г. Пермь
27 июня 2008 г. |
Дело N А71-2251/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.06.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Риб Л.Х., Мещеряковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калмаковой Т.А.
при участии:
от заявителя - МУ "Администрация муниципального образования "Понинское": не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Отдела Государственного пожарного надзора г. Глазова и Глазовского района Удмуртской Республики: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя-
МУ "Администрация муниципального образования "Понинское"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 12 мая 2008 года
по делу N А71-2251/2008,
принятое судьей Зориной Н.Г.,
по заявлению МУ "Администрация муниципального образования "Понинское"
к Отделу Государственного пожарного надзора г. Глазова и Глазовского района Удмуртской Республики
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Муниципальное учреждение "Администрация муниципального образования "Понинское" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным постановления Отдела Государственного пожарного надзора г.Глазова и Глазовского района г. Глазов (далее - заинтересованное лицо) о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 14.03.2008г. N 72 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.05.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе, поданной в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, Учреждение просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, при этом указывает на то, что в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменным отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить в силе, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на доказанность в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения на проведение проверки противопожарного состояния N 30 от 29.02.2008г. государственным инспектором Отдела Государственного пожарного надзора г. Глазова и Глазовского района Макаровым А.Г. проведена внеплановая проверка противопожарного состояния объектов и территории МО "Понинское". В состав муниципального образования входит 19 населенных пунктов: с. Понино, д. Артемки, д. Бадзымшур, д. Ескино, д. Кляпово, д. Коршуново, д. Коршевихино, д. Ляпино, д. Изошур, д. Микино, д. Паслоково, д. Полдарай, д. Золотарево, д. Пудвай, д. Зотово, д. Сева, п. Сева, д. Шалаши, д. Помаяг. На территории муниципального образования проживает 2606 человек.
Исполнительно-распорядительным органом МО "Понинское" согласно Уставу МО "Понинское" является Муниципальное учреждение "Администрация муниципального образования "Понинское".
В ходе мероприятий по контролю установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: не реализуются в полном объеме полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (ст. 14 Федерального Закона N 131-ФЗ от 06.10.2003г., п. 11 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)); не принимаются меры по локализации пожара, спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, а именно: не созданы условия для создания подразделений муниципальной пожарной охраны в с. Понино, д. Золотарево, п. Сева (ст. 11.1, 13, 19 Федерального Закона N 69-ФЗ от 21.12.1994г., п. 11 ППБ 01-03); населенные пункты не обеспечены переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения (п. 31 ППБ 01-03); не установлены устройства для забора воды пожарной техникой на водонапорных башнях во всех населенных пунктах муниципального образования (п. 95 ППБ 01-03); не созданы условия для забора воды в зимнее время года из источников наружного водоснабжения (не оборудованы пирсы с твердым покрытием на прудах и реках, а также незамерзаемые проруби), расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (д. Помаяг, д. Пудвай, д. Зотово, д. Кляпово, д. Полдарай, д. Коршуново, д. Бадзымшур, п. Сева); отсутствуют знаки-указатели в местах расположения источников наружного водоснабжения, пожарных водоемов, пожарных гидрантов и по пути движения к ним в с. Понино, д. Золотарево, п. Сева. Не проведен ремонт наружных сетей водоснабжения в с. Понино, д. Золотарево. Пожарные гидранты в с. Понино, д. Золотарево не проверены на водоотдачу лицензированной организацией (п.3, 11, 89, 90, 91, 94 ППБ 01-03, ст. 19 Федерального Закона N 69-ФЗ от 21.12.1994г., Постановление Правительства РФ N625 от 25.10.2006г.); не установлены средства звуковой сигнализации (сигналы громкого боя) для оповещения людей на случай пожара (п. 114 ППБ 01-03); не обеспечивается постоянное содержание в исправном состоянии дороги к д. Паслоково, не обеспечен свободный подъезд к зданиям и сооружениям пожарной техники (не очищены улицы от снега в населенных пунктах д. Кляпово, д. Зотово, д. Коршуново, д. Коршевихино, д. Паслоково, д. Изошур) (п.23ППБ01-03).
По результатам проверки составлены акт проверки N 30 от 29.02.2008г. и протокол об административном правонарушении от 29.02.2008г. N 72 в отношении Муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Понинское", с. Понино по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, административным органом вынесено постановление от 14.03.2008г. N 72, согласно которому заявителю назначено административное наказание с учетом положений ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, Муниципальное учреждение "Администрация муниципального образования "Понинское" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения и отсутствии обстоятельств для освобождения общества от привлечения к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 10 000 руб.
Вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Статьей 20.4 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32, 11.16 Кодекса, в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток (часть 1).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар -неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. В соответствии с указанной статьей руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Требования пожарной безопасности установлены, в частности Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. N 313 (далее ППБ 01-03), Нормами пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденными Приказом МЧС РФ N 315 от 18.06.2003г.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно ст. 35 Устава к полномочиям Администрации муниципального образования относятся, в том числе управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования.
Согласно п. 1 оспариваемого постановления Администрацией не реализуются в полном объеме полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Администрации вменено нарушение ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 11 ППБ 01-03.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации тушения пожаров (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Статья 19 Федерального закона от 21.12.1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" содержит перечень полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.
В силу пункта 11 ППБ 01-03 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по I предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
Заявитель, оспаривая данный пункт постановления, ссылается на то, что административным органом не указано, какие именно полномочия органа местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности не реализуются в полном объеме.
Из текста оспариваемого постановления следует, и судом первой инстанции установлено, что первый пункт постановления в общем виде характеризует нарушение требований пожарной безопасности заявителем, конкретный же перечень нарушений содержится в пунктах 2 -7 оспариваемого постановления.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в указанной части постановление N 72 от 14 марта 2008 г. о назначении административного наказания законных прав и интересов заявителя не нарушает.
Заявителю вменяется в вину непринятие мер по локализации пожара, спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, а именно: Администрацией не созданы условия для создания подразделений муниципальной пожарной охраны в с. Понино, д. Золотарево, п. Сева.
Согласно ст.11.1 Федерального закона от 21.12.1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Нормы пожарной безопасности "Муниципальная пожарная служба. Общие требования" НПБ 202-96, введенные Приказом ГУГПС МВД РФ N 60 от 29.11.1996г., устанавливают требования пожарной безопасности в области организации муниципальной пожарной службы. Муниципальная пожарная служба организуется органами местного самоуправления для предупреждения и тушения пожаров на территории муниципального образования и финансируется за счет средств местных бюджетов, а также иных предусмотренных законодательством источников. Муниципальная пожарная служба может быть создана, если на территории субъекта Российской Федерации выполнен установленный Федеральным законом "О пожарной безопасности" (ст. 10) норматив численности (1 единица личного состава Государственной противопожарной службы на 650 человек населения). Муниципальная пожарная служба организуется в виде добровольной или ведомственной пожарной охраны и осуществляется подразделениями, созданными в порядке, установленном для этих видов пожарной охраны. Подразделение муниципальной пожарной службы (далее - подразделение) входит в состав гарнизона пожарной охраны. Его привлечение к тушению пожаров осуществляется на основании соответствующих планов привлечения сил и средств в порядке, предусмотренном действующим законодательством, Боевым уставом пожарной охраны и иными нормативными актами Государственной противопожарной службы (п. 1 Общие положения).
С учетом указанных норм административным органом не доказано, что создание муниципальной пожарной охраны не является обязательным для муниципальных образований. Тушение пожаров в населенных пунктах относится к полномочиям территориальных подразделений федеральной противопожарной службы, оперативное руководство которыми осуществляют органы государственной противопожарной службы субъектов РФ (статьи 16, 18 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Кроме того, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление об административном правонарушении в указанной части вынесено по неполно исследованным фактическим обстоятельствам. Из представленных материалов дела и пояснений заявителя следует, что в с. Понино имеется пожарный автомобиль УРАЛ-375, переданный на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений УР N 672-р от 01.08.2006г. в муниципальную собственность Глазовского района; с двумя водителями и сторожем на основании Постановления Главы МО "Понинское" N 17 от 08.11.2007г. заключены договора подряда на пожаротушение. Заявителем представлены акты выполненных работ по ремонту автомобиля и подготовке пожарного бокса.
Тот факт, что автоцистерна прибывала на место пожара несвоевременно, не свидетельствует о непринятии Администрацией мер по спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
В связи с изложенным по данному эпизоду административным органом с достоверностью не подтверждено наличие события административного правонарушения, а также не доказано наличие вины заявителя в совершении данного нарушения. Сомнения в виновности заявителя носят неустранимый характер и в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ толкуются судом в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
Заявителю вменяется в вину отсутствие переносных пожарных мотопомп для целей пожаротушения в населенных пунктах муниципального образования.
Пунктом 31 ППБ 01-03 установлено, что сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
Из содержания ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 31 ППБ 01-03 следует, что во всех сельских населенных пунктах, кроме с. Понино, в котором количество дворов более 300, МУ "Администрация муниципального образования "Понинское" обязано установить переносные пожарные мотопомпы.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается отсутствие переносных пожарных мотопомп в сельских населенных пунктах МО "Понинское". С учетом фактических обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление N 72 от 14 марта 2008 г. о назначении административного наказания в указанной части вынесено правомерно, законных прав и интересов заявителя не нарушает.
Заявителю вменено в вину отсутствие устройств для забора воды пожарной техникой на водонапорных башнях во всех населенных пунктах муниципального образования; отсутствие знаков - указателей в местах расположения источников наружного водоснабжения, пожарных водоемов, пожарных гидрантов и по пути движения к ним в с. Понино, д. Золотарево, п. Сева; отсутствие условий для забора воды в зимнее время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (д. Помаяг, д. Пудвай, д. Зотово, д. Кляпово, д. Полдарай, д. Коршуново, д. Бадзымшур, п. Сева).
Согласно п. 90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
В соответствии с п. п. 94, 95 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенного для нужд пожаротушения, не разрешается.
Факт невыполнения и нарушения заявителем норм действующего законодательства о пожарной безопасности подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 29.02.2008г., объяснениями депутата МО "Понинское" по п. Сева Смирнова А.Г. от 29.02.2008г., объяснениями жителей п. Сева, сведениями Территориального (межрайонного) отдела N 4 Глазовского района Управления Роснедвижимости по УР о наличии водных объектов на территории муниципального образования от 17.04.2008г., справкой ООО "Чепца" об отсутствии на водонапорных башнях приспособлений для забора воды пожарной техникой от 25.04.2008г., протоколом об административном правонарушении от 29.02.2008г. N 72; привлечение заявителя к административной ответственности в указанной части осуществлено ответчиком правомерно.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что Муниципальное учреждение "Администрация муниципального образования "Понинское", с. Понино не приняло все зависящие от него меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. Виновное совершение заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Доводы заявителя о том, что Администрация не является собственником водонапорных башен и водные объекты на территории МО "Понинское" не являются муниципальной собственностью, подлежат отклонению, поскольку создание в целях пожаротушения условий для забора воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, входит в полномочия органов местного самоуправления (ст. 19 Федерального Закона "О пожарной безопасности"). В соответствии с п. 94 ППБ 01-03 поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В случае отсутствия естественных водоемов в границах сельских населенных пунктов органы местного самоуправления должны создать для забора воды в целях пожаротушения искусственные источники наружного водоснабжения, в том числе и водонапорные башни.
Согласно п. 5 оспариваемого постановления заявителем не проведен ремонт наружных сетей водоснабжения в с. Понино, д. Золотарево, пожарные гидранты в с. Понино, д. Золотарево не проверены на водоотдачу лицензированной организацией. Пунктами 6 и 7 постановления заявителю вменено в вину отсутствие средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в населенных пунктах Помаяг, Зотово, Коршунове, Изошур; необеспечение содержания в исправном состоянии дороги к д. Паслоково, а также свободного подъезда к зданиям и сооружениям пожарной техники (не очищены улицы от снега в населенных пунктах д. Кляпово, д. Зотово, д. Коршуново, д. Коршевихино, д. Паслоково, д. Изошур).
В силу п. 89 ППБ 01-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны.
Согласно п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
Пунктом 23 ППБ 01-03 предусмотрено, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.
В части привлечения заявителя к ответственности по п. 5 оспариваемого постановления административным органом не доказано, что заявитель является субъектом административной ответственности. При этом суд исходит из того, что водопроводные сети на балансе МУ "Администрация муниципального образования "Понинское", с. Понино отсутствуют. Согласно письму ООО "ПЖКК "Забота" от 17.04.2008г. водопроводные сети с. Понино находятся на балансе Администрации Глазовского района и переданы на обслуживание по договору безвозмездного пользования N 14 от 01.08.2007г. обществу. На момент передачи имущества процент износа сетей составлял 95-99, 4%. Наружные сети водоснабжения и гидранты в д. Золотарево находятся на балансе ООО "Чепца" (справка ООО "Чепца" от 01.04.2008г.). Таким образом, заинтересованным лицом не доказано, что проведение ремонта наружных сетей водоснабжения и проверка на водоотдачу пожарных гидрантов не является обязанностью заявителя.
В части привлечения к ответственности по п. 6 оспариваемого постановления представленными по делу доказательствами наличие события нарушения и вины в действиях заявителя не подтверждается. В материалах административного дела содержатся неясности и противоречия. Так, в протоколе указано на отсутствие сигналов громкого боя в населенных пунктах Помаяг, Зотово, п. Сева, а в постановлении указаны другие населенные пункты - Помаяг, Зотово, Коршуново, Изошур. Кроме того, согласно справке ООО "Чепца" от 01.04.2008г. весной 2007 г. общество устанавливало сигналы громкого боя на домах старост в населенных пунктах МО "Понинское", в том числе, в д. Помаяг, д. Зотово, д. Коршуново, д. Изошур. Таким образом, факт нарушения норм действующего законодательства (п. 114 ППБ 01-03) и вина МУ "Администрация муниципального образования "Понинское" ответчиком в нарушение ч. 4 ст. 210 АПК РФ не доказаны. Доказательства, представленные заявителем, административным органом не опровергнуты.
В части привлечения к административной ответственности по п. 7 оспариваемого постановления суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный орган не решил надлежащим образом вопрос о субъекте административной ответственности, о наличии и характере вины заявителя. Ни акт проверки, ни протокол об административном правонарушении не содержат данных о том, кому принадлежат дороги, кто обязан содержать их в исправном состоянии, какие конкретно улицы в сельских населенных пунктах и в какой день не были очищены от снега. Заявителем в материалы дела представлен договор подряда с ООО "Чепцаэкотех" от 01.10. 2007 г. на очистку дорог, акты о приемке выполненных работ от 22.01.2008г., 23.01.2008г., 24.01.2008г., 13.03.2008г. Согласно справке ОАО "Глазовский дормостстрой" от 04.04.2008г. автомобильная дорога к д. Паслоково (Пудвай-Сева-граница Кировской области) является школьным автобусным маршрутом и содержится ОАО "Глазовский дормостстрой" с 01.01.2007г. по настоящее время. В период содержания вышеуказанной дороги перебоев в движении транспорта не возникало. В связи с изложенным, административным органом с достоверностью не установлена субъективная сторона административного правонарушения, не доказано наличие вины в действиях заявителя. Сомнения в виновности заявителя носят неустранимый характер и в соответствии со статьей 1.5 Кодекса толкуются судом в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности возложения на заявителя обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории МО "Понинское". Материалами дела подтверждено, что МУ "Администрация муниципального образования "Понинское" не в полном объеме реализует полномочия в области пожарной безопасности, предоставленные статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". На заявителе лежит обязанность соблюдать Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ N 313 от 18.06.2003г.
Факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и его вина подтверждаются представленными по делу доказательствами.
Ссылка заявителя на отсутствие вины в несоблюдении Правил пожарной безопасности в связи с отсутствием должного финансирования является несостоятельной.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности. В данном случае совершенное заявителем административное правонарушение посягает на жизнь и здоровье жителей 19 сельских населенных пунктов. Допущенные заявителем нарушения отнесены законодателем к правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность. Перечень нарушений исчисляется шестью пунктами. Факт нарушения законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и вина учреждения в совершении нарушений доказаны материалами дела.
Административным органом применена ответственность в размере минимального штрафа, установленного статьей 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Недостаточное финансирование не может служить обстоятельством, исключающим вину заявителя в совершении административного правонарушения.
Доказательств принятия всех зависящих от заявителя мер по выполнению обязанности по предоставлению безопасных условий жизни жителям населенных пунктов муниципального образования в соответствии с противопожарными требованиями Учреждением суду апелляционной инстанции не представлено.
Учитывая, что дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом, процессуальных нарушений не выявлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в связи с чем требования удовлетворению не подлежат, иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не влекут отмену оспариваемого судебного акта.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 мая 2008 г. по делу N А71-2251/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу МУ "Администрация муниципального образования "Понинское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий: |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2251/2008-А19
Истец: МУ "Администрация муниципального образования "Понинское"
Ответчик: Отдел Государственного пожарного надзора г. Глазова и Глазовского района Удмуртской Республики
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3836/08