г. Пермь
09 января 2008 г. |
N дела А50-7967/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.12.2007г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.01.2008г.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лихачевой А.Н.
судей Зелениной Т.Л., Глотовой Г.И.
При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой И.Б.
При участии в судебном заседании:
От истца: Королева Ю.А., доверенность от 28.11.2007г., паспорт
От ответчика 1(Администрации Чайковского городского поселения): Андреева К.В., доверенность от 02.05.2007г., удостоверение
От ответчика 2 (УФРС по Пермскому краю): Баранова Е.А., доверенность от 07.09.2007г., удостоверение
От третьего лица: Югов Д.С., доверенность от 14.05.2007г., паспорт, Головнин П.Н. - директор, паспорт
Рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу ответчика, Администрации Чайковского городского поселения,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 31.10.2007г.
по делу N А50-7967/2007-Г24,
вынесенное судом первой инстанции в составе судьи Пескиной Н.А.
по иску Администрации Чайковского муниципального района
к Администрации Чайковского городского поселения, Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю
третье лицо: МУП "Вещевой рынок"
о признании государственной регистрации права недействительной
Установил: Администрация Чайковского муниципального района обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к Администрации Чайковского городского поселения, Управлению ФРС по Пермскому краю о признании недействительной государственной регистрации права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на земельный участок для размещения микрорынка, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 933,0 кв.м, кадастровый номер 59:12:001 02 45: 0034, расположенный по адресу: Пермский край, г.Чайковский, ул.Камская (с северо-восточной стороны ГАИ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено МУП "Вещевой рынок".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 31.10.2007г. (резолютивная часть от 29.10.2007г.) Управление ФРС по Пермскому краю признано ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, признана недействительной государственная регистрация права собственности Муниципального образования "Чайковское городское поселение" на земельный участок для размещения микрорынка, категория земель: земли населенных пунктов, общая площадь 933 кв.м., кадастровый номер: 59:12:001 02 45:0034, расположенный по адресу: Пермский край, г.Чайковский, ул.Камская ( с северо-восточной стороны ГАИ), регистрационная запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.05.2007г. N 59-59-16/037/2007-009, свидетельство о государственной регистрации права от 24.05.2007г. N 59БА 0519473.
Администрация Чайковского городского поселения с решением суда первой инстанции не согласна по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать.
Ответчик, Администрация Чайковского городского поселения, считает, что арбитражным судом нарушены нормы процессуального права, а именно, по мнению заявителя апелляционной жалобы, суд в нарушение ст.65 АПК РФ вышел за пределы заявленных требований, рассмотрев требование, вытекающее из публичных отношений, в порядке искового производства, не применил п.2 ст.201 главы 24 АПК РФ, согласно которому арбитражный суд принимает решение о признании решений и действий государственного органа, органа местного самоуправления незаконными, установив, что решение и действия государственных органов, иных органов не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В то же время заявитель жалобы указывает на то, что рассмотрение дела как вытекающего из публичных отношений, по его мнению, также неправомерно, т.к. заявленные требования не подпадают ни под один из способов защиты гражданских прав, закрепленных в ст.12 ГК РФ, и не соответствуют требованиям главы 24 АПК РФ.
По мнению вышеназванного ответчика, в рассматриваемом спорном правоотношении отсутствуют условия, необходимые для удовлетворения заявленных требований в силу положений ч.2 ст.198 АПК РФ, поскольку заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов, государственная регистрация права собственности муниципального образования произведена УФРС по Пермскому краю в соответствии с законодательством.
Ответчик, Управление ФРС по Пермскому краю, считает, что при проведении оспариваемой государственной регистрации государственным регистратором не допущено нарушений норм действующего законодательства. На момент принятия решения о государственной регистрации у УФРС отсутствовала информация о признании судом недействительным договора аренды земельного участка N 03-09/45 от 16.06.2006г. (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2007г., постановление ФАС Уральского округа от 13.09.2007г. по делу N А50-1111/2007-Г17), иных оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных ст.20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", у регистрирующего органа не имелось.
Управление полагаетё что решение суда в части признания УФРС ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям является законным и обоснованным, поскольку заявление Администрации Чайковского муниципального района по существу направлено на оспаривание зарегистрированного права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение", следовательно, спор носит гражданско-правовой характер и подлежит рассмотрению в порядке искового производства, т.е. надлежащим ответчиком является лицо, чье право зарегистрировано в ЕГРП - Администрация Чайковского городского поселения.
Администрация Чайковского муниципального района с обжалуемым решением согласна полностью, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, опровергает доводы заявителя апелляционной жалобы согласно аргументам, изложенным в отзыве на данную жалобу.
По мнению Администрации Чайковского муниципального района, утверждение заявителя апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права необоснованно, заявление Администрации Чайковского муниципального района рассмотрено в соответствии с предметом заявленных требований и ст.12 ГК РФ, действиями городского поселения относительно регистрации права собственности на спорный земельный участок за МО "Чайковское городское поселение" при отсутствии на то правовых оснований нарушено законное право муниципального района на регистрацию за собой права собственности на земельный участок, ссылается также на то, что договор аренды N 03-09/45 от 16.06.2006г. земельного участка, заключенный между городским поселением и созданным им унитарным предприятием, является ничтожным, что установлено судебными актами по делу N А50-1111/2007-Г17.
Представитель третьего лицо - МУП "Вещевой рынок" в судебном заседании устно поддержал позицию Администрации Чайковского муниципального района.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266,268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.05.2007г. (л.д.91 т.1) за муниципальным образованием "Чайковское городское поселение" на праве собственности зарегистрирован земельный участок для размещения микрорынка, категория земель: земли населенных пунктов, общая площадь 933 кв.м, расположенный по адресу: Пермский край, г.Чайковский, ул.Камская (с северо-восточной стороны ГАИ), кадастровый номер:59:12:001 02 45:0034, регистрационная запись в ЕГРП N 59-59-16/037/2007-009.
Администрация Чайковского муниципального района полагая, что правовых оснований для регистрации права собственности на указанный земельный участок за Чайковским городским поселением не имелось в виду отсутствия у городского поселения полномочий по распоряжению земельным участком (п.3 ст.10 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 17.04.2006г. N 53-ФЗ) и отсутствия у городского поселения права на приобретение земельного участка в собственность в порядке п.3 ст.3.1 названного Федерального закона, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая УФРС по Пермскому краю ненадлежащим ответчиком по делу и удовлетворяя требование Администрации Чайковского муниципального района о признании государственной регистрации права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на спорный земельный участок недействительной, суд первой инстанции исходил из того, что требования Администрации Чайковского муниципального района направлены на оспаривание зарегистрированного права городского поселения, а не действий регистрирующего органа в порядке ст.198 АПК РФ, при этом суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрация городского поселения не имела оснований для государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, поскольку этим правом не обладала и не обладает, так как на момент проведения регистрации права собственности земельный участок был предоставлен в аренду муниципальному унитарному предприятию, созданному иным органом местного самоуправления, правопреемником которого является Чайковский муниципальный район (договор аренды N 58-119 от 07.11.2005г. между Администрацией МО "Город Чайковский" - арендодатель и МУП "Вещевой рынок" - арендатор), в силу положений п.3 ст.3.1 Федерального закона 53-ФЗ от 17.04.2006г. спорный земельный участок подлежит отнесению к собственности Чайковского муниципального района.
Заслушав представителем сторон, исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является правильными.
Апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности N 59 БА 0519473 от 24.05.2007г. (л.д.91 т.1) право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за МО "Чайковское городское поселение" на основании п.1 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Вместе с тем, п.1 ст.3.1 названного федерального закона (далее - Закон) касается отнесения в целях разграничения государственной собственности на землю земельных участков к федеральной собственности.
При таких обстоятельствах с учетом пояснений сторон суд первой инстанции пришел к выводу, что п.1 ст.3.1 указан в свидетельстве ошибочно, вместо п.3 указанной статьи, согласно которому, в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации, в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления, что не противоречит материалам дела и приведенным нормам права.
В соответствии с п.10 ст.3 Закона, в редакции, действовавшей на момент оспариваемой государственной регистрации, до разграничения государственной собственности на землю распоряжение земельными участками осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Во исполнение постановления главы Администрации г.Чайковского Пермской области от 07.11.2005г. N 3779 (л.д.12 т.1), МУП "Вещевой рынок" в аренду на одиннадцать месяцев по договору N 58-119 аренды земельного участка от 07.11.2005г.(л.д.7-10 т.1), заключенному между Администрацией МО "Город Чайковский с прилегающей территорией" (арендодатель) и МУП "Вещевой рынок" (арендатор), предоставлен спорный земельный участок (п.2 договора).
Дополнительным соглашением от 18.09.2006г. (л.д.10 т.1), заключенным между Администрацией Чайковского муниципального района (правопреемником муниципального образования "Город Чайковский с прилегающей территорией" согласно Уставу от 01.06.2005г.- л.д.14-42 т.1 - является Чайковский муниципальный район), со стороны арендодателя, и МУП "Вещевой рынок" (арендатор) действие договора аренды продлено до 07.10.2007г.
В соответствии с п.1.6 Устава МУП "Вещевой рынок" учредителем и собственником имущества предприятия является МО "Город Чайковский с прилегающей территорией" (л.д.144 т.1).
В силу вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация Чайковского городского поселения не имела оснований для государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок за городским поселением, поскольку данный земельный участок был предоставлен муниципальному унитарному предприятию, созданному иным органом местного самоуправления.
Судебными актами по делу N А50-1111/2007-Г17(л.д.126-138 т.1) установлено, что сделка по передаче в аренду предприятию "Жилкомэнергосервис" земельного участка, обремененного правами предприятия "Вещевой рынок" (договор аренды от 16.06.2006г. N 03-09/45, заключенный между Администрацией Чайковского городского поселения и МУП "Жилкомэнергосервис" - л.д.61-62 т. ), является ничтожной в соответствии со ст.168 АПК РФ.
Кроме того, с 01.07.2006г. действует редакция п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ "О введении и в действие Земельного кодекса РФ", согласно которой распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
Чайковское городское поселение статусом городского округа в порядке, установленном п.2 ст.11 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001г. не наделено, не является административным цент ром субъекта РФ (Устав Чайковского городского поселения, утв.решением Думы Чайковского городского поселения от 28.11.2005г. N 11 - л.д.85 т.1), следовательно, полномочиями по распоряжению земельными участками не обладает, т.е. не вправе приобрести право собственности на земельные участки в порядке п.3 ст.3.1 названного Федерального закона.
При таких обстоятельствах требования истца удовлетворены правомерно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемого судебного акта в силу требований ч.3 ст.270 АПК РФ, не установлено. Доводы заявителя апелляционной жалобы относительно нарушения судом первой инстанции норм процессуального права несостоятельны. При рассмотрении дел, связанных с оспариванием зарегистрированных прав на недвижимое имущество, в том числе когда заявитель требует признания недействительной записи о государственной регистрации права, суд оценивает законность оснований возникновения зарегистрированного права, лицо, чье право оспаривается, привлекается к участию в деле в качестве ответчика по правилам, предусмотренным АПК РФ.
Статья 12 ГК РФ содержит открытый перечень способов защиты права, предусматривая осуществление защиты гражданских прав иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено в судебном порядке.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266 - 269, 271 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 31.10.2007 года по делу N А50-7967/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Администрации Чайковского городского поселения Пермского края в доход федерального бюджета РФ 1000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в ФАС Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте ФАС Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
А.Н.Лихачева |
Судьи |
Г.И.Глотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-7967/2007-Г24
Истец: Администрация Чайковского муниципального района Пермского края
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, Администрация Чайковского городского поселения Пермского края
Третье лицо: МУП "Вещевой рынок"
Хронология рассмотрения дела:
09.01.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8902/07