г. Пермь
26 августа 2008 г. |
Дело N А60-9693/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Григорьевой Н.П.,
судей Борзенковой И. В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца
ГУ УПФ РФ в г. Серове и Серовском районе Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 01 июля 2008 года
по делу N А60-9693/2008,
принятое судьей Киселевым Ю.К.
по иску ГУ УПФ РФ в г. Серове и Серовском районе Свердловской области
к ИП Беловой Светлане Юрьевне
о взыскании 123 рублей,
установил:
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Серове и Серовском районе Свердловской области обратилось в арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Беловой С.Ю. санкции в сумме 123 рублей за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год.
Решением арбитражного суда Свердловской области от 01.07.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Серове и Серовском районе Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, поскольку судом неправильно применены нормы материального права. Заявитель жалобы полагает, что Пенсионным фондом соблюден порядок проведения проверки и привлечения предпринимателя к ответственности.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, что на основании п. 3 ст. 156, п. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Серове и Серовском районе Свердловской области в результате выявления факта совершения правонарушения составлен акт N 43 от 11.03.2008 (л.д. 9) и вынесено решение N 51 от 03.04.2008 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании (л.д. 10), которым предприниматель привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 123 рублей за непредставление в установленный законом срок сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании решения в адрес предпринимателя выставлено требование N 51 от 03.04.2008 (л.д. 11).
В установленный в решении срок штраф добровольно уплачен не был, что явилось основанием для обращения в суд за взысканием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у заявителя правовых оснований для проведения камеральной проверки. Кроме того, управлением допущены существенные (грубые) нарушения порядка проведения проверки и привлечения предпринимателя к ответственности.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту Закон N 167-ФЗ) под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации пенсионных прав.
На основании п.п. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе, индивидуальные предприниматели, относятся к числу застрахованных лиц, то есть лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, и одновременно признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные п. 2 указанной статьи и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым Пенсионным фондом РФ.
Физически лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения в том же порядке.
На основании п. п. 5, 6 ст. 11 Закона N 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет необходимые сведения (страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии) вместе с копией платежного документа.
В соответствии с абз.3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.
Порядок привлечения страхователей ПФ РФ к ответственности в виде штрафа за нарушение, в том числе срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, регулируется Налоговым кодексом РФ (ст.2 Закона N 167-ФЗ).
Как следует из статей 31, 82, 101 НК РФ, обнаружение и выявление налогового правонарушения происходит в рамках налогового контроля и фиксируется при оформлении результатов налоговых проверок.
Кроме проведения камеральных и выездных налоговых проверок, НК РФ предусматривает иные мероприятия налогового контроля, при этом дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ (п.2 ст. 100.1 НК РФ).
В связи с чем, вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований у управления для проведения камеральной проверки неверен.
В соответствии с п. 1 ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение.
Как следует из материалов дела, предпринимателем Беловой С.Ю., самостоятельно уплачивающей страховые взносы, в нарушение установленного срока предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, такие сведения представлены не были, о чем заявителем был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, что соответствует полномочиям Пенсионного фонда РФ, предоставленных ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в РФ" и НК РФ.
Форма акта соответствует форме утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 13.12.2006 N САЭ-3-06/860@.
Таким образом, правонарушение было обнаружено не в ходе камеральной налоговой проверки, а в результате иных мероприятий налогового контроля.
Вывод суда первой инстанции о нарушении порядка привлечения предпринимателя к ответственности также неверен.
В данном случае, как указано ранее, при рассмотрении материалов подлежат применению положения ст. 101.4 НК РФ.
При обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт, делается соответствующая запись в этом акте.
В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Как следует из материалов дела, акт составлен 11.03.2008, направлен предпринимателю также 11.03.2008 (л.д. 13).
Сведения о дате получения предпринимателем акта в материалах дела отсутствуют, в связи с чем акт считается полученным на шестой день, то есть 19.03.2008.
Следовательно, срок на представление возражений по нему истек 02.04.2008, в связи с чем решение о привлечении к ответственности правомерно вынесено 03.04.2008.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при привлечении предпринимателя к ответственности отсутствуют нарушения процедуры проведения проверки, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, жалоба управления - удовлетворению. Заявленные требования следует удовлетворить.
Поскольку пенсионный фонд выступал по данному делу в качестве процессуального истца, то в силу ст. 333.37 НК РФ, он освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по иску и апелляционной жалобе в сумме 1500 рублей относится на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, п.4 ч.1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Свердловской области от 01.07.2008 года отменить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Беловой Светланы Юрьевны, 03.09.1966 года рождения, уроженки г. Серова Свердловской области, проживающей по адресу: Свердловская область, г. Серов, ул. Луначарского, 107-11, ИНН 663200788879, ОРГН 304663209300071, в доход бюджета финансовую санкцию в размере 123 (Сто двадцать три) рубля, а также госпошлину в доход федерального бюджета 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.П.Григорьева |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-9693/2008-С9
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Серове и Серовском районе Свердловской области
Ответчик: Белова Светлана Юрьевна
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5583/08