Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2011 г. N 06АП-745/2011
г. Хабаровск
23 марта 2011 г. |
N 06АП-745/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Песковой Т.Д., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цебенко Н.Н.
при участии в заседании:
от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: представитель Грановская А.Г. по дов. от 10.02.2011 N 93;
от федерального бюджетного учреждения "Следственный изолятор N 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю": представитель не явился;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение от 31 января 2011 года
по делу N А73-11799/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению федерального бюджетного учреждения "Следственный изолятор N 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю"
о признании незаконными действий Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, выразившихся в возложении обязанности по внесению платы за размещение отходов и доначислении платежей за размещение отходов за 1 и 2 кварталы 2010 года
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю
УСТАНОВИЛ:
федеральное бюджетное учреждение "Следственный изолятор N 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" (ОГРН 1022501301899) (далее - учреждение, ФБУ "Следственный изолятор N 1") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Дальневосточное управление Ростехнадзора), выразившихся в возложении обязанности по внесению платы за размещение отходов и доначислении платежей за размещение отходов за 1 и 2 кварталы 2010 года, изложенных в письме от 03.09.2010 N 04П-40/3058.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (далее - Управление Росприроднадзора по Приморскому краю).
Решением суда от 31.01.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, Дальневосточное управление Ростехнадзора обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить, полагая, что судом неверно применены нормы материального права.
В судебном заседании представитель Дальневосточного управления Ростехнадзора поддержала доводы заявленной жалобы, просила решение суда отменить.
Учреждение, Управление Росприроднадзора по Приморскому краю, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовали.
В представленном отзыве ФБУ "Следственный изолятор N 1" просило в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Заслушав представителя заявителя апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
20.04.2010 ФБУ "Следственный изолятор N 1" представлен в Дальневосточное управление Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1 квартал 2010 года, согласно которому исчислена плата в размере 38 256 руб. 29 коп.
07.05.2010 учреждение представило уточненный расчет, исчислив плату в размере 0 руб.
09.07.2010 учреждение представлен расчет платы за 2 квартал 2010, в котором плата также исчислена в размере 0 руб.
Дальневосточное управление Ростехнадзора, рассмотрев указанные расчеты, направило в адрес учреждения письмо от 03.09.2010 N 04П-40/3058, в котором сообщило об обязанности уплатить платежи, размер которых составляет 38 291 руб. 13 коп. за 1 квартал и 82 932 руб. 71 коп. за 2 квартал 2010 года.
Расценив направление указанного письма как совершение действий по взысканию с него платежей, ФБУ "Следственный изолятор N 1" обжаловало их в суд, который заявленные требования удовлетворил, указав, что учреждение не является плательщиком спорных платежей.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Обосновывая обязанность ФБУ "Следственный изолятор N 1" по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, Дальневосточное управление Ростехнадзора указывает на то, что учреждение оказывает такое воздействие в виде размещения отходов. При этом ссылается на выделенные ему лимиты на размещение отходов.
Между тем, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Однако Дальневосточным управлением Ростехнадзора не представлено доказательств того, что ФБУ "Следственный изолятор N 1" осуществляет указанную деятельность.
Напротив, учреждением представлены договоры от 01.02.010 N 1-2/55/10, от 01.04.2010 N 1-2/62/10, от 01.05.2010 N 1-2/64/10, государственный контракт от 21.06.2010 N 63, заключенные с ООО "Эко-ДВ", а также договор от 01.11.2010 N 105/10/Б, заключенный с ООО "ГМК" на оказание услуг по выводу твердых бытовых отходов, а также работ по сбору и транспортировке к месту утилизации путем сжигания медицинских отходов класса "Б".
Следовательно, учреждение не осуществляло деятельности по размещению отходов, а передало указанные полномочия специализированным организациям.
Ссылки Дальневосточного управления Ростехнадзора на наличие у учреждения лимитов на размещение отходов не могут быть приняты судом во внимание, поскольку наличие таких лимитов, при отсутствии лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов, само по себе не доказывает осуществление лицом такой деятельности.
Доводы о том, что учреждение является собственником отходов, также не могут быть приняты как доказательства осуществление спорной деятельности, поскольку внесение платы не ставится в зависимость от наличия прав собственности на отходы производства и потребления.
Плательщиками ее являются только лица, деятельность которых связана с хранением и захоронением отходов - содержанием в специально оборудованных объектах, предназначенных для размещения отходов, либо их захоронением в специальных хранилищах, обезвреживанием или использованием, имеющим соответствующую лицензию.
Согласно статьям 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Между тем, Дальневосточным управлением Ростехнадзора не представлено данных о том, что ФГУ "Следственный изолятор N 1" занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления.
На основании вышеизложенного апелляционная жалоба Дальневосточного управления Ростехнадзора подлежит отклонению, решение суда оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31 января 2011 года по делу N А73-11799/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11799/2010
Истец: ФБУ "Следственный изолятор N 1" Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю", Федеральное бюджетное учреждение "Следственный изолятор N 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" (ФБУ ИЗ-25/1 УФСИН России по Приморскому краю)
Ответчик: Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому кроаю
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-745/2011