г. Пермь
02 июля 2009 г. |
Дело N А60-2901/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Скромовой Ю. В.,
судей Глотовой Г.И., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русановой Ю.С.,
при участии:
от истца - администрации г. Екатеринбурга (далее - администрация) - Косенко С.М. (доверенность от 16.12.2008 N 170);
от ответчиков - общества с ограниченной ответственностью "Интер-Нефто" (далее - общество "Интер-Нефто"), Управления федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее - регистрационная служба) - не явились, извещены;
от третьего лица - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области - (управление) - Кашигин Я.В. (доверенность от 11.01.2009 N 2);
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества "Интер-Нефто"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.04.2009 по делу N А60-2901/2009
принятое судьей Воротилкиным А.С.
по иску администрации
к обществу "Интер-Нефто", регистрационной службе
третье лицо управление
о признании недействительным права собственности, обязании исключить из реестра запись о праве собственности,
установил:
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании недействительным зарегистрированного права собственности общества "Интер-Нефто" на сооружение комплекса автостоянки, включающего: здание автостоянки (литера А) площадью 68,8 кв.м; сооружение - автостоянка (литера I) площадь застроенная - 4839,6 кв.м; ограждение (литера II) протяженностью 264,68 м, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 50, а также к регистрационной службе об исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от 21.11.2007 N 66-66-01/416/2007-290 о праве собственности общества "Интер-Нефто" на поименованное сооружение комплекса автостоянки, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 50.
Решением суда от 30.04.2009 признано недействительным зарегистрированное право собственности общества "Интер-Нефто" на сооружение комплекса автостоянки. На регистрационную службу возложена обязанность исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись от 21.11.2007 N 66-66-01/416/2007-290 о праве собственности общества "Интер-Нефто" на поименованное сооружение комплекса автостоянки.
Общество "Интер-Нефто" с решением суда не согласно, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судом положений ст. 2, 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. Федерального закона от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). По мнению заявителя, лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно объекта недвижимости, не вправе оспаривать право собственности другого лица на этот объект, поэтому администрацией выбран ненадлежащий способ защиты права. Судом не принято во внимание, что земельный участок предоставлялся обществу для строительства автостоянки. По мнению заявителя, спорный объект возведен им с соблюдением действовавшего на момент его создания законодательства. Утверждение актов приемки в эксплуатацию объектов главой администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга не противоречит ст. 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", поскольку районная администрация является структурным подразделением администрации г. Екатеринбурга.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09.03.1992 предприятию "Интер-Нефто" выдано разрешительное письмо о согласовании условий отвода земельного участка для строительства на нём платной автостоянки. Для решения вопроса об отводе земельного участка необходимо предоставить в Главархитектуру условия освоения данного участка от поименованных в письме организаций (т. 2, л. д. 26, 27).
Постановлением главы администрации от 02.11.1992 N 442 товариществу с ограниченной ответственностью "Интер-Нефто" (в настоящее время - общество "Интер-Нефто") отведен земельный участок площадью 0,35 га по ул. Крестинского во временное пользование сроком на 3 года для строительства платной охраняемой автостоянки для машин личного пользования (т. 1, л. д. 14).
Во исполнение вышеуказанного постановления 29.07.1993 между Главархитектурой администрации и ТОО "Интер-Нефто" заключен договор N 1118-а на предоставление во временное пользование земельного участка под платную автостоянку (т. 1, л. д. 15, 16).
Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора 30.07.1993 ТОО "Интер-Нефто" выдано разрешение на выполнение строительно-монтажных работ N 536 (т. 2, л. д. 128, 129).
По акту от 07.07.1994 N 13 государственной приемочной комиссией принят в эксплуатацию объект - платная автостоянка для машин личного пользования, имеющий следующие характеристики: машиномест 144, площадь 0,35 га (т. 1, л. д. 30-35). По акту от 30.12.1994 N 17 государственной приемочной комиссией, созданной распоряжением администрации Чкаловского района от 30.11.1994 N 274-р, принят в эксплуатацию объект - расширение платной автостоянки владелец - ТОО "Интер-Нефто" - площадь земельного участка (АПЗ) - 0,35 га, площадь участка (допол.) - 0,26 га, общая площадь 0,61 га на 200 единиц (т. 1, л. д. 37-42).
Постановлением главы администрации от 02.11.1995 N 706-3 ТОО "Интер-Нефто" предоставлен в аренду на 3 года земельный участок площадью 0,52 га (в том числе за счёт земель ОГСК "Южный" и ранее отведённого земельного участка) под существующую платную автостоянку. В п. 2.3 названого постановления указано, что по окончании договора аренды ТОО "Интер-Нефто" обязано освободить земельный участок своими силами и средствами и сдать его по акту в Главархитектуру. Кроме того, ТОО "Интер-Нефто" по первому требованию ОГСК "Южный" должно освободить предоставленный за счет земель последнего земельный участок площадью 0,03 га (т. 1, л. д. 17, 18). На основании указанного постановления сторонами заключен договор аренды от 30.07.1996 N 302-н, по условиям которого арендатору предоставлен земельный участок для существующей платной автостоянки, при этом в разделе 8 договора оговорены особые условия о том, что запрещается строительство временных зданий и сооружений, кроме помещения охраны, выполненного по аналогии с архитектурным решением стационарного поста милиции (т. 1, л. д. 19-29).
Постановлением главы города Екатеринбурга от 30.03.2005 N 700-р на основании обращения общества "Интер-Нефто" утвержден проект границ земельного участка из земель поселений площадью 4995 кв. м, указанный участок предоставлен обществу в аренду на неопределенный срок под существующую платную стоянку для автомашин личного пользования (т. 1, л. д. 45). На основании указанного постановления администрацией и обществом "Интер-Нефто" заключен договор аренды от 22.12.2005 N 5-1133, по условиям которого арендатор обязался по первому требованию арендодателя освободить своими силами и за свой счет участок (т. 1, л. д. 46-53).
За обществом "Интер-Нефто" на праве собственности зарегистрировано сооружение комплекса автостоянки, включающей здание автостоянки (литера А) площадью 68,8 кв. м; сооружение-автостоянка площадь застроенная 4839,6 кв. м (литера I); ограждение (литера II) протяженностью 264,68 м, назначение нежилое, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Крестинского, д. 50. В качестве документов, на основании которых осуществлена регистрация, в свидетельстве о регистрации права собственности указаны: акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 30.12.1994 N 17; акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 07.07.1994 N 13 (т. 2, л. д. 42).
Администрация, полагая, что регистрация права собственности осуществлена незаконно, а зарегистрированное за обществом "Интер-Нефто" право является недействительным, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, указав в обоснование заявленных требований, что сооружение возведено на земельном участке, не предоставленном для капитального строительства; разрешение на строительство объектов недвижимости обществу "Интер-Нефто" не выдавалось; приемка его в эксплуатацию осуществлена незаконно, поскольку акты не соответствуют требованиям действующего законодательства и утверждены неуполномоченным лицом. Кроме того, во всех ненормативных актах о предоставлении обществу земельного участка в аренду указанно на временный характер такого предоставления и на то, что после окончания срока участок должен быть возвращен в первоначальном (освобожденном) виде. В договоре аренды 1996 года прямо указано на запрет строительства не только капитальных, но и временных зданий и сооружений. Нарушение своих прав администрация обосновывает тем, что наличие на земельном участке объекта недвижимого имущество, право собственности на который зарегистрировано, препятствует администрации, как лицу полномочному распоряжаться землей, использовать указанный участок по назначению. Кроме того, собственник объекта недвижимости в силу ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность, а у администрации возникает обязанность предоставить этот участок.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности в порядке, установленном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу п. 1 ст. 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним в том числе являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Для признания недействительным зарегистрированного права собственности на объект необходимо признать порочными основания возникновения данного права.
В соответствии с положениями ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1, 4 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество. Государственная регистрация объектов, не являющихся недвижимостью, Законом не предусмотрена.
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Для признания имущества недвижимым как объекта гражданских прав необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
На дату создания спорного объекта действовали положения СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 N 84 (далее - СНиП 3.01.04-87).
Согласно п.1.4, 1.7, 1.11 СНиП 3.01.04-87 законченные строительством объекты подлежат принятию государственной приемочной комиссией, и датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией, за исключением случаев, предусмотренных данными СНиП.
Согласно п. 4.24 СНиП 3.01.04-87 приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами, составленными по форме, приведенной в обязательном приложении N 5.
Однако представленные обществом "Интер-Нефто" акты приемки в эксплуатацию, на основании которых осуществлена государственная регистрация права на спорный объект, не содержат в полном объеме сведений, указанных в данном приложении, а именно: сведений о решении (приказе, постановлении), на основании которого произведено строительство, разрешении на производство строительно-монтажных работ, сведений об исходных данных для проектирования, об утверждении проектно-сметной документации, сметной стоимости, а также о кратких технических характеристиках объекта.
Кроме того, указанные акты утверждены Администрацией Чкаловского района города Екатеринбурга, в то время как в соответствии с постановлением главы администрации от 01.06.1992 N 170 "Об утверждении "Основных полномочий городской и районной администраций в г. Екатеринбурге" назначение государственных приемочных комиссий, утверждение актов о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения отнесено к компетенции городской администрации, к компетенции же районной администрации относится лишь участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения.
В распоряжениях администрации Чкаловского района города Екатеринбурга от 24.01.1994 N 21-р и от 30.11.1994 N 274-р, которыми были назначены комиссии по приемке в эксплуатацию охраняемой автостоянки, также указано на необходимость представления актов государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию на утверждение в администрацию г. Екатеринбурга (пункты 2 распоряжений). Однако акты от 07.07.1994 N 13 и от 30.12.1994 N 17 утверждены главой администрации Чкаловского района. Следовательно, они не могут считаться надлежащим доказательством ввода в эксплуатацию спорного объекта как объекта недвижимости. Кроме того, в указанных актах отсутствуют сведения о том, что на территории стоянки, принимаемой в эксплуатацию, имеются какие-либо здания и сооружения.
Необходимо также отметить, что согласно письму СОГУП "Областной Центр недвижимости", имеющемуся в материалах регистрационного дела в отношении спорного объекта, разрешительная документация на строительство отдельных составляющих комплекса: здания, открытой площадки и ограждения не представлена.
Таким образом, доказательств того, что был сооружен объект недвижимости, и его строительство осуществлялось в установленном законом порядке, материалы дела не содержат.
Следует согласиться с доводом администрации о том, что строительство спорного объекта осуществлялось на земельном участке, не отведенном для этих целей, а предоставленном обществу лишь во временное пользование.
В соответствии с действующим на момент создания спорного объекта законодательством (Закон Российской Федерации от 14.07.1992 N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации", Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991) для строительства объекта недвижимости требовалось соответствующее разрешение на строительство и отвод для целей строительства соответствующего земельного участка.
В силу ст. 28 Земельного кодекса РСФСР организации, заинтересованные в строительстве объекта, должны были обратиться в местную администрацию с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельного участка, а также срок пользования землей.
Материалы предварительного согласования места размещения объекта утверждались решением местной администрации, которое являлось основанием для проведения проектно - изыскательских работ и последующего принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта выдавалась организации, заинтересованной в этом согласовании, в семидневный срок с момента его принятия.
Доказательств того, что земельный участок предоставлялся правопредшественнику общества "Интер-Нефто" в установленном законом порядке, не имеется.
Напротив, все ненормативные акты, которыми ответчику отводился земельный участок, содержат сведении о временном характере такого предоставления, а заключенные на основании них договоры аренды содержали указание на то, что после окончания срока аренды земельный участок подлежит передаче арендодателю в первоначальном виде, а договор 1996 года содержал прямой запрет на возведение на нем даже временных сооружений.
С учетом изложенного, следует признать что документы, послужившие основанием для государственной регистрации права, не подтверждают создание объекта недвижимости в порядке, предусмотренном законодательством, и не позволяют однозначно определить тождество и состав объекта, принятого по актам государственной приемочной комиссии, и объекта, государственная регистрация права на который произведена, поэтому у регистрационной службы не было основания для регистрации права собственности общества "Интер-Нефто" на спорный объект.
Вследствие изложенного, государственная регистрация права собственности общества "Интер-Нефто" в отношении спорного объекта противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и нормам Закона о регистрации, поэтому указанное право правильно признано судом недействительным, а соответствующая запись, внесенная в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исключена.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что администрацией избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку она не может оспаривать право собственности на объект, на который не заявляет своих прав, отклоняется, так как в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления. Поэтому администрация, как лицо полномочное распоряжаться земельными участками на территории г. Екатеринбурга вправе была оспорить зарегистрированное право собственности лица на объект недвижимости, расположенный на земельном участке, не отведенном для этих целей, и без соответствующих разрешений, то есть, по сути, являющийся самовольной постройкой.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на её заявителя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.04.2009 по делу N А60-2901/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Ю. В. Скромова |
Судьи |
Г.И. Глотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-2901/09
Истец: МО "Город Екатеринбург" в лице Администрации города Екатеринбурга
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, ООО "Интер-Нефто"
Третье лицо: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4841/09