г. Пермь
03 августа 2009 г. |
Дело N А50-5211/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Скромовой Ю. В.,
судей Зелениной Т.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Спиридоновой Т.Н.,
при участии:
от истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (далее - территориальное управление) - Подпалый Ю.В. (доверенность от 11.01.2009 N 6);
от ответчика - Пермского края в лице Агентства по управлению имуществом Пермского края (далее - агентство) - Коротина Е.А. (доверенность от 11.01.2009 N 2);
от третьих лиц - Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (далее - регистрационная служба), Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования (далее - фонд) - не явились, извещены;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - агентства
на решение Арбитражного суда Пермского края от 02.06.2009 по делу N А50-5211/2009
принятое судьей Теслевой Н.В.
по иску территориального управления
к агентству
третьи лица: регистрационная служба, фонд
о признании права собственности Российской Федерации
установил:
Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к агентству о признании права собственности Российской Федерации на двухэтажное административное здание общей площадью 162,4 кв. м, расположенное по адресу: Пермский край, г. Кудымкар, ул. Ленина, 20.
Третьи лица - регистрационная служба и фонд.
Решением суда от 02.06.2009 заявленные требования удовлетворены. Признано право собственности Российской Федерации на указанное здание.
Агентство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на необоснованность вывода суда об отнесении спорного здания к федеральной собственности. Суд не указал, что является основанием возникновения права собственности Российской Федерации с учетом того, что такие основания поименованы в ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Фондом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указывает на то, что имущество, используемое фондом, в силу прямого указания закона является федеральной собственностью и принадлежит фонду на праве оперативного управления. Поэтому фонд полагает решение законным и не подлежащим отмене. Просил рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Регистрационной службой представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложена информация об имеющихся записях о регистрации права собственности в отношении спорного объекта. Просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Как следует из материалов дела, Пермскому краю на праве собственности принадлежит объект недвижимости - двухэтажное административное здание в смешанном исполнении, нежилое, площадью 162,4 кв. м, расположенное по адресу: Пермский край, г. Кудымкар, ул. Ленина, 20 (л. д. 56), а также земельный участок площадью 1102 кв. м, расположенный по адресу: г. Кудымкар, ул. Ленина, 20 (л. д. 38).
За правопредшественником фонда - государственным учреждением "Коми-Пермяцкий окружной фонд обязательного медицинского страхования" зарегистрировано право оперативного управления на двухэтажное здание площадью 160,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Кудымкар, ул. Ленина, 20, при этом в качестве основания регистрации указана Выписка из реестра государственного имущества Коми-Пермяцкого автономного округа от 17.03.2003 N 26 (л. д. 18).
Обращаясь в арбитражный суд с иском о признании права собственности Российской Федерации на здание площадью 164,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Кудымкар, ул. Ленина, 20, территориальное управление указало, что указанный объект принадлежит на праве оперативного управления фонду. Поскольку фонд является федеральным учреждением, собственником имущества, находящегося у него в оперативном управлении, является Российская Федерация, следовательно, в силу ст. 120, 213, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации правом собственности на спорный объект обладает Российская Федерация. Названое имущество включено в Реестр Федерального имущества распоряжением территориального управления от 22.04.2008 N 431-р и передано в оперативное управление фонду. Таким образом, территориальное управление, ссылаясь на отсутствие законных оснований для регистрации права собственности Пермского края на спорное имущество, просило признать право собственности Российской Федерации на это имущество.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что фонд является федеральным учреждением (гл. 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а имущество, переданное ему в оперативное управление, является федеральным в соответствии с положениями ст. 120, 213, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку имущество является федеральным в силу закона, суд отклонил как несостоятельную ссылку ответчика на отсутствие оснований возникновения этого права у Российской Федерации.
С данными выводами суда нельзя согласиться в силу следующего.
Лицо, обращающееся с иском о признании права собственности на объект, на который имеется зарегистрированное право собственности иного лица, должно доказать законность оснований возникновения у него этого права и, соответственно, незаконность оснований возникновения права собственности ответчика на это имущество.
В п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Из материалов дела усматривается, что решением Совета народных депутатов Коми-Пермяцкого автономного округа от 21.06.1993 N 65 в соответствие с Законом "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" был создан Коми-Пермяцкий окружной фонд обязательного медицинского страхования как территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Создание данного фонда субъектом Российской Федерации, в том числе автономным округом, соответствовало п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1. При этом территориальный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово - кредитным учреждением.
Согласно п. 5.2 решения от 21.06.1993 N 65 на администрацию Коми-Пермяцкого автономного округа возложена обязанность предоставить окружному фонду необходимые служебные помещения (л. д. 57).
Распоряжением от 17.02.1997 N 5 за фондом на праве оперативного управления закреплено спорное имущество, являющееся собственностью субъекта Российской Федерации - Коми-Пермяцкого автономного округа (л. д. 59), помещение передано по акту от 17.02.1997 N 9 (л. д. 60).
Выписки из реестра государственного имущества Коми-Пермяцкого автономного округа от 13.03.2003 N 119 и от 13.10.2005 N 987/301-В свидетельствуют о включении спорного имущества в реестр собственности субъекта Российской Федерации (л. д. 70, 73).
Доказательств того, что на момент разграничения государственной собственности Российской Федерации спорное имущество относилось исключительно к федеральной собственности (постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1), суду не представлено.
Напротив, спорное имущество включено в реестр государственного имущества Коми-Пермяцкого автономного округа (л. д. 70), кроме того, отнесение его к собственности субъекта Российской Федерации отражено в распоряжении 1997 года. Доказательств незаконности включения имущества в реестр собственности Коми-Пермяцкого автономного округа в материалы дела не представлено.
Само по себе нахождения в спорном помещении в настоящее время федерального учреждения не свидетельствует о том, что здание, в котором это учреждение находится, является федеральной собственностью.
Доказательств передачи спорного имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность Российской Федерации в материалах дела не имеется.
Возможность нахождения имущества, используемого территориальными фондами, в собственности субъекта Российской Федерации, не исключается, что также подтверждается изложенным в письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования (л. д. 94).
При таких обстоятельствах в отсутствие доказательств отнесения имущества исключительно к федеральной собственности и незаконности включения его в реестр собственности субъекта Российской Федерации, заявленные территориальным управлением исковые требования удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене. В удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02.06.2009 по делу N А50-5211/2009 отменить.
В удовлетворении заявленных Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Ю. В. Скромова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5211/2009-Г05
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю
Ответчик: Пермский край в лице Агентства по управлению имуществом Пермского края
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, Пермский краевой фонд обязательного медицинского страхования
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5950/09