г. Пермь
06 февраля 2009 г. |
Дело N А60-19734/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Богдановой Р.А.,
судей Грибиниченко О.Г., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Деевой О.М.
при участии:
от заявителя (ООО "Луна") - не явился, извещен,
от ответчика (ИФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга) -
не явился, извещен,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
ООО "Луна"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 декабря 2008 года
по делу N А60-19734/2008,
принятое судьей Евдокимовым Е.В.
по заявлению ООО "Луна"
к ИФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга
о признании недействительным решения
установил:
ООО "Луна", уточнив заявленные требования, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 26.06.2008г. N 1974 в части взыскания земельного налога в сумме 66 553 руб., пени в сумме 7 303 руб. 70 коп., обязании внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.12.2008г. удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение в части доначисления земельного налога и пеней является правомерным, поскольку примененный обществом способ исчисления налога не соответствует закону.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. Указывает, что спорный земельный участок является многофункциональным, он юридически и фактически предоставлен и используется для эксплуатации отдельно-стоящего строения с пристроями (литер А) - задние административно-бытового назначения, отдельно стоящего строения с пристроями (литер Б) - здания боулинг-центра и отдельно-стоящего строения (литер В) - здания гостиницы. Полагает, что при таких обстоятельствах следует применять различные ставки земельного налога в отношении одного земельного участка, находящегося в собственности одного лица, что законодательством не запрещено. Считает, что выписка из государственного земельного кадастра содержит недостоверные сведения, при определении ставок земельного налога необходимо учитывать кадастровый паспорт земельного участка от 06.10.2008г., выданный на основании Распоряжения Главы города Екатеринбурга от 23.12.2005г. N 4490-р, в котором в графе "разрешенное использование" указано "под отдельно-стоящие строения с пристроями".
Налоговый орган представил письменный отзыв на жалобу, согласно которому против доводов жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
Как следует из акта приема-передачи от 14.03.2006г. (Приложение к договору купли-продажи земельного участка N 6-192 от 14.03.2006г.), договора N6-33 аренды земельного участка от 09.09.1998г., кадастрового плана земельного участка от 13.02.2006г. N 41-2/06-2281, ООО "Луна" приобрело в собственность земельный участок с кадастровым номером 66:41:06030118:0006 площадью 10118 кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, 34-б для эксплуатации трех строений (литеры А - административно-бытовое здание, литер Б - кегельбан, литер В - гостиница).
По результатам камеральной проверки представленной ООО "Луна" налоговой декларации по налогу на землю за 6 месяцев 2007 года (расчета по авансовым платежам) налоговым органом составлен акт N 2431 от 06.05.2008г. и вынесено решение N 1974 от 26.06.2008г. об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
Основанием для доначисления земельного налога в сумме 66 553 руб., пени в сумме 7 303 руб. 70 коп. явилось неверное определение обществом налоговой ставки при исчислении налога, в связи с тем, что заявитель необоснованно применил различные налоговые ставки в отношении частей земельного участка, занятых зданием боулинга (кегельбана) - 1,5%, зданием гостиницы - 0,6% и административным зданием - 1,2%.
Налоговый орган применил единую налоговую ставку для всего земельного участка исходя из указанного в кадастровом плане разрешенного использования земельного участка - "под здания боулинг-центра".
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Исходя из содержания ст. 394 НК РФ ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципального образования с учетом установленных ограничений, категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии со ст.ст.30, 32, 37 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, т.е. разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства является одним из основных принципов земельного законодательства (ст.1 Земельного кодекса РФ).
Согласно нормам Земельного кодекса РФ целевая категория, как и разрешенное использование земель, могут быть изменены с разрешения соответствующих компетентных органов или в порядке принятия решения соответствующим государственным органом власти либо органом местного самоуправления.
На территории муниципального образования "Город Екатеринбург" ставки земельного налога установлены Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" с учетом вида разрешенного использования земельного участка и категории земель.
Для земельных участков, занятых административно-управленческими зданиями и помещениями (за исключением зданий и помещений, в которых размещаются органы государственной власти и местного самоуправления) установлена ставка налога в размере 1,2 %, для земельных участков, отнесенных к категории земель поселений, занятых досугово-развлекательными и игорными заведениями, боулингами - 1,5 %, для прочих земельных участков и доли в праве на земельный участок - 0,6 %.
Данные о правовом режиме земельного участка (в том числе о целевом назначении) отражаются в правоустанавливающих документах и имеются в государственном земельном кадастре, поэтому налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляются на основании сведений государственного земельного кадастра.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007г. "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости вносятся обязательные сведения, характеризующие конкретный объект недвижимости, в том числе: вид объекта недвижимости; кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное); сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок (п.п.1-3 п.1, п.п.7,11,13,14 п.2 ст.7 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007г.).
Распоряжением Главы города Екатеринбурга от 23.12.2005г. N 4490-р земельный участок по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, 34-б, предоставлен ООО "Луна" "под здания боулинг-центра".
На основании договора купли-продажи от 14.03.2006г. N 6-192 обществу передан в собственность земельный участок, относящийся к землям поселений, общей площадью 10118 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0603018:0016, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, 34-б.
Согласно кадастровому плану земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) от 13.02.2006г. N 41-2106-2281, обществу принадлежит земельный участок, относящийся к категории "земли поселений", имеющий вид разрешенного использования (назначения) "под здания боулинг - центра".
Из обстоятельств дела установлено, что на указанном земельном участке находятся здания боулинга (кегельбана), гостиницы и административно-бытового корпуса, которые используются для обслуживания клиентов боулинг-центра, следовательно, относятся к игорным и досугово-развлекательным.
Применение ставки земельного налога налоговым законодательством непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок, и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета, в связи с чем спорный земельный участок с учетом разрешенного использования "под здания боулинг - центра" и категории земель "земли поселений" в первом полугодии 2007 года следовало облагать налогом по ставке 1,5%.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что налоговым законодательством не предусмотрено применение различных налоговых ставок в отношении одного земельного участка, находящегося в собственности одного лица.
В связи с этим исчисление земельного налога путем деления земельного участка на части пропорциональные площадям, занимаемым зданиями, и применение для одного земельного участка различных налоговых ставок в зависимости от вида (назначения) здания, находящегося на части земельного участка, является неправомерным. Объектом налогообложения является единый земельный участок, кадастровая стоимость которого в установленном порядке определена, в связи с чем предложенный налогоплательщиком расчет земельного налога не соответствует действующему законодательству.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В этой связи изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка. Согласно пункту 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
В 2006-2007 гг. обществом не производились изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка, порядок которого установлен Градостроительным кодексом РФ. Представленный налогоплательщиком в материалы дела кадастровый паспорт на спорный земельный участок на 06.10.2008г. свидетельствует лишь о намерении заявителя изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка, на котором возведены строения. Данный документ, хотя и содержит указание на разрешенное использование: под отдельно стоящими строениями с пристроями, но не свидетельствует об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка, на котором они возведены. Спорный земельный участок является единым, не разбит на отдельные участки под строения и прилегающие к ним территории, площадь его не изменилась, кадастровая стоимость единого земельного участка прежняя - 106336335,20 руб. Кроме того, кадастровый паспорт земельного участка по состоянию на 06.10.2008г. отношения к спорному отчетному периоду не имеет.
При таких обстоятельствах инспекцией правомерно исчислен налог по ставке 1,5% от кадастровой стоимости участка, установленной для земельных участков, отнесенных к категории земель поселений, занятых досугово-развлекательными и игорными заведениями, боулингами.
На основании вышеизложенного доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании действующего законодательства, решение суда в оспариваемой части следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.12.2008г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий: |
Р.А. Богданова |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-19734/08
Истец: ООО "Луна"
Ответчик: ИФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-264/09