г. Пермь
19 января 2009 г. |
Дело N А60-31969/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Осиповой С.П., Мещеряковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кивокурцевой Е.В.
при участии:
от заявителя ОАО "Свердловэнергосбыт": Кравцов С.М. - представитель по доверенности от 29.12.2008г.
от заинтересованного лица Региональной энергетической комиссии Свердловской области: Балаханова Т.И. - представитель по доверенности от 13.01.2009г., Безбородов А.В. - представитель по доверенности от 11.01.2009г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Свердловэнергосбыт" (заявителя по делу)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 декабря 2008 года
по делу N А60-31969/08,
принятое судьей Хомяковой С.А.
по заявлению ОАО "Свердловэнергосбыт"
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области
об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности,
установил:
Открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 31.10.2008г. N 179 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением арбитражного суда Свердловской области от 04 декабря 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Свердловэнергосбыт" (заявитель по делу), не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. При этом ссылается на следующие обстоятельства: 1) у общества отсутствует обязанность по предоставлению в РЭК Свердловской области дополнительной информации, в том числе, сведений о выручке от продажи электрической энергии и мощности в форме таблиц, поскольку данные сведения не являются "балансами электрической энергии и мощности"; балансы электрической энергии и мощности выражаются в натуральных показателях (кВтч и МВт), а запрашиваются сведения о выручке в рублях; сведения о выручке не поименованы в "Перечне дополнительных обосновывающих материалов и расчетом, представляемых для утверждения тарифов на электрическую энергию (услуги по передаче электрической энергии), утв. Постановлением РЭК Свердловской области от 11.05.2006г.; 2) у заявителя по делу отсутствовала возможность надлежащим образом исполнить обязанность по предоставлению сведений о фактических объемах полезного отпуска электрической энергии и мощности, в частности, в отношении потребителей, рассчитывающихся по одноставочным тарифам, так как запрос РЭК Свердловской области не был конкретизирован и содержал только общую формулировку запрошенных сведений; 3) пунктом 12 Правил государственного регулирования установлен двухнедельный срок для предоставления запрашиваемых документов, обществу же было предложено представить информацию в течение 7 календарных дней, в связи с чем, права и законные интересы общества были нарушены. Вывод суда о том, что двухнедельный срок является максимальным и не ограничивает право регулирующего органа установить более короткий срок, но в пределах двухнедельного, противоречит норме п.12 Правил государственного регулирования. В отношении определения сроков представления необходимых документов в адрес РЭК, необходимо применять специальное законодательство о государственном регулировании тарифов (цен).
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (ответчик по делу) с жалобой общества не согласна по основаниям, указанным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, а также отсутствие обстоятельств, позволяющих освободить общество от привлечения к административной ответственности.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в процессе проведения РЭК Свердловской области экспертизы расчетных материалов для установления тарифов на электрическую энергию на 2009 г. представленных ОАО "Свердловэнергосбыт" установлено отсутствие отдельных материалов для установления экономически обоснованных тарифов.
Запросом от 13.10.2008г. N 11-18/3426 РЭК Свердловской области запросила у ОАО "Свердловэнергосбыт" следующую информацию:
- выручку от продажи электрической энергии и мощности ОАО "Свердловэнергосбыт" за 2007 г., январь, февраль, март, апрель, май и июнь 2008 г. по форме приложения к письму (отдельно в зоне и вне зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Свердловэнергосбыт");
- данные о фактических объемах полезного отпуска электрической энергии и мощности ОАО "Свердловэнергосбыт" за 1 полугодие 2008 г. и ожидаемых за 2008 г. по уровням напряжения (высокое напряжение, среднее первое напряжение, среднее второе напряжение низкое напряжение) и категориям потребителей (потребители, относимые к категории население; бюджетные потребители, прочие потребители, всего, в том числе: гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации поименно), установив, при этом срок представления данной информации до 21.10.2008г.
В связи с тем, что ОАО "Свердловэнергосбыт" не представило в установленный срок информацию по запросу РЭК Свердловской области от 13.10.2008г. N 11-18/3426, обязанность представления которой, предусмотрена нормативными правовыми актами для установления тарифов, 22.10.2008г. в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении (л.д.95).
По результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении, заинтересованным лицом вынесено постановление N 179 от 31.10.2008г. по делу об административном правонарушении, которым ОАО "Свердловэнергосбыт" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ и наложен штраф в размере 50000 руб. (л.д.11-12).
Общество, не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения по ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ и отсутствия обстоятельств, позволяющих освободить общество от привлечения к административной ответственности.
Выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными в силу следующего.
Согласно ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определено, что установление тарифов на тепловую энергию относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Согласно Положению о Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области), утвержденному Указом Губернатора Свердловской области от 31.08.2004г. N 619-УГ, РЭК Свердловской области является исполнительным органом государственной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на территории Свердловской области.
В соответствии с пунктом 15 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденной Постановлением правительства РФ от 26.02.2004г. N 109 (далее - Правила государственного регулирования) Федеральная служба по тарифам утверждает регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 8 апреля 2005 г. N 130-э утвержден Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности). В соответствии с пунктом 1 Регламента рассмотрение дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию осуществляется по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и по представленным в регулирующий орган обоснованным предложениям (заявление с прилагаемыми обосновывающими материалами). При этом пунктом 18 Регламента установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, для открытия дела об установлении тарифов представляют в регулирующий орган обосновывающие расчетные материалы (в подлиннике или заверенных заявителем копиях).
Перечень дополнительных обосновывающих материалов и расчетов, представляемых для утверждения тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии), установлен постановлением Региональной энергетической комиссии от 11 мая 2006 г. N 56-ПК. При этом расчетные материалы, представляемые в регулирующий орган для утверждения тарифов на тепловую энергию, должны быть выполнены в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004г. N 20-э/2. Данные Методические указания предусматривают необходимость расшифровок расходов энергоснабжающей организации в целях оценки их экономической обоснованности.
В соответствии с п. 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Согласно пункту 10 Правил государственного регулирования - организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в орган регулирования материалы, в том числе балансы электрической энергии и мощности.
При этом, регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организация обязана предоставить их в двухнедельный срок со дня поступления запроса (п. 12 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации).
Из анализа указанных норм права следует, что для целей проверки правильности формирования регулируемой организацией балансов электрической энергии и мощности на очередной период регулирования, РЭК вправе производить запросы дополнительных обосновывающих материалов.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, запрошенная РЭК Свердловской области у заявителя письмом N 11-18/3426 от 13.10.2008г. информация, включающая отчетные данные об объемах полезного отпуска электрической энергии и мощности регулируемой организации (основные показатели балансов электрической энергии (мощности), необходима для проверки правильности планирования величины заявленной расчетной мощности потребителей (полезного отпуска мощности) при формировании тарифов на электрическую энергию (мощность). Информация о выручке от продажи электрической энергии и мощности была запрошена РЭК Свердловской области по четко определенной форме с предоставлением сведений и об объемах отпуска электрической энергии ( в киловатт-часах), и о применяемых тарифах на энергию (мощность), и о выручке от ее продажи (в рублях) с разбивкой по вариантам тарифного меню, уровням напряжения, отдельно по зоне и вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Таким образом, регулирующим органом была запрошена информация об одном из основных показателей балансов электрической энергии (мощности) - объеме полезного отпуска электрической мощности и необходимая для проверки достоверности сведений, отраженных в отчетности. В связи с чем, ОАО "Свердловэнергосбыт" необоснованно отказалось в письме N 05/10537 от 21.10.2008г. предоставить данную информацию, ссылаясь на регулярное предоставление в орган регулирования тарифов статистической отчетности по форме 46-ЭЭ "Полезный отпуск (поставка) электрической и тепловой энергии".
Учитывая, что информация была необходима РЭК Свердловской области для установления экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию, а обществом не выполнены требования по предоставлению сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в установленный срок, следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ.
Довод общества о том, что сведения о выручке не поименованы в Перечне дополнительных обосновывающих материалов и расчетов, представляемых для утверждения тарифов на электрическую энергию (услуги по передаче электрической энергии), утвержденном Постановлением РЭК Свердловской области от 11.05.2006г. N 55-ПК, в связи с чем, РЭК Свердловской области не вправе их запрашивать, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Постановление РЭК Свердловской области от 11.05.2006г. N 55-ПК "Об установлении перечня дополнительных обосновывающих материалов и расчетом, представляемых для утверждения тарифов на электрическую энергию (услуги по передаче электрической энергии)", представляет собой документ, в котором указан общий перечень основных документов, необходимых органу регулирования для установления экономически обоснованных тарифов для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере электроснабжения, в том числе: организаций, производящих электрическую энергия, организаций, оказывающих услуги по передачи электрической энергии, организаций, осуществляемых поставку электрической энергии потребителям по договорам купли-продажи или по договорам энергоснабжения. Данный перечень не является исчерпывающим. Действующее законодательство - п.12 Правил государственного регулирования не содержит запрета запрашивать у энергоснабжающих организаций иные дополнительные материалы, необходимые для целей формирования тарифов, кроме содержащихся в общем перечне постановления РЭК Свердловской области N 55-ПК.
Данный довод был надлежащим образом исследован судом первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие возможности для исполнения обязанности по предоставлению сведений о фактических объемах полезного отпуска электрической энергии и мощности, так как запрос от 13.10.2008г. N 11-18/3426 содержал общую формулировку запрошенных сведений, не был конкретизирован, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Термины, используемые РЭК Свердловской области в запросе от 13.10.2008г. N 11-18/3426 соответствуют терминам, применяемым в Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004г. N 20-э/2. Таблица П 1.6 Методических указаний "Структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей" содержит используемые при формировании тарифов на электрическую энергию сведений о заявленной (расчетной) мощности- полезном отпуске мощности, который включает в себя не только заявленную или оплачиваемую мощность потребителей, рассчитывающихся по двухставочным тарифам, но и расчетную мощность потребителей, рассчитывающихся по одноставочным тарифам (например, население).
Между тем, ОАО "Свердловэнергосбыт" являясь субъектом регулирования в электроэнергетической отрасли, владеющим методологией формирования тарифов на электрическую энергию, отчетную информацию о полезном отпуске электрической энергии, необходимую для проверки правильности планирования данного показателя на период регулирования, необоснованно представил не полном объеме - без информации по потребителям, рассчитывающимся по одноставочным тарифам. В связи с указанными обстоятельствами, вина общества в указанном правонарушении материалами дела доказана.
Довод общества о том, что до истечения установленного п.12 Правил государственного регулирования двухнедельного срока со дня поступления запроса для предоставления запрошенных документов в действиях заявителя отсутствовал состав правонарушения, отклоняется судом апелляционной инстанции, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Судом первой инстанции правильно установлено, что обязанность организаций, осуществляющих поставку электрической энергии, отнесенной к регулируемым видам деятельности, предоставлять в орган регулирования обосновывающие документы для утверждения тарифов на электрическую энергию установлена Правилами государственного регулирования _ и постановлением РЭК Свердловской области от 11.05.2006г. N 55-ПК. Статьей ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ установлена ответственность за непредставление в указанный уполномоченный органом срок сведений, если обязанность представления их предусмотрена нормативно правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а равно их непредставление.
Двухнедельный срок, указанный п.12 Правил является максимальным сроком в соответствии, с которым организации обязаны предоставлять в регулирующий орган расчетные материалы, но данный пункт не ограничивает право регулирующего тарифы органа установить свой срок в пределах указанного двухнедельного срока.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что установленный административным органом укороченный срок для представления дополнительных документов нарушает права и законные интересы общества в связи с большим объемом запрошенной информации, отклоняется. Как следует из материалов дела, запрошенная на основании письма от 13.10.2008г. информация уже ранее предоставлялась ОАО "Свердловэнергосбыт" в адрес РЭК Свердловской области, однако была отозвана обществом письмом N 07-01/4163 от 21.04.2008г. со ссылкой на выявленные ошибки.
РЭК Свердловской области письмом от 23.09.2008г. установила срок для представления документов с целью устранения выявленных ошибок- до 30.09.2008г. Так как документы для расчета тарифов обществом не были представлены, РЭК Свердловской области была вынуждена направить запрос от 13.10.2008г. с установлением нового срока до 21.10.2008г., таким образом, у общества имелся достаточный срок для представления документов. Писем с просьбой продлить установленный срок, в связи с большим объемом информации, общество в РЭК Свердловской области не направляло.
Учитывая, что письмом от 21.10.2008г. общество фактически отказалось представлять запрошенные документы, административный орган законно и обоснованно составил протокол об административном правонарушении от 22.10.2008г. и вынес постановление N 179 от 31.10.2008г. о привлечении ОАО "Свердловэнергосбыт" к административной ответственности по ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции от 04 декабря 2008 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Свердловэнергосбыт" - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 декабря 2008 года по делу N А60-31969/08 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Свердловэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
Т. И. Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-31969/08
Истец: ОАО "Свердловэнергосбыт"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10194/08