г. Пермь |
|
04 декабря 2008 г. |
Дело N А60-14017/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковцевой Т.В.,
судей Булкиной А.Н., Соларевой О.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мехоношиным Е.В.,
при участии:
от истца - ООО "Урал-Инвест", от ответчика - Режевского городского округа в лице его главы; от третьего лица - Учреждения "Дирекция единого заказчика" - не явились, извещены
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
Режевского городского округа в лице Главы Режевского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 сентября 2008 года
по делу N А60-14017/2008,
принятое судьей Громовой Л.В.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Урал-Инвест"
к Режевскому городскому округу в лице Главы Режевского городского округа,
третье лицо Учреждение "Дирекция единого заказчика",
о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности
установил:
ООО "Урал-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Администрации Режевского городского округа о взыскании с ответчика в порядке субсидиарной ответственности 119 904 руб. (л.д.7).
Определением Арбитражного суда от 25.07.2008 произведена замена ответчика Администрации Режевского городского округа на Муниципальное образование Режевской городской округ в лице Главы Режевского городского округа (37-39).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2008 года исковые требования удовлетворены в полном объеме (л.д. 100-104).
В апелляционной жалобе ответчик Режевский городской округ в лице его Главы Режевского городского округа просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылается на то, что Режевский городской округ не обеспечит исполнение решения, поскольку не является бюджетополучателем, а средства, составляющие казну, поступают на бюджетный счет главного распорядителя средств, которым является Управление городским хозяйством. Кроме того, истец не представил доказательств не исполнения решения суда от 01.09.2006 по делу N А60-11037/2006 о взыскании 130 012 руб. с Учреждения "Дирекция единого заказчика". Решение в полном объеме изготовлено с нарушением установленного АПК РФ срока.
Стороны, третье лицо в судебное заседание не явились. Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.06.2006 по делу N А60-11039/2006 с Учреждения "Дирекция единого заказчика" в пользу Унитарного муниципального предприятия по производству тепловодоресурсов "Горизонт" взыскано 119 904руб. основного долга (л.д.13-16). В соответствии с определением Арбитражного суда Свердловской области от 29.11.2007 по указанному делу произведена замена взыскателя Унитарного муниципального предприятия по производству тепловодоресурсов "Горизонт" на его правопреемника Общество с ограниченной ответственностью "Урал-Инвест" (л.д.17-20).
Основанием для обращения с настоящим иском в суд послужило то, что решение арбитражного суда от 29.06.2006 не исполнено, исполнительный лист возвращен без исполнения. В качестве материально-правового обоснования исковых требований истец ссылается на ст., ст. 120, 301, 302 ГК РФ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что недостаточность денежных средств у непосредственного должника - Учреждения "Дирекция единого заказчика" подтверждается материалами дела, решение арбитражного суда от 29.06.2006 по делу N А60-11039/2006 не исполнено, собственником имущества должника является Режевской городской округ (ранее Муниципальное образование "Режевский район").
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.
Согласно ч.1 ст.399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность
Аналогичные разъяснения даны в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (п.4).
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что учредителем Учреждения "Дирекция единого заказчика" является администрация муниципального образования "Режевский район" в соответствии с п. 1.1 устава Учреждения "Дирекция единого заказчика" ( л.д.68-73).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, требования ст. 399 ГК РФ истцом соблюдены.
Представлено уведомление о возвращении исполнительного документа Финансового Управления в Режевском городском округе в адрес истца от 23.01.2008г. (л.д.21).
Письмом от 01.08.2008г. N 48-46/3667 Режевской районный отдел судебных приставов УФССП России по свердловской области сообщает, что в отношении учреждения "Дирекция единого заказчика" ранее были возбуждены исполнительные производства, исполнительные документы возвращены взыскателем без исполнения, поскольку должник не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имущества подлежащего описи и аресту нет.
Таким образом, требования истца к собственнику имущества должника в соответствии со статьями 120, 399 ГК РФ заявлены правомерно.
На основании п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п.2 Постановления от 22 июня 2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" разъяснил, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения (далее - учреждение) в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу п.1 ст.161 Бюджетного кодекса РФ с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы. При удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК Российской Федерации. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
В соответствии со ст.36 Устава Режевского городского округа Глава Ржевского городского является главным распорядителем средств местного бюджета (л.д.26-33). Представлено Решение об утверждении бюджета Режевского городского округа на 2008 год Главы Режевского городского округа (л.д.45).
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что долг Учреждения "Дирекция единого заказчика" подлежит взысканию в порядке субсидиарной ответственности с Режевского городского округа за счет его казны.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что главным распорядителем средств является Управление городским хозяйством, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела документам. Управление городским хозяйством является отраслевым органом в сфере местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения Режевского городского округа, осуществляющим управление в области жилищно-коммунального хозяйства, инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, ритуальных услуг, развития средств связи на территории Ржевского городского округа (п.1.2. Положения об уполномоченном органе местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управлении городским хозяйством). Указанным положением Управлению городским хозяйством не переданы функции главного распорядителя средств местного бюджета. (л.д.59-65).
Ссылка заявителя жалобы на неисполнимость решения по причине неуказания в решении муниципального органа, с которого должна быть взыскана задолженность, является необоснованной в силу вышеуказанной позиции Высшего Арбитражного Суда Российской федерации (пункт 2 постановления от 22.06.2006г. N 23).
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст.270 Арбитражного процессуального кодекса РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 000 рублей относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст., ст. 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, Семнадцатый Арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 сентября 2008 года по делу N А60-14017/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Казаковцева Т.В. |
Судьи |
Булкина А.Н., |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-14017/08
Истец: ООО "Урал-Инвест"
Ответчик: МО Режевской городской округ в лице Главы Режевского городского округа, Администрация Режевского городского округа
Третье лицо: Учреждение "Дирекция единого заказчика"
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8833/08