевой Е.Е., Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.,
при участии:
от заявителя (ООО "Удмуртский региональный центр субконтрактации") - Булатов Р.Ш. (директор, предъявлены паспорт и документ, подтверждающий полномочия), Шишкина В.А. (представитель по доверенности от 28.07.2009г., предъявлен паспорт);
от ответчика (Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике) - представитель не явился;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика -Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 10 июня 2009 года
по делу N А71-5232/2009,
принятое судьей Н.Г. Зориной
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртский региональный центр субконтрактации"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике
о признании незаконными постановлений административного органа,
установил:
В Арбитражный суд Удмуртской Республики обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртский региональный центр субконтрактации" (далее - заявитель, Общество) с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике (далее - ответчик, административный орган) от 15.04.2009г. N 94-09/78, N 94-09/79 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда от 10.06.2009г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать. По мнению ответчика, Общество правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, наличие в его действиях состава вменяемого правонарушения доказано материалами дела, о внешнеэкономическом характере взаимоотношений контрагентов свидетельствует то обстоятельство, что Обществом добровольно в уполномоченном банке был оформлен паспорт сделки и самостоятельно представлялись в банк формы учета и отчетности по валютным операциям, в том числе Справки о подтверждающих документах.
Заявитель представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, считает, что оспариваемые постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ являются незаконными, обоснованно отменены судом первой инстанции. В обоснование своей позиции апеллятор приводит доводы об отсутствии события вменяемого административного правонарушения и его малозначительности.
Присутствующие в заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением информации из Центрального банка Российской Федерации, административным органом проведена камеральная проверка соблюдения Обществом требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Пот результатам проверки составлен акт от 30.03.2009г. (л.д.61).
На основании полученных в ходе проверки данных, свидетельствующих о несоблюдении Обществом установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, уполномоченным должностным лицом административного органа 30.03.2009г. в отношении заявителя составлены протоколы N 94-09/78, N 94-09/79 о совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ (л.д. 66,71).
По результатам рассмотрения протоколов и других материалов административного производства руководителем административного органа вынесены постановления от 15.04.2009г. N 94-09/78, N 94-09/79 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафов в размере 40 000 руб. за каждое правонарушение, всего 80 000 руб. (л.д. 7,13).
Не согласившись с указанными постановлениями, Общество обратилось с заявлением о признании их незаконными и отмене в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемых административных правонарушений.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" N 173-ФЗ от 10.12.2003 г. резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны, в частности, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 названного Федерального закона, в том числе документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов и т.д.
На основании п. "б" п. 9 ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В силу ст. 14 вышеуказанного Закона расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Таким образом, операция является валютной, если совершается между резидентом и нерезидентом, только в этом случае к ее совершению применяются требования, установленные Законом "О валютном регулировании и валютном контроле".
Из пунктов 6 и 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" следует, что иностранные граждане и лица без гражданства, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.
Таким образом, иностранный гражданин может быть признан нерезидентом лишь при временном проживании в Российской Федерации и при отсутствии у него вида на жительство в Российской Федерации.
Иностранному гражданину в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание (ст. 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как видно из материалов дела, Обществом был заключен договор аренды помещений N 24 от 22.10.2007г. с индивидуальным предпринимателем Хосейни Саийед Джавад Миртаги, г.Ижевск, ул. Пушкинская, 118-83, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя 21.11.2006г., о чем в Единый государственный реестр внесена соответствующая запись (л.д.33, 94).
Согласно п.п. 3.1.-3.4. договора Общество ежемесячно оплачивает указанному индивидуальному предпринимателю арендную плату, которая состоит из двух частей - постоянной (арендная плата за пользование помещением склада) и переменной (коммунальные и дополнительные услуги). Размер арендной платы за пользование помещением склада ежемесячно составляет 53640 руб. Переменная часть арендной платы пересчитывается ежемесячно согласно Порядку определения размера платы за коммунальные услуги, являющемуся неотъемлемой частью договора.
Пунктом 4.1. Порядка определения размера платы за коммунальные услуги (приложение N 2 к договору аренды) предусмотрено, что количество поставленных коммунальных услуг подтверждается двусторонним актом, в котором отражаются величины, зафиксированные по приборам учета (л.д.38).
Обществом 26.11.2007г. по указанному договору открыт паспорт сделки N 07110001/1623/0057/4/0 в уполномоченном банке Филиал N 1861 ВТБ (ЗАО) (л.д.41).
03.07.2008г. Общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах по акту N 00000056 от 31.03.2008г. на сумму 2760,73 руб. (электроэнергия за март).
06.08.2008г. Общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах по актам N 00000076 от 07.05.2008г. на сумму 1729, 14 руб. (электроэнергия за апрель), N 00000093 от 29.05.2008г. на сумму 2033, 70 руб. (электроэнергия за май), N 00000115 от 30.06.2008г. на сумму 1964, 94 руб. (электроэнергия за июнь).
С учетом изложенных обстоятельств, административный орган пришел к выводу о том, что ИП Хосейни С.Д.М. является нерезидентом.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и соответствующей информации предусмотрен Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
Согласно п. 1.1. Положения N 258-П действие Положения распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) (далее - резидент) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом.
В силу пункта 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, предусмотренном приложением 1 к названному Положению (пункт 2.2 Положения N 258-П).
Указанные в пункте 2.2 Положения документы представляются резидентом в уполномоченный банк в соответствии с требованиями, установленными частью 5 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (пункт 2.3 Положения N 258-П).
Резидент представляет в уполномоченный банк документы, указанные в пункте 2.2 Положения, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа (п. 2.4. Положения N 258-П).
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007г. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", вступившим в силу с 27.01.2008г., справка о подтверждающих документах, предусмотренная пунктом 2.2 Положения N258-П, признана формой учета по валютным операциям, за несоблюдение сроков представления которой частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Поскольку Обществом по акту N 00000056 от 31.03.2008г. справка о подтверждающих документах в банк ПС представлена с нарушением установленного срока на 79 календарных дней, по актам N 00000076 от 07.05.2008г., N 00000093 от 29.05.2008г. справка о подтверждающих документах в банк ПС представлена Обществом с нарушением установленного срока на 52 дня, по акту N 00000115 от 30.06.2008г. - с нарушением срока на 22 дня, Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно п. 3.1 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" действие установленного разделом II Инструкции порядка оформления паспорта сделки (ПС) распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России: за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом (подпункт 3.1.1 Инструкции); при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации от нерезидентов по кредитному договору (подпункт 3.1.2 Инструкции).
Перечень валютных операций, при осуществлении которых требуется оформление в установленном порядке паспорта сделки, является исчерпывающим.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязательным условием применения положений раздела II Инструкции является внешнеэкономический характер сделки, предполагающий перемещение товаров, а также выполняемых работ, оказываемых услуг, передаваемой информации и результатов интеллектуальной деятельности, через таможенную границу Российской Федерации.
Доказательств того, что договор аренды помещений N 24 от 22.10.2007г. имеет внешнеторговый характер, материалы дела не содержат, условия этого договора факт совершения валютной операции не подтверждают.
Кроме того, Хосейни Саийед Джавад Миртаги имеет вид на жительство иностранного гражданина, решение о выдаче документа принято УФМС России по Удмуртской Республике от 29.04.2008г., сам документ выдан 14.05.2008г. и действителен по 12.03.2012г., начиная с 21.11.2006г. Хосейни С.Д.М. имеет право осуществлять на территории Российской Федерации предпринимательскую деятельность, ему выдано соответствующее свидетельство. В ходе административного производства статус Хосейни С.Д.М. административным органом надлежащим образом установлен не был.
В материалы дела также представлено письмо ИП Хосейни С.Д.М. N 63 от 27.05.2009г., из которого следует, что акты от 07.05.2008г., от 29.05.2008г., от 30.06.2008г. были предоставлены предпринимателем Обществу только 06.08.2008г. Данное обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии события вменяемого правонарушения, административным органом не опровергнуто.
Таким образом, оспариваемые постановления от 15.04.2009г. N 94-09/78, N 94-09/79 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, являются незаконными и подлежат отмене.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сделка является внешнеэкономической, поскольку Обществом в уполномоченном банке был оформлен паспорт сделки и самостоятельно представлялись в банк Справки о подтверждающих документах, судом апелляционной инстанции не принимаются, само по себе указанное обстоятельство не является доказательством того, что ИП Хосейни С.Д.М. имеет статус нерезидента.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению, не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 июня 2009 года по делу N А71-5232/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5232/2009-А19
Истец: ООО "Удмуртский региональный центр субконтрактации"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмурской республике
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5851/09