г. Пермь
11 августа 2009 г. |
Дело N А50-12055/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Савельевой Н.М., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.,
при участии:
от заявителя - ООО "Строительно-монтажное управление N 2": Чуклинова Т.В., паспорт, доверенность от 11.06.2009г.,
от заинтересованного лица - Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора РФ по Пермскому краю: не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя -
ООО "Строительно-монтажное управление N 2"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 июня 2009 года
по делу N А50-12055/2009,
принятое судьей Власовой О.Г.,
по заявлению ООО "Строительно-монтажное управление N 2"
к Северному территориальному отделу Управления Роспотребнадзора РФ по Пермскому краю
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление N 2" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об отмене постановления N 550-с от 12.05.2009 года, вынесенное Северным территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - Управление, административный орган).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.06.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить требования заявителя.
В обоснование жалобы указывает на то, что у заявителя имеется согласованный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработаны и утверждены паспорта опасных отходов, что соответствует требованиям ст.14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", в производственной деятельности предприятия не образуется опасных отходов, требующих определения их по степени токсичности. Считает, что совершенное правонарушение является малозначительным, поскольку отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Административный орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на доказанность в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, административным органом на основании распоряжения от 25 марта 2009 года N 633 в отношении заявителя проведены плановые мероприятия по надзору за соблюдением санитарного законодательства.
По результатам проверки 05.05.2009 года составлены акт и протокол об административном правонарушении, согласно которым общество при обращении с отходами производства не обеспечило: - определение класса опасности отходов по степени их токсичности, чем нарушены пункты 2.2, 2.10 СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления", ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; - наличие договора о передаче отработанных аккумуляторов специализированной организации для дальнейшей их переработки и утилизации, чем нарушен п.3 ст. 4 и статья 11 Федерального закона 89-ФЗ; - наличие документального подтверждения (накладных и актов выполненных работ) о передаче отходов 1-го и 3-го классов опасности за 2007- 2008 годы организациям согласно заключенным договорам для транспортировки, дальнейшей переработки и утилизации отходов, что является нарушением статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ; - наличие герметичных оборотных сменных емкостей (контейнеров) для хранения отходов 1-го класса опасности (ртутьсодержащие люминесцентные лампы) в нарушение п.3.6 СанПиН 2.1.7.1322ц-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"; - наличие договора (накладных и актов выполненных работ) о передаче отработанных ртутьсодержащих, люминесцентных ламп специализированной организации для дальнейшей переработки и утилизации, чем нарушен п.3 ст. 4, статьи 11,19 Федерального закона N 89-ФЗ; - отработанные автопокрышки хранятся навалом на открытой необорудованной площадке, отсутствует бетонное основание. Поверхность хранящихся навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков, чем нарушен пункт 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"; - лом черных металлов хранится на необорудованной площадке, металлическое ограждение отсутствует. Поверхность хранящихся навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, чем нарушен пункт 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"; - мусоросборники (контейнеры для сбора твердых бытовых отходов не имеют крышек, контейнеры для сбора ТБО установлены на земле, отсутствует водонепроницаемое искусственное химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и т.д.), чем нарушен пункт 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".
12 мая 2009 года начальником Северного территориального отдела Управления вынесено постановление N 550-с, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и на него наложено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Заявитель с постановлением не согласен, в связи с чем обжаловал его в суд.
Отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Данный вывод суда является правильным.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, охраняемые от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территории.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, и обществом по существу не оспаривается, что им на основании лицензии N ОТ-48-000630 (59) от 19 марта 2007 года осуществляется деятельность по обращению с опасными отходами.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; выполнять другие обязанности, возложенные настоящим Законом на юридических лиц.
Пунктом 1 ст. 2 Закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст.4.1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998г. "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 г. N 511, предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды, и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст.14 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998г. "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.06.2003 г. N 144 утверждены Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03), которые устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека (п. 1.2). Указанные Правила являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления (п. 1.4).
В соответствии с требованиями Санитарных правил 2.1.7.1386-03 отходы по степени воздействия на человека и окружающую среду распределяются на четыре класса опасности. Определение класса опасности отхода осуществляется аккредитованными для данного вида работ организациями. При этом состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций.
Из положений вышеуказанных правовых норм следует обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами производства, по установлению класса опасности отходов производства по степени их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со ст.4.1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998г., Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001г. N 511 и по установлению класса опасности отходов по степени воздействия на человека в соответствии со ст.14 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998г. "Об отходах производства и потребления".
Как установлено судом, не отрицается заявителем и подтверждается материалами дела, определение класса опасности отходов производства по степени токсичности, заявителем не осуществлено.
Представленные в материалы дела паспорта на опасные отходы не содержат указаний на согласование установленных классов опасности отходов с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории, как того требует п.2.10 Санитарных правил 2.1.7.1386-03.
Таким образом, административный орган правомерно вменил заявителю нарушение положений данных правовых норм, которые образуют событие административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Доводы апеллятора об отсутствии обязанности определения токсичности отходов, на которые уже составлены паспорта, являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии со ст.19 Закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии со ст. 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Согласно п. 3 статьи 4 Федерального закона N 89-ФЗ собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования, распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.
Как установлено судом, договоров на передачу таких опасных отходов как лампы люминесцентные, черные металлы, в т.ч. аккумуляторы автомобильные, покрышки автомобильные, на 2009 год общество не имело, документов свидетельствующих о передаче данных отходов специализированным организациям за 2007-2008 годы не представило.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом вышеназванных санитарных норм.
Представленные заявителем договоры на оказание услуг по хранению, утилизации отходов производства, поставку цветных металлов закончили срок действия 31.12.2007 года. Учет отходов - ламп люминесцентных заявителем не ведется.
Как следует из объяснительной инженера по охране труда, лампы люминесцентные обществом утилизировались вместе с бытовыми отходами. Заключенные после проведения проверки договоры свидетельствуют об устранении правонарушения, однако данное обстоятельство не освобождает заявителя от ответственности. Доказательств невозможности их заключения до проверки и предоставления их проверяющим заявителем не представлено.
Бездействие общества по передаче опасных отходов фактически привело к тому, что отработанные ртутьсодержащие лампы люминесцентные были выброшены вместе с бытовым мусором. Требования санитарного законодательства распространяются на всех лиц, независимо от количества образования опасных отходов.
Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).
Ртутьсодержащие отходы (люминесцентные лампы) относятся к 1 классу опасности, в связи с чем условия их хранения не должны нарушать санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 при хранении твердых промотходов 1-го класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны).
Как установлено административным органом, в нарушение указанных требований, отработанные автомобильные покрышки, лом черных металлов контейнеры ТБО без крышек, размещены на земле, а не на твердом водонепроницаемом покрытии. Факты данных нарушений подтверждены материалами дела и обществом не опровергаются.
То обстоятельство, что данные нарушения устранены после проведения проверки, не освобождает общество от ответственности.
Таким образом, событие правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, нашло свое подтверждение материалами дела.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п.2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Доказательств того, что заявителем принимались необходимые и достаточные меры в 2008 - 2009 годах (до проверки) по соблюдению законодательства суду заявителем не представлено.
Вина общества административным органом исследована, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
Таким образом, состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, в действиях заявителя административным органом доказан и материалами дела подтвержден.
Довод апеллятора о малозначительности совершенного правонарушения, поскольку нарушение фактически устранено до вынесения постановления, отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, подлежит отклонению.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ, посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (части 3 статьи 37 и часть 1 статьи 41).
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, направленным на обеспечение безопасности человека и окружающей среды.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным. Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны указанного административного правонарушения. Однако заявитель халатно отнесся к своим обязанностям, что может повлечь загрязнение окружающей среды, что создает угрозу жизни и здоровью человека. Поскольку общество не приняло каких-либо мер по соблюдению требований по обращению с отходами суд апелляционной инстанции не усматривает признаки малозначительности административного правонарушения, совершенного заявителем.
Нарушений административным органом порядка привлечения к административной ответственности, которые могли бы послужить основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, судом не установлено, поскольку о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении материалов административного дела и вынесении оспариваемого постановления законный представитель заявителя извещен надлежащим образом; при совершении указанных процессуальных действий присутствовал лично.
Мера ответственности административным органом определена с учетом всех обстоятельств дела по низшему пределу санкции статьи 8.2 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного суд апелляционной интанции приходит к выводу, что административным органом доказан в действиях заявителя состав правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ, оспариваемое постановление законно и обосновано, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Таким образом, решение суда отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 июня 2009 г. по делу N А50-12055/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Строительно-монтажное управление N2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Н.М.Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12055/2009-А18
Истец: ООО "Строительно-монтажное управление N 2"
Ответчик: Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора РФ по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6508/09