г. Пермь |
|
21 мая 2009 г. |
Дело N А60-4395/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Савельевой Н.М., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.,
при участии:
от заявителя - СОГУП "Областной центр недвижимости": Осипова О.В., паспорт, доверенность от 11.01.2009г.,
от заинтересованного лица- Региональная энергетическая комиссия по Свердловской области : не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - СОГУП "Областной центр недвижимости"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 марта 2009 года
по делу N А60-4395/09,
принятое судьей Хомяковой С.А.,
по заявлению СОГУП "Областной центр недвижимости"
к Региональной энергетической комиссии по Свердловской области
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Специализированное областное государственное унитарное предприятие "Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости" Свердловской области (далее - заявитель, СОГУП "Областной центр недвижимости", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области, заинтересованное лицо), которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконное привлечение к административной ответственности.
В обоснование жалобы указывает на отсутствие события правонарушения, поскольку заявителем не допускалось завышение предельных тарифов на оказываемые услуги, взимаемая с клиентов плата по договорам возмездного оказания услуг за оказываемые гражданам услуги представительства по сопровождению землеустроительной документации в органах, осуществляющих ее согласование и утверждение, в размере 2000 руб. не может включаться в установленный тариф за проведение работ по межеванию земельных участков, выполняемых по договору подряда в силу различной гражданско-правовой природы правоотношений сторон соответствующего договора.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить в силе, полагая, что оспариваемое постановление вынесено правомерно. Указывает на то, что каких-либо дополнительных услуг заявитель по договору о возмездном оказании услуг не оказывал, проведенная им работа входит в установленную услугу по проведению межевания в составе выполнения территориального землеустройства, так как согласно технологической схеме работ и прохождения документооборота по межеванию земель в перечень работ по межеванию, выполняемых инженером-геодезистом, предприятием, включены те работы, которые имеются в перечне дополнительных услуг.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 22.12.2008г. N 175 в период с 22.12.2008г. по 19.01.2009г. должностными лицами РЭК Свердловской области проведена проверка соблюдения порядка ценообразования филиала заявителя - МУП "Нижнетагильское бюро технической инвентаризации". По результатам проверки составлены акт от 19.01.2009г. N 175 с таблицей 1 и протокол об административном правонарушении от 19.01.2009г.
Проверкой установлено, что заявителем допущено нарушение порядка ценообразования, выразившееся в завышении предельного максимального тарифа на услуги по проведению межевания земельных участков в составе выполнения территориального землеустройства, предназначенного для садоводства, индивидуального жилищного строительства и индивидуального гаражного строительства для физических лиц. Применялся тариф от 4500 рублей до 5000 рублей (с НДС) вместо 3000 руб. В таблице 1 указаны фамилии, инициалы лиц, даты оплаты услуг, сумма оплаты, вид услуг, установленный тариф, сумма завышения. Сумма нарушения за период с 29.12.2007г. по 11.09.2008г. составила 72000 рублей.
Постановлением от 02.02.2009г. N 6 заявитель привлечен к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в размере 40000 рублей.
Полагая, что данное постановление является незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.14.6 КоАП РФ.
Данный вывод суда первой инстанции суд апелляционной инстанции находит ошибочным исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения является установленный государством порядок ценообразования, направленный на защиту прав граждан, соблюдение экономических интересов хозяйствующих субъектов, обеспечение нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Объективную сторону правонарушения образуют действия, направленные на нарушение государственной дисциплины цен.
Субъективная сторона выражается в умышленном совершении действий по нарушению установленного государством порядка ценообразования.
Субъектом административного правонарушения являются лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен, в том числе юридические лица.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки СОГУП "Областной центр недвижимости" Региональная энергетическая комиссия по Свердловской области пришла к выводу, что при осуществлении работ по межеванию земельных участков в составе выполнения территориального землеустройства, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, тарифы на которые установлены Постановлением РЭК от 29.11.2006г. N 169-ПК, заявителем завышен предельный максимальный тариф на услуги, что нашло отражение в акте проверки, протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении.
При этом административный орган в акте проверки конкретизировал, в результате каких действий заявителем превышен предельный максимальный тариф на услуги межевания, к таковым РЭК по Свердловской области отнесены взимание дополнительной платы за оказание услуги представительства по сопровождению (передаче) землеустроительной документации в органы, осуществляющие ее согласование и утверждение, которые согласно Методическим рекомендациям по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Роскомземом 17.02.1003г, входят в работы по межеванию земельного участка в составе выполнения территориального землеустройства для физических лиц. Оказание названных услуг на основании отдельно заключенного с гражданами договора и за отдельную плату РЭК по Свердловской области оценено как завышение предельного максимального тарифа на работы по проведению межевания.
В акте проверки N 175 отражен и материалами дела подтвержден факт заключения предприятием с гражданами двух видов договоров, связанных с оформлением прав граждан на земельные участки: договора подряда на выполнение работ по межеванию земельного участка и договора о возмездном оказании услуг. При этом заинтересованным лицом сделан вывод о том, что фактически гражданам по договору возмездного оказания услуг предлагается дополнительно оплатить часть услуг, которые должны выполняться по договору подряда на выполнение работ по межеванию земельного участка.
Суд апелляционной инстанции считает, что административный орган не доказал наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.6 КоАП РФ. Вывод административного органа не основан на анализе доказательств, имеющихся в материалах дела, и противоречит положениям федеральных законов и нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок проведения работ по межеванию земельных участков.
В соответствии со ст.25.2 Федерального закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ) государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Обязательным приложением к представляемому в соответствии с настоящей статьей документу является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка.
Таким образом, гражданам, подпадающим под категорию лиц, имеющим право на упрощенный порядок оформления прав на отдельные объекты недвижимого имущества, в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006г. N 93-ФЗ, даже если у них есть право собственности на земельный участок, зафиксированное в соответствующем свидетельстве, но отсутствует кадастровый номер на него, необходимо провести землеустроительные работы, в том числе межевание (определение границ) земельного участка, и затем передать эти сведения в территориальное подразделение Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), которое внесет эти сведения в Государственный земельный кадастр и выдаст собственнику кадастровый план. После его получения собственник земельного участка должен обратиться в Федеральную регистрационную службу (Росрегистрацию), которая и должна выдать собственнику свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется по инициативе управомоченных лиц и носит заявительный характер.
В силу ст.424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.06.2006г. N 93-ФЗ предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, могут устанавливаться субъектами Российской Федерации на период до 01.01.2010г.
Согласно ст.12 Федерального закона от 30.06.2006г. N 93-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, вправе осуществлять организацию и финансирование мероприятий по выполнению в отношении таких земельных участков в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таких земельных участках.
Органы местного самоуправления в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также на созданные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества на основании заявлений указанных граждан или их доверенностей могут оказывать им содействие в подготовке необходимых документов для проведения в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" государственного учета таких земельных участков, созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав на них. В этих целях органы местного самоуправления:
1) осуществляют организацию приема ими заявлений или доверенностей граждан на совершение необходимых действий и подготовку необходимых документов для проведения в интересах этих граждан указанного государственного учета таких земельных участков, созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав на них;
2) на основании заявлений граждан или их доверенностей в интересах таких граждан выступают заказчиками работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих сведения, необходимые для осуществления указанного государственного учета таких земельных участков и созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества;
3) проводят разъяснительную работу с гражданами в части, касающейся порядка оформления документов, необходимых для проведения государственного кадастрового учета таких земельных участков, а также на основании заявлений граждан или их доверенностей подают в интересах таких граждан заявления о проведении государственного кадастрового учета таких земельных участков и другие необходимые для такого учета документы, запросы о предоставлении внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких земельных участках;
4)получают документы, свидетельствующие о проведенном государственном учете таких земельных участков или созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, и передают такие документы гражданам, в интересах которых осуществлялся данный учет;
5) на основании доверенностей граждан представляют от их имени (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для осуществления такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также получают свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы и передают их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация;
6) принимают меры по заключению мировых соглашений и примирению сторон по земельным спорам.
На указанные в части 2 настоящей статьи цели могут быть направлены средства местных бюджетов в порядке, определенном соответствующими органами местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Свердловской области от 31.08.2004г. N 817-ПП на специализированное областное государственное унитарное предприятие "Областной государственный центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости" (Лебедева Л.Г.) возложена обязанность по оказанию комплекса услуг по формированию земельных участков по обращению заинтересованных в приобретении земельных участков лиц, включающего следующие функции:
1) проведение технической инвентаризации зданий, строений, сооружений, помещений и земельных участков, на которых они расположены;
2) установление на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определение их координат (межевание земельных участков);
3) обращение от имени заинтересованных лиц в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области и его территориальные отделы для проведения государственного кадастрового учета земельных участков;
4) обращение от имени заинтересованных лиц в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области для государственной регистрации прав на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости и сделок с ними.
В соответствии с пунктом 3 данного Постановления специализированному областному государственному унитарному предприятию "Областной государственный центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости" предписано:
1) обеспечить прием и сбор документов и информации, необходимых для оказания услуг, предусмотренных в пункте 2 настоящего Постановления;
2) в срок до 31 декабря 2004 года подготовить и представить на рассмотрение Правительства Свердловской области размеры цен и тарифов на оказание гражданам услуг, предусмотренных в подпунктах 2 - 4 пункта 2 настоящего Постановления;
3) ежеквартально представлять в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области информацию о ходе оказания услуг, предусмотренных в пункте 2 настоящего Постановления.
В соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке права граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", Постановлением Правительства Свердловской области от 03.11.2006г. N 934-ПП "О плане мероприятий по реализации ФЗ от 30.06.2006г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке права граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", Указом Губернатора Свердловской области от 31.08.2004г. N 619-УГ "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области" с изменениями, внесенными Указом Губернатора Свердловской области от 11.03.2005 N 114-УГ, 29.08.2005 N 682-УГ, 13.02.2006 N 130-УГ, Постановлением РЭК Свердловской области от 29.11.2006 N 169-ПК утверждены предельные максимальные тарифы на услуги по проведению межевания земельного участка в составе выполнения территориального землеустройства, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства в размере 3000 руб.(с НДС) и 2543 руб. (без НДС); на услугу по проведению межевания в составе выполнения территориального землеустройства, предназначенного для индивидуального гаражного строительства, в размере 1500 руб. (с НДС) и 1272 руб. (без НДС).
Согласно пункту 5 Постановления РЭК Свердловской области от 29.11.2006 N 169-ПК "Об утверждении предельных максимальных тарифов на услуги по проведению межевания земельных участков в составе выполнения территориального землеустройства, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства и индивидуального гаражного строительства" в установленных предельных тарифах на услуги по проведению межевания земельных участков учтены все расходы лиц, оказывающих услуги по межеванию земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства и индивидуального гаражного строительства, в том числе транспортные, а также расходы по оформлению документов о межевании, предоставляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, в том числе по составлению описания земельных участков.
Таким образом, в целях установления в действиях СОГУП "Областной центр недвижимости" события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.6 КоАП РФ, административный орган должен был выяснить, подлежат ли государственному ценовому регулированию оказанные предприятием услуги согласно договору о возмездном оказании услуг, включены ли в предельные максимальные тарифы на услуги по проведению межевания земельных участков расходы, связанные с оказанием возмездных услуг по договору.
Как следует из материалов дела, предприятием заключены договоры на выполнение работ по межеванию земельного участка, согласно которым заказчик-гражданин поручает исполнителю-СОГУП "Областной центр недвижимости" выполнить землеустроительные работы по межеванию земельного участка, стоимость которых составляет 3000 руб., кроме того, по волеизъявлению граждан с ними предприятием заключены договоры о возмездном оказании услуг, связанных с получением сведений, необходимых для оказания услуг по данному договору, в органах, осуществляющих деятельность по ведению государственного кадастра и иных уполномоченных органах, а именно: по передаче в установленном законом порядке плана границ земельного участка в земельный комитет Администрации г.Нижнего Тагила и в территориальное подразделение "Роснедвижимости", уполномоченные осуществлять его согласование и утверждать результаты территориального землеустройства; по получению кадастровой выписки земельного участка; по сопровождению документации при проведении согласования (утверждения) в Комитете по Архитектуре и градостроительству г.Нижний Тагил.
Из материалов дела об административном правонарушении не следует, что административным органом проведен анализ документов применительно к нормам материального права, регулирующего данные правоотношения. Административный орган лишь констатировал факт получения предприятием по приходным ордерам денежных сумм в общей сумме по договору подряда на выполнение работ по межеванию земельного участка и договору о возмездном оказании услуг с указанием за межевое дело, послужившее основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ. Однако материалы дела содержат акты выполненных работ по обоим договорам, которые в совокупности с условиями договоров свидетельствуют о выполнении предприятием работ по межеванию земельного участка и оказанию возмездных услуг, в общей сумме стоимость работ составляет размер внесенных по приходному ордеру денежных средств. При данных обстоятельствах подлежит установлению, относятся ли дополнительно оказанные возмездные услуги к услугам по межеванию земельных участков, на которые установлен предельный тариф.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 18.06.2001г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.22 указанного Закона землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.
В силу требований ст.23 Федерального закона "О землеустройстве" порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 514 утверждено Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Согласно п.3 указанного Положения на Федеральную службу земельного кадастра России и ее территориальные органы возложена обязанность по обеспечению проведения согласования следующей землеустроительной документации: генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации; документации по вопросам землеустройства, разработанной в соответствии с решениями органов государственной власти; документации, касающейся земель, находящихся в федеральной собственности. Согласование иной землеустроительной документации с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляется ее разработчиком совместно с заказчиком в соответствии с договором о проведении землеустройства.
Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002г. N 396 утверждено Положение о проведении территориального землеустройства, устанавливающее порядок проведения территориального землеустройства, включая образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства. В соответствии с п.8 данного Положения межевание объектов землеустройства представляет собой установление границ муниципальных и других административно-территориальных образований, а также земельных участков. Работы по межеванию объектов землеустройства в соответствии с п.9 Положения включают в себя:
а)определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты;
б)закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;
в)изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.
Процедура землеустроительных работ при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков установлена Методическими рекомендациями Росземкадастра от 17 февраля 2003 г., разработанными в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 6 Методических рекомендаций межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:
1) подготовительные работы;
2) составление технического проекта;
3) уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания;
4)определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками;
5) определение координат межевых знаков;
6) определение площади объекта землеустройства;
7) составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства;
8) формирование землеустроительного дела;
9) утверждение землеустроительного дела в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций межевание объектов землеустройства проводится в соответствии с заданием на выполнение работ. Задание подготавливается заказчиком или по его поручению подрядчиком на основе проекта территориального землеустройства или сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках), предоставляемых в виде выписок в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории). Задание утверждается заказчиком.
В соответствии с п.18.5 Методических рекомендаций включенные в землеустроительное дело материалы межевания и карта (план) объекта землеустройства (карта(план) границ объекта землеустройства) утверждаются Росземкадастром или его территориальными органами.
Из положений вышепоименованных правовых норм следует, что межевание объекта землеустройства не включает в обязательном порядке выполнение представительских услуг заказчика по сопровождению землеустроительной документации в органах, осуществляющих ее согласование и утверждение: получение сведений из государственного земельного кадастра, передача землеустроительного дела в уполномоченные органы для согласования (утверждения) в указанных органах, передача утвержденной землеустроительной документации в органы кадастрового учета.
Не следует это и из утвержденного Постановлением РЭК от 29.11.2006г. N 169-ПК предельного тарифа на межевые работы, поскольку из содержания пункта 5 постановления не следует, что расходы по представительству по сопровождению землеустроительной документации включены в размер принятого тарифа.
Статьей 12 Федерального закона от 30.06.2006г. N 93 в редакции Федерального закона от 13.05.2008г. N 66-ФЗ предусмотрено содействие со стороны органов местного самоуправления гражданам в совершении необходимых действий и подготовки необходимых документов для проведения в интересах граждан государственного кадастрового учета земельных участков, при этом органами местного самоуправления направляются средства местных бюджетов в порядке, определенном соответствующими органами местного самоуправления.
Административным органом данный вопрос не выяснялся, выделены ли денежные средства из соответствующего бюджета на оказание данных видов услуг гражданам, заложены ли данные расходы в регулируемый тариф.
Доказательства того, что заявителем оказывались бы за дополнительную плату именно услуги, входящие в состав работ по межеванию земельных участков, административным органом не представлены.
Таким образом, иные виды работ, в том числе предусмотренные договорами на оказание услуг: передача землеустроительного дела в уполномоченные органы для согласования и утверждения, а также услуги сопровождения названных землеустроительных документов и материалов при проведении согласования (утверждения) в указанных органах не охватываются регламентированным составом работ по межеванию, поэтому оказание этих услуг правомерно осуществлялось заявителем на основании договоров о возмездном оказании услуг, а именно как услуги представительства в соответствующих органах (совершение действий от имени и в интересах доверителя).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что данные услуги, которые оказывались физическим лицам, являются дополнительными.
Содержание договоров (на проведение межевания и возмездном оказании услуг) разграничивает состав выполняемых по каждому из них работ, а также стоимость этих работ: непосредственно межевание - 3000 рублей, услуги по сопровождению передаваемых для согласования и утверждения землеустроительных материалов - 2000 рублей. Отсутствие письменных заявлений от граждан об оказании дополнительных услуг не может свидетельствовать о нарушении предприятием порядка ценообразования.
Вывод суда первой инстанции о том, что прием оплаты услуг по приходному кассовому ордеру с отметкой "за межевое дело" является доказательством нарушения предприятием требования о раздельном учете регулируемых и иных применяемых тарифов, является ошибочным.
Как ранее было указано, предприятием с гражданами заключалось два отдельных договора: договор подряда на проведение межевания и договор возмездного оказания услуг. Поступление от граждан оплаты по этим двум договорам по единому приходно-кассовому ордеру не является доказательством нарушения смешения учета регулируемых и нерегулируемых доходов. Административным органом не дана оценка тому, что сумма оплаты в размере 5000 руб., указанная в приходно-кассовом ордере, свидетельствует об оплате гражданами услуг по двум договорам: договору подряда на проведение межевания в сумме 3000 руб. и договору возмездного оказания услуг -2000 руб., к которым были составлены акты о выполнении работ.
В материалах дела имеется таблица завышения тарифа на услуги по проведению межевания земельных участков в составе выполнения территориального землеустройства, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства за период с 29.12.2007г. по 11.09.2008г., в которой указаны лица, которым оказывались услуги, вид услуги, номер документа и дата предоставления услуги, сумма фактической оплаты, сумма завышения тарифа.
Однако в данном случае административным органом лишь констатируется факт завышения тарифа. В то же время вопрос о причинах его завышения в каждом конкретном случае не исследован. Отсутствие заявлений от граждан или иных документов, свидетельствующих о волеизъявлении граждан на оказание со стороны предприятия каких-либо дополнительных услуг, при наличии подписанного гражданином договора не свидетельствует об отсутствии волеизъявления гражданина на получение дополнительных услуг. Технологическая схема работ и прохождение документооборота по межеванию земель в отделе землеустройства инвентаризации земель СОГУП "Областной центр недвижимости" не является безусловным доказательством, что проводимые инженером-геодезистом работы должны быть проведены им исключительно по договору межевания земельного участка в пределах установленного тарифа без дополнительно оказываемых возмездных услуг. Административным органом не исследован вопрос о видах и стоимости дополнительных услуг, прейскурант данных услуг не запрашивался. Вопрос о доступности и доходчивости информации по оказанию дополнительных видов возмездных услуг, доведения данной информации до граждан административным органом также не исследовался.
Таким образом, проанализировав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает, что при оказании услуг по проведению территориального землеустройства предприятие получало от граждан денежные средства в размере, не превышающем установленные РЭК Свердловской области тарифы за указанные услуги, следовательно, состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.14.6 КоАП РФ, не доказан административным органом.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч.1,2 ст.270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 марта 2009 года по делу N А60-4395/2009 отменить в части.
Признать незаконным и отменить постановление РЭК по Свердловской области N 6 от 02.02.2009г. о привлечении СОГУП "Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости" Свердловской области к административной ответственности по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Н.М.Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-4395/09
Истец: СОГУП "Областной центр недвижимости"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2840/09