г. Пермь
10 июня 2008 г. |
Дело N А71-1189/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Осиповой С. П.
судей Нилоговой Т.С., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.
при участии:
от заявителя - Общество с ограниченной ответственностью Туристическое агентство "Альфа-тур" - не явился, был извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике - не явился, был извещен надлежащим образом,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 11 апреля 2008 года
по делу N А71-1189/2008,
принятое судьей Симоновым В.Н.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Туристическое агентство "Альфа-тур" к Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике о признании незаконным постановления,
установил:
В Арбитражный суд Удмуртской Республики обратилось ООО Туристическое агентство "Альфа-тур" с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике от 27 декабря 2008 года N 296 по делу о назначении административного наказания за осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовых машин.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 апреля 2008 г. заявленные требования общества удовлетворены - оспариваемое постановление признано незаконным, поскольку вынесено с существенными нарушениями процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике с решением суда первой инстанции не согласно и просит его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального права, поскольку административное дело в отношении Турагентства "Альфа-тур" рассматривалось в присутствии уполномоченного представителя общества, на основании доверенности - Горбуновой Н.Ю.
По мнению административного органа, процессуальные нарушения, указанные судом, не являются существенными, поскольку не повлияли на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела.
Заявитель по делу - Общество с ограниченной ответственностью Туристическое агентство "Альфа-тур" в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором против доводов апелляционной жалобы возражает, указав на непредставление административным органом доказательств извещения надлежащим образом представителя общества о дате рассмотрения административного дела - 27.12.2007г., а также доказательств присутствия заявителя при рассмотрении указанного дела.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике 10.12.2007г., в туристическом агентстве "Альфа-тур", принадлежащем ООО Туристическое агентство "Альфа-тур", расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Петрова, 14-73, составлены акт проверки выполнения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 10.12.2007г. (л.д.19), акт проверки выдачи кассовых чеков от 12.12.2007г. (л.д.49), согласно которым административным органом зафиксировано осуществление обществом наличных денежных расчетов за товар (туристическая путевка в Аквапарк на 2 человек, по цене 1 350 руб., общей стоимостью 2 700 руб.) без применения контрольно-кассовой машины и выдачи бланка строгой отчетности.
По факту выявленного правонарушения налоговым органом составлен протокол N 296 об административном правонарушении в сфере применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов (или) расчетов с использованием платежных карт от 20.12.2007г. (л.д.20).
27.12.2007г., рассмотрев указанный протокол и приложенные к нему материалы дела об административном правонарушении, налоговая инспекция вынесла постановление N 296 по делу о назначении административного наказания за осуществление денежных расчетов без применения ККМ и признании ООО Туристическое агентство "Альфа-тур" виновным в совершении правонарушения по статье 14.5 КоАП РФ, наложении на общество административного взыскания в виде штрафа в размере 30 000 руб. (л.д.16-18).
Удовлетворяя заявленные требования и, признавая оспариваемое постановление незаконным, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ, однако, административным органом допущены существенные нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности, а именно: не извещено лицо, привлекаемое к административной ответственности (заявитель по делу), на рассмотрение административного дела 27.12.2007г.
Данные выводы суда первой инстанции соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, а равно индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении наличных денежных расчетов в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники". Указанным Положением предусмотрено утверждение Минфином России форм бланков строгой отчетности.
Министерство финансов РФ Приказом от 09.07.2007 г. N 60н для оказания услуг в сфере туризма утвердило форму бланка строгой отчетности "Туристская путевка".
Как правомерно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, а именно: акта проверки от 10.12.2007г. и актом проверки выдачи кассовых чеков, объяснением к акту проверки от 10.12.2007г. работника общества - Горбуновой Н.Ю., что последняя при реализации туристических путевок в Аквапарк от имени ООО "Альфа-тур" на общую сумму 2 700 руб., не применила ККМ и не выдала контрольно-кассовый чек покупателю. Данный факт сторонами не оспариваются.
Также, указанный работник не выдал покупателю туристскую путевку, являющуюся бланком строгой отчетности, которая в соответствии с вышеуказанными нормами приравнена к кассовым чекам. Приходно-кассовый ордер, выданный при проведении проверки (л.д.65), таковым не является.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения по статье 14.5 КоАП РФ.
В то же время, суд первой инстанции обоснованно указал на наличие в действиях административного органа при проведении процедуры привлечения общества к административной ответственности существенных нарушений.
Так, согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, полномочия которого подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким нарушением может являться ненадлежащее уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, о дне и времени рассмотрения дела административным органом.
При выявлении факта рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Из материалов дела следует, что, действительно, 20.12.2007г. при составлении протокола об административном правонарушении в отношении общества, присутствовал его представитель по доверенности от 14.12.2007г. на представление интересов общества по данному конкретному административному делу (л.д.41), которая была извещена под роспись о дне рассмотрения указанного дела - 25.12.2007г. в 15 час. 30 мин. (л.д.44об.). 20.12.2007г. данным представителем было написано заявление о рассмотрении дела в его отсутствии (л.д.45).
В то же время, как следует из оспариваемого постановления материалы административного производства в отношении ООО "Альфа-тур" были рассмотрены 27.12.2007г., что налоговым органом не оспаривается, однако, доказательств извещения общества о рассмотрении дела на указанную дату налоговым органом ни в суд первой инстанции, ни в апелляционную инстанцию не представлены.
Поскольку допущенные нарушения в процедуре являются невосполнимыми, существенными, ущемляющими права лица, привлекаемого к ответственности, они служат самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что административное дело было рассмотрено 27.12.2007г. в присутствии представителя общества, привлекаемого к административной ответственности, и судом первой инстанции исследованы, которым дана полная и объективная оценка.
Данные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и также отклонены, как не подтвержденные документально.
Иных доводов, влекущих отмену судебного акта, налоговым органом не приведено.
Таким образом, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 апреля 2008 года по делу N А71-1189/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С. П. Осипова |
Судьи |
Т.С.Нилогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1189/2008-А5
Истец: ООО Туристическое агентство "Альфа-тур"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3345/08