г. Пермь
05 июня 2009 г. |
Дело N А60-40103/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Осиповой С.П., Мещеряковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.
при участии:
от заявителя ООО "Дерней": не явились
от заинтересованного лица Министерств природных ресурсов Свердловской области Тенкачева Ю.Л. - представитель по доверенности от 25.04.2008г.
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства природных ресурсов Свердловской области (ответчика по делу)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 апреля 2009 года
по делу N А60-40103/2008,
принятое судьей Италмасовой Е.Г.
по заявлению ООО "Дерней"
к Министерству природных ресурсов Свердловской области
о признании незаконным отказа в заключении договора аренды лесного участка,
установил:
ООО "Дерней" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов Свердловской области N 06-04-6669/8 от 25.11.2008г. в заключение договора аренды лесного участка и обязании заключить договор аренды лесного участка с 7 по 34 квартал Четкаринского участкового лесничества участок 2-1 Южный.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.04.2009г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Министерство природных ресурсов Свердловской области (ответчик по делу), не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд, в нарушение требований статьи 74 Лесного кодекса РФ, обязал Министерство заключить с обществом договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения аукциона. Суд пришел к ошибочному выводу об отсутствии на территории Свердловской области с 2005 года органа, уполномоченного на заключение договоров безвозмездного пользования лесами. В обоснование данного довода прилагает Устав Областного государственного учреждения "Управление сельскими лесами", утвержденного постановлением Правительства Свердловской области 5.08.2005г. Суд необоснованно полагает, что свидетельство о праве собственности за землю N 57, выданное на основании постановления Главы Администрации Пышминского района от 19.11.1992года N 247, порождает исключительное право общества на пользование лесными насаждениями, произрастающими на этом земельном участке.
ООО "Дерней" (заявитель по делу), надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Ссылается на тот факт, что имеет право на заключение договора аренды лесного участка без проведения аукциона, так как спорный участок находится в границах земельного участка, предоставленного Колхозу имени Ленина, правопреемником которого является общество, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Заявитель по делу о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.11.2008г. ООО "Дерней", являясь правопреемником Колхоза имени Ленина, обратилось в Министерство природных ресурсов Свердловской области с заявлением о заключении договора на право аренды лесными участками, расположенными в ГУ СО Камышловского лесничества на площади 3935 Га, так как спорные лесные участки находятся в границах земельного участка, принадлежащего на праве бессрочного (постоянного) пользования Колхозу имени Ленина.
Министерство природных ресурсов Свердловской области письмом N от 25.11.2008г. N 06-04-6669/8 отказало в переоформлении договора аренды для заготовки древесины на том основании, что Колхоз имени Ленина ранее не заключал соответствующего договора с ГУ "Свердловскагролес". Указало на то, что в дальнейшем договор аренды может быть заключен по результатам аукциона.
Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает его права, ООО "Дерней" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того факта, что истец не имел возможности заключить договор безвозмездного пользования участком лесного фонда до 1.01.2007года в связи с не принятием на территории Свердловской области акта, устанавливающего, какой орган государственной власти вправе принимать решения о предоставлении лесных участков в аренду, безвозмездное пользование. Судом также учтено, что спорный лесной участок находится в границах земельного участка, предоставленного Колхозу имени Ленина (правопреемник - ООО "Дерней") на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании Государственного акта на право пользования землей от 4.04.1980г., постановления Главы Администрации Пышминского района от 19.11.1992года N 247; свидетельства N 57 о праве собственности на землю.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривает выводы суда, полагает, что договор аренды спорного лесного участка может быть заключен с 1.01.2007г. с ООО "Дерней" только с проведением аукциона. До 1.01.2007г. на территории Свердловской области органом исполнительной власти, принимающим решения о предоставлении в безвозмездное пользование участков лесного фонда, было Правительство Свердловской области, а учреждением, заключающим соответствующий договор - ГУ "Управление сельскими лесами". Между тем, ни Колхоз имени Ленина, ни ООО "Дерней" не обращались с заявлением о заключении соответствующего договора.
Суд апелляционной инстанции, исследовав указанные доводы заявителя апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
В 1997 году был принят Лесной кодекс РФ (Федеральный закон N 22-ФЗ от 29.01.1997г.).
Согласно абзацу 1 статьи 130 ЛК РФ участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передаются в безвозмездное пользование. В силу статьи 36 ЛК РФ по договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесных хозяйством обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до 49 лет для осуществления одного ими нескольких видов лесопользования. Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
На территории Свердловской области, в соответствии со статьями 36, 130 ЛК РФ (1997 г.), Постановлением Правительства Свердловской области от 10.06.1998г. N 606-п "О порядке использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций" был определен уполномоченный орган по заключению договоров - Государственное учреждение "Свердловскагролес" (признано утратившим силу постановлением правительства Свердловской области от 14.01.2005г. N 4-ПП).
Федеральным законом от 29.12.2004г. N 199-ФЗ внесены изменения в статьи 36 и 130 Лесного кодекса РФ (1997 г.).
В соответствии со статьей 130 ЛК РФ участки, лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, могут предоставляться сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование в целях обеспечения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса. По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта РФ обязуется предоставить лесопользователю в случае, предусмотренном статьей 130 настоящего Кодекса, участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до 99 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта РФ в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Кодекса (статья 36 ЛК РФ).
В силу пунктов 7 и 8 Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденного постановлением правительства РФ N 224 от 18.02.1998г. (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.10.2005г. N 650) договоры подлежали заключению по письменному заявлению сельскохозяйственной организации, направляемому в адрес лесхоза или организации органа исполнительной власти субъекта РФ.
В соответствии с изменениями, внесенными в Лесной кодекс 1997 года, Постановлением Правительства Свердловской области от 5.08.2005г. N 623-ПП "О приеме в государственную собственность Свердловской области и переименовании федерального государственного учреждения "Свердловское управление сельскими лесами" утвержден Устав государственного учреждения "Свердловское управление сельскими лесами". Согласно подпункту 1 пункта 22 Устава - учреждение уполномочено на заключение соответствующих договоров на основании решения Правительства Свердловской области о предоставлении участков сельских лесов в безвозмездное пользование.
Таким образом, на территории Свердловской области органом исполнительной власти субъекта РФ, принимающим решение о предоставлении сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование участков лесного фонда, являлось Правительство Свердловской области, а учреждениями, уполномоченными на заключение договоров были до 2005 года - ГУ "Свердловскагролес", а с октября 2005 г.- ГУ "Управление сельскими лесами".
Министерство правильно указывает на то, что до 1.01.2007г. ни Колхоз имени Ленина (Сельскохозяйственный кооператив "Колхоз имени Ленина"), ни его правопреемник - ООО "Дерней" с заявлением о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование в установленном порядке не обращались, в связи с чем, договор заключен не был.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 201-ФЗ от 4.12.2006г. "О введении в действие Лесного кодекса РФ" (далее - Вводный закон) с 1 января 2007 г. введен в действие новый Лесной кодекс РФ.
В статьях 1 и 94 Лесного кодекса РФ закреплен принцип платности использования лесов.
Согласно статье 29 ЛК РФ - лесные участки для заготовки древесины предоставляются организациям на основании договора аренды лесного участка.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается либо по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора в порядке, предусмотренном статьями 74, 79, 80 ЛК РФ, либо без проведения аукциона в порядке, предусмотренном статьями 71-73, ч.3 ст.74 Лесного кодекса РФ и статьей 4 Вводного закона.
Статьей 4 Вводного закона установлено, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 1 января 2009 года. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4 октября 2007 года Министерством природных ресурсов РФ издан приказ N 258, которым утвержден "Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ".
В указанном нормативном акте установлено, что переоформление договоров производится на основании заявления лиц, использующих соответствующие лесные участки. По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченный орган выносит решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В соответствии со статьей 4 Вводного закона, Приказом N 258 от 4.10.2007г. Министерства природных ресурсов РФ, ООО "Дерней" обратилось с заявлением в Министерство природных ресурсов Свердловской области с заявлением от 14.11.2008г. о заключении договора аренды.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что договор аренды лесного участка подлежит заключению с ООО "Дерней" без проведения аукциона по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Дерней" использует соответствующие лесные площади 3 935 Га на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с Государственным актом на право пользования землей от 4.04.1980г., пунктом 6 Постановления Главы Администрации Пышминского района от 19.11.1992г. N 247 о предоставлении Колхозу имени Ленина в бессрочное (постоянное) пользование, Свидетельством от 13.12.1993г. N 57 о праве собственности на землю.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимся в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ сохраняется.
В силу пункта 1 статьи 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Кодекса.
В материалы дела не представлены документы, подтверждающие, что в установленном порядке у заявителя прекратилось право постоянного (бессрочного) пользования на лесные площади в размере 3 935 Га.
Таким образом, спорный лесной участок площадью 3 935 Га, находящийся в границах принадлежащего ООО "Дерней" на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, не может быть выставлен на аукцион в порядке, предусмотренном статьями 74, 79-80 Лесного кодекса РФ, поскольку право на распоряжение данным земельным участком было ограничено состоявшейся передачей права постоянного (бессрочного) пользования заявителю.
Специальными нормами лесного законодательства не урегулирован вопрос о порядке заключения договоров аренды лесного участка с организациями, которым до введения в действие с 1.01.2007г. Лесного кодекса РФ передано право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками лесного фонда, но обратившимся с заявлением о заключении договора аренды после 1.01.2007г. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что подлежит применению процедура оформления договоров аренды, предусмотренная в Порядке приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ, утвержденном Приказом МПР РФ N 258 от 4.10.2007г. (направление в Министерство природных ресурсов Свердловской области заявления и документов, необходимых для вынесения соответствующего решения об оформлении договора аренды участка лесного фонда).
В связи с чем, правильным является вывод суда о необоснованном отказе Министерства природных ресурсов Свердловской области ООО "Дерней" в заключении договора аренды лесного участка без проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Во исполнение указанной нормы суд первой инстанции правильно указал об обязании Министерства природных ресурсов Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения договора аренды лесного участка с соблюдением установленного Порядка заключения таких договоров.
При указанных обстоятельствах решение суда от 2 апреля 2009 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 2 апреля 2009 года по делу А60-40103/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
С. П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40103/08
Истец: ООО "Дерней"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3907/09