г. Пермь
23 января 2009 г. |
Дело N А60-31630/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2009 г.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Мещеряковой Т.И., Нилоговой Т.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кивокурцевой Е.В.
при участии
от заявителя ЕМУП "Городской лесхоз": Бусыгина С.В. - представитель по доверенности от 20.01.2009г., Минигалиев Р.А. -представитель по доверенности от 20.01.2009г.
от ответчика Министерства природных ресурсов Свердловской области: Банковский А.В. - представитель по доверенности от 19.01.2009г., Гробовая О.И. -представитель по доверенности от 25.04.2008г., Булгакова В.В. -представитель по доверенности от 4.08.2008г.
от третьего лица Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры: Колосов А.В. - помощник прокурора, удостоверение N 162 269.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области (ответчика по делу)
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09.12.2008г.
по делу N А60-31630/2008
принятое судьей Плюсниной С.В.
по заявлению: ЕМУП "Городской лесхоз"
к ответчику: Министерство природных ресурсов Свердловской области
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура:
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Городской лесхоз" (далее - ЕМУП "Городское лесхоз", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов Свердловской области от 24.10.2008г. N 221-П о привлечении предприятия к административной ответственности за нарушение использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях по статье 8.39 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30 000 руб., а также о признании недействительным предписания об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 24.10.2008г. N 221-П.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.12.2008г. заявленные требования удовлетворены полностью.
Министерство природных ресурсов Свердловской области (ответчик по делу), не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права:
1) Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", так как судом необоснованно рассмотрен вопрос о компетенции органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления по охране, защите и воспроизводству лесов особо охраняемых природных территорий в границах муниципального образования "город Екатеринбург" и о легитимности определения территории лесного парка имени Лесоводов России как особо охраняемой природной территории областного значения и установления на ней режима особо охраняемой территории);
2) Федерального закона N 33-ФЗ от 14.03.1995г. "Об особо охраняемых природных территориях", Постановление Правительства Свердловской области от 17.01.2001г. N 41-ПП "Об установлении категории, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждения перечней особо охраняемых природных территорий расположенных в Свердловской области", Постановление Правительства РФ от 22.05.2006г. N 420-ПП "Об организации и ведении лесного и лесопаркового хозяйства в лесопарках, расположенных на территории города Екатеринбурга, на которые зарегистрировано право собственности Свердловской области", Постановление от 29.06.2007г. N 414 "Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах". В соответствии с указанными нормативными правовыми актами - "Лесной парк имени Лесоводов России" является особо охраняемой природной территорией областного значения, на которой заявитель ведет хозяйственную деятельность по организации производства и переработке древесины и размещению при этом отходов производственной деятельности. Указанная производственная деятельность существенно снижает экологическое, эстетическое и рекреационное качество данного природного парка, оказывает негативное воздействие и ведет к его деградации. В материалах дела имеются все доказательства, подтверждающие, что в действиях ЕМУП "Городской лесхоз" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ - нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
ЕМУП "Городской лесхоз" (заявитель по делу) просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов без удовлетворения. Указывает на тот факт, что административный орган не доказал, что производственные объекты предприятия находятся на особо охраняемой природной территории, так как до настоящего не определены территориальные границы указанного земельного участка, не проведено межевание и государственный кадастровый учет. Также указывает на недоказанность состава административного правонарушения, так как в силу положений Устава является муниципальным предприятием, которое создано для осуществления деятельности в сфере ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов и удовлетворения общественных потребностей в производстве лесопродукции. Основными видами деятельности являются - благоустройство территории лесопарков, организация производства и переработки древесины. С целью осуществления данных видов деятельности за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество, в том числе производственная площадка, и заключены муниципальные контракты на выполнение работ по содержанию городских лесов и парков.
Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора) просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления предприятия. Поддерживает доводы заявителя апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной природоохранной прокуратурой в период в 24.10.2008г. по 30.07.2008г. была осуществлена плановая проверка соблюдения ЕМУП "Городской лесхоз" требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях на особо охраняемой природной территории областного значения "Лесной парк имени Лесоводом России".
В ходе проверки было выявлено, что на земельном участке, расположенном в квартале N 74 (квартал N73 указан в акте ошибочно) выдела 3 охраняемой природной территории "Лесной парк имени Лесоводов России" предприятием в период с начала 2008 г. до 9 октября 2008 г. допущены нарушения правил охраны и использования природных ресурсов на территории вышеуказанного лесного парка, составлен акт N 162 от 30.07.2008г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Свердловским межрайонным природоохранным прокурором 9.10.2008г. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с которым установлено, что на особо охраняемой природной территории лесного парка предприятие осуществляет хозяйственную деятельность по организации производства и переработке древесины и размещению при этом отходов производственной деятельности: размещена автостоянка, площадка под металлолом, штабеля пиломатериала, круглого леса, отходы производственной деятельности (опил, бетонные кольца, мусор, металлолом, щебень и пр.). Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок и на объекты недвижимости, находящие на земельном участке, у предприятия отсутствуют. При этом осуществление хозяйственной деятельности на территории лесного парка существенно снижает экологическое, эстетическое, рекреационное качество данного природного парка, оказывает негативное воздействие и ведет к его деградации.
Материалы проверки направлены прокурором в Министерство природных ресурсов Свердловской области для рассмотрения по существу.
24.10.2008г. Министерством природных ресурсов принято постановление N 221-П о привлечении ЕМУП "Городской лесхоз" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 КоАП РФ за нарушение использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях в виде штрафа в сумме 30 000 руб., а также выдано предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 221-П.
Полагая, что постановление и предписание вынесены административным органом незаконно и необоснованно, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из недоказанности нарушения ЕМУП "Городской лесхоз" своими действиями правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов.
Указанный вывод суда является правильным, соответствует действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии со статьей 58 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В статье 2 Федерального закона от 14.03.1995г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлены категории и виды особо охраняемых природных территорий, в том числе, природные парки.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ ( часть 6 статьи 2 Закона N 33-ФЗ).
В Свердловской области принят Закон Свердловской области N 105-ФЗ от 21.11.2005г. "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области", в подпункте 2 части 2 статьи 3 которого предусмотрена организация такой категории особо охраняемых природных территорий областного значения, как "природные парки".
Пунктом 1 Постановления Правительства Свердловской области от 17.01.2001г. N 41-ПП "Об установлении категории, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждения перечней особо охраняемых природных территорий расположенных в Свердловской области" - установлена такая категория особо охраняемых природных территорий областного значения, как "лесной парк".
"Лесной парк имени Лесоводов России", площадью 913,45кв.м., местонахождением "Центральное лесопарковое участковое лесничество, кварталы 73-83" включен в Перечень лесных парков Свердловской области, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области N 41-ПП от 17.01.2001г. Охрана лесного парка возложена на Государственное учреждение Свердловской области "Верх-Исетское лесничество".
Право собственности Свердловской области на особо охраняемую природную территорию областного значения "Лесной парк имени Лесоводов России" зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.03.2006г. за N 66-66-01/005/2006-032, что подтверждается постановлением Правительства Свердловской области от 22.05.2006г. N 420 "Об организации и ведении лесного и лесопаркового хозяйства в лесопарках, расположенных на территории города Екатеринбурга, на которые зарегистрировано право собственности Свердловской области".
Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что "Лесной парк имени Лесоводов России" является особо охраняемой территорией областного значения, на которую зарегистрировано право собственности Свердловской области, в связи с чем, Свердловская область вправе и обязана осуществлять полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению указанной территорией.
Между тем административным органом, в нарушение требований статей 65 и 210 АПК РФ, не доказаны существенные обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела и подтверждающие обоснованность привлечения ЕМУП "Городской лесхоз" к административной ответственности - нахождение производственных объектов предприятия по переработке древесины, автостоянки и иных объектов именно на особо охраняемой территории областного значения. Так, из пояснений представителей в судебном заседании, письма Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 11.12.2008г. N 78-16817 следует, что на момент вынесения оспариваемого постановления от 24.10.2008г. не были установлены на местности границы земельного участка, занятого Лесным парком имени Лесоводов России. Землеустроительное дело было в установленном порядке подготовлено, согласовано со смежными землепользователями и сдано в архив Территориального отдела N 15 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области только 1.12.2008г. По состоянию на 11.12.2008г. вышеуказанный земельный участок не был описан и государственный кадастровый учет указанного участка не был произведен.
Статус и режим особо охраняемых природных территорий областного значения - природных парков установлен в статье 13 Закона Свердловской области от 21.11.2005г. N 105-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области" и в приложении к Постановлению Правительства Свердловской области от 17.01.2001г. N 41-ПП"Об установлении категории, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждения перечней особо охраняемых природных территорий расположенных в Свердловской области".
В силу указанных норм установлено: на территории лесных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и влечет за собой снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств лесного парка или его компонентов, в том числе: строительство коммуникаций и хозяйственных объектов, не связанных с функционированием лесного парка (пункт 8 приложения); стоянка и мойка автотранспортных средств вне специально отведенных для этого мест (пункт 10 приложения); любые виды загрязнения природной среды, в том числе организация свалок мусора (пункт 11 приложения).
Согласно пункту 39 Правил санитарной безопасности лесов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 414 от 29.06.2007г. "Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах" - при использовании лесов не допускается загрязнение почвы отходами производства и потребления.
Таким образом, на территории лесных парков запрещается не любая хозяйственная деятельность, а только та, которая может нанести ущерб природному комплексу и влечет снижение или уничтожение экологических, эстетических, рекреационных качестве лесного парка и его компонентов.
Статьей 8.39 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
Суд первой инстанции, проанализировав указанные нормы права, и оценив надлежащим образом имеющиеся в деле доказательства, пришел к правильному выводу о том, что административным органом не доказан факт и вина предприятия в совершении административного правонарушения, предусмотренного статье 8.39 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Городской лесхоз" создано в соответствии с Решением Екатеринбургского Комитета по управлению городским имуществом от 16.11.1992г. N 180, зарегистрировано приказом Управления государственной регистрации г.Екатеринбурга от 5.02.1993г. за N 306 с целью осуществления деятельности в сфере ведения лесного хозяйства, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов и удовлетворения общественных потребностей в производстве лесопродукции. Основными видами деятельности являются - благоустройство территории лесопарков, организация производства и переработки древесины ( пункт 2.1 и 2.2 Устава).
Для осуществления данных видов деятельности, предприятию Распоряжением главы Екатеринбурга N 2346-р от 3.07.2006г. предоставлены земельные участки, занятые городскими лесами, (л.д.92-93), а также за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество - конторские помещения, постройки и сооружения, транспортные средства (автомашины, тракторы), оборудование (станки, пилорама, мотоблоки и др.), предназначенные для обслуживания лесного хозяйства, расположенные по адресу: Сибирский тракт, 40.
При этом из актов приема-передачи муниципального имущества, карточек на основные средства, следует, что за предприятием закреплено имущество (гаражи, мастерские, кордоны, постройки, конторы лесничества), которые были введены в эксплуатацию задолго до создания предприятия - в 1917, 1936, 1938, 1956 годах и др.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, и организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
С целью выполнения вышеуказанной функции органом местного самоуправления, 21.01.2008г. с ЕМУП "Городской лесхоз" были заключены муниципальные контракты N 15 и N 15/1 на выполнение работ по содержанию городских лесов, парков, мест купания на срок с 21.01.2008г. по 31.12.2008г.
Судом первой инстанции установлено, что именно для осуществления благоустройства в городских лесах и парках по муниципальным контрактам предприятие осуществляет свою производственную деятельность на производственной площадке, в том числе переработку древесины для изготовления малых архитектурных форм, скамеек, беседок, пляжных кабин и других элементов благоустройства в соответствии с Проектом организации и ведения лесного хозяйства Городского лесхоза. На данной площадке также находится техника пожарно-химической службы для тушения лесных пожаров, во исполнение постановления главы Екатеринбурга N 3438 от 18.08.2008г. "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации лесоторфяных пожаров на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в весенне-летний пожароопасный период 2008-2009 годов".
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что автостоянка предназначена для хранения транспорта (автомобилей, тракторов) с целью тушения лесных пожаров; штабеля пиломатериала и круглого леса используются в производственной деятельности предприятия с целью благоустройства лесного парка. Площадки под металлолом не имеется, а складированные рамы тракторов и автомашин подготовлены для списания через ЕКУГИ. Пилорама, кирпичное здание с тремя боксами (бытовка, гараж и мастерская), двухэтажное здание деревянного типа- контора Центрального лесничества переданы предприятию по договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и используется в уставных целях предприятия. Отходы производства (опил, бетонные кольца, щебень и др.) образуются в результате переработки и предназначены для благоустройства территории и при пожаротушении.
Административным органом в материалы дела не представлены доказательства, опровергающие указанные выводы суда первой инстанции и доводы предприятия.
Таким образом, административный орган не только не доказал, что ЕМУП "Городской лесхоз" в 2008 году осуществлял производственную деятельность именно на земельном участке, занятом особо охраняемой территорией регионального значения, но и тот факт, что осуществляемая им производственная деятельность могла нанести ущерб природному комплексу и повлечь снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств лесного парка или его компонентов. Ссылка административного органа на акты N 70 от 23.04.2008г. и N 43 от 11.09.2006г. отклоняется, так как акт N 70 касается проверки иного объекта - Шарташинского лесопарка, а акт N 43 относится к иному периоду проверки с 11 сентября по 22 сентября 2006 г.
Ссылка административного органа на справку об объемах по заготовке предприятием пиломатериала и его реализации отклоняется, так как она относится к иному периоду 2007 г., и не доказывает, что указанная производственная деятельность ведется предприятием на особо охраняемой природной территории - "Лесном парке имени Лесоводом России".
Административным органом не доказана также вина предприятия в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.39 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты зависящие от него меры по их соблюдению ( п.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Между тем, из содержания постановления о привлечении предприятия к административной ответственности следует, что административным органом вопрос вины при рассмотрении дела не исследовался, в нем не указано, какие зависящие от него меры следовало предпринять ЕМУП "Городской лесхоз" в периоде проверки в 2008 году после организации в Свердловской области на территории городских лесов "особо охраняемой природной территории - Лесного парка имени Лесоводов России" и была ли у предприятия возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях на особо охраняемой природной территории областного значения, с учетом того факта, что предприятие является муниципальным предприятием, за ним закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество (объекты недвижимости), заключены муниципальные контракты на выполнение работ, связанных с уставной деятельностью, предприятие было создано задолго до создания "особо охраняемой природной территории".
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что административным органом в действиях предприятия не доказан состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.39 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, решение суда от 9.12.2008г. следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области - без удовлетворения.
В соответствии со ст.104 АПК РФ из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина в сумме 1 000 руб., уплаченная по апелляционной жалобе, так как заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 9 декабря 2008 года по делу А60-31630/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области - без удовлетворения.
Возвратить Булгаковой В.В. из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по апелляционной жалобе за Министерство природных ресурсов Свердловской области по квитанции от 18.12.2008г.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий: |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Т.И.Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-31630/08
Истец: ЕМУП "Городской лесхоз"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Свердловской области
Третье лицо: Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10390/08