г. Пермь
26 июня 2009 г. |
Дело N А50-1796/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Соларевой О.Ф.,
судей Масальской Н. Г., Лихачёвой А. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Овчинниковой О. В.
при участии:
от истца, ООО "Регионэнергосбыт" - Фединцева Ю. И., паспорт, доверенность N 56 от 31.12.2008г.;
от ответчика, МУ "Жилищная служба Дзержинского района г. Перми" - Миков И. Н., паспорт, доверенность N 369 от 12.02.2009г.;от ответчика - МО "город Пермь" в лице Администрации города Перми - Абашева Е. М., удостоверение, доверенность N И-01-43-5205 от 18.12.2008г.;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - муниципального образования "город Пермь" в лице Администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 апреля 2009 года
по делу N А50-1796/2009,
принятое судьей Л. В. Дружининой
по иску общества с ограниченной ответственностью "Регионэнергосбыт"
к муниципальному учреждению "Жилищная служба Дзержинского района г. Перми", муниципальному образованию "город Пермь" в лице Администрации города Перми
о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Регионэнергосбыт" (далее - ООО "Регионэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к муниципальному учреждению "Жилищная служба Дзержинского района г. Перми" (далее - МУ "ЖС" Дзержинского района г. Перми"), муниципальному образованию "город Пермь" (далее - МО "г. Пермь") о взыскании с МУ "ЖС" Дзержинского района г. Перми" задолженности по оплате поставленной в декабре 2007 г. тепловой энергии в сумме 137 708 руб. 27 коп., а при недостаточности денежных средств у учреждения - с МО "г. Пермь" в лице Администрации г. Перми в порядке субсидиарной ответственности на основании статей 56, 120, 309, 314, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (л.д. 2-3).
В судебном заседании от 27.04.2009г. истцом заявлено ходатайство об изменении основания иска: просит взыскать с МУ "ЖС "Дзержинского района г. Перми" задолженность по оплате поставленной в феврале, марте, апреле, июне, ноябре, декабре 2007 г. тепловой энергии в сумме 137 708 руб. 27 коп., которое рассмотрено судом первой инстанции в порядке ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и удовлетворено на основании ст. 49 АПК РФ, что отражено в протоколе судебного заседания от 27.04.2009г. (л.д.85-86).
В судебном заседании от 27.04.2009г. МУ "ЖС" Дзержинского района г. Перми ответчик признал иск частично в сумме 116 956 руб. 79 коп.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.04.2009г. (резолютивная часть от 27.04.2009г., судья Л. В. Дружинина) исковые требования удовлетворены частично: с МУ "ЖС" Дзержинского района г. Перми", а при недостаточности средств - с МО "г. Пермь" за счет казны муниципального образования в пользу ООО "Регионэнергосбыт" взыскано 116 956 руб. 79 коп. основной задолженности, в возмещение судебных расходов - 9 938 руб. 04 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано (л.д.87-90).
Ответчик, МО "г. Пермь", с решением суда не согласился, представил апелляционную жалобу, в которой указал, что судом неполно исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Полагает, что МО "г. Пермь" неправомерно привлечено к субсидиарной ответственности в случае недостаточности денежных средств у учреждения. Считает, что судом неправомерно сделан вывод о том, что недостаточность денежных средств у учреждения подтверждается фактом неисполнения основным должником - учреждением обязательства по оплате тепловой энергии по договору. Учитывая, что потребителями тепловой энергии являются конкретные граждане (жители многоквартирных домов), а также то, что платежи населения по расчетам за тепловую энергию не поступают в бюджет города и не учитываются в его доходной части, оплата данной энергии не является расходным обязательством МО "г. Пермь". Поскольку средства по оплате населением тепловой энергии поступают на расчетный счет учреждения, открытый в коммерческом банке, отсутствие средств на лицевом счете, открытом в департаменте финансов администрации города, не является доказательством недостаточности средств у учреждения. Также указывает, что требование суда о предоставлении сведений о главном распорядителе бюджетном средств - Управлении жилищно-коммунальном хозяйстве Администрации г. Перми - ответчиком выполнены.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Истец, ООО "Регионэнергосбыт", в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что судом первой инстанции правомерно установлено, что при недостаточности средств у учреждения субсидиарную ответственность несет собственник имущества - МО "г. Пермь". Просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик, МУ "ЖС" Дзержинского района г. Перми", с доводами апелляционной жалобы не согласился, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела выписки из лицевого счета, которое судом апелляционной инстанции рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании ст. 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Регионэнергосбыт" (поставщик) и МУ "ЖС" Дзержинского района г. Перми (покупатель) заключен договор поставки тепловой энергии в горячей воде N 1П от 01.10.2005г., в соответствии с условиями которого поставщик обязуется поставлять покупателю тепловую энергию в горячей воде, а покупатель - принимать и оплачивать принимаемую тепловую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором (пункты 2.1.1, 3.1.1, 3.1.3 договора) (л.д. 9-15).
Тарифы на тепловую энергию утверждены постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края N 253-Т от 29.11.2006г. (л.д.26-27).
Факт поставки тепловой энергии подтверждается актами приема-передачи тепловой энергии в горячей воде N 20354 от 28.02.2007г., N 20555 от 31.03.2007г., N 20556 от 30.04.2007г., N 13489 от 30.06.2007г., N 25216 от 30.11.2007г. (л.д.38, 45, 51, 53, 55), ведомостями теплопотребления (л.д.65-68).
В соответствии с п. 4.1. договора покупатель до 10 числа расчетного месяца оплачивает потребление тепловой энергии в размере 90 % от стоимости заявленного количества тепловой энергии на текущий месяц согласно п. 2.1.1. и стоимости сопутствующих теплопотреблению услуг, до 15 числа месяц, следующего за расчетным, покупатель производит окончательный расчет с учетом произведенной оплаты текущего потребления.
Поставщик обязан выставить покупателю счет-фактуру за предыдущий месяц на основании акта приема-передачи тепловой энергии.
На оплату переданной ответчику в феврале, марте, апреле, июне, ноябре, декабре 2007 г. тепловой энергии истцом выставлены счета-фактуры N 20554 от 28.02.2007г., N 20555 от 31.03.2007г., N 20556 от 30.04.2007г., N 13489 от 30.06.2007г., N 25218 от 30.11.2007г., N 23566 от 31.12.2007г. (л.д. 18, 37, 44, 50, 52, 54).
Как указывает истец в исковом заявлении, выставленные счета-фактуры оплачены ответчиком частично.
Задолженность ответчика по расчету истца составила 137 708 руб. 27 коп.
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате поставленной тепловой энергии явилось основанием для обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из доказанности объема и стоимости переданной ответчику в спорный период тепловой энергии, ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате поставленной ему тепловой энергии, признания ответчиком иска в сумме 116 956 руб. 79 коп., отсутствия доказательств задолженности ответчика перед истцом в сумме 20 751 руб. 48 коп.
Выводы суда в этой части не оспариваются сторонами, в связи с чем предметом апелляционного рассмотрения не являются.
Удовлетворяя требование истца о возложении субсидиарной ответственности на МО "г. Пермь", суд первой инстанции исходил из того, что МО "г. Пермь" является собственником имущества "МУ "ЖС" Дзержинского района г. Перми", у которого отсутствуют денежные средства в размере, достаточном для погашения задолженности. Основной долг в порядке субсидиарной ответственности подлежит взысканию с МО "г. Пермь" за счет казны муниципального образования.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Частью 2 статьи 120 ГК РФ предусмотрено, что частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии со ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Под субсидиарной ответственностью понимается ответственность перед кредитором лица, не являющегося стороной по обязательству, дополнительно к ответственности другого лица - основного должника по обязательству (статья 399 ГК РФ).
Таким образом, основанием для привлечения к субсидиарной ответственности является недостаточность средств у основного должника.
Недостаточность средств у МУ "ЖС" Дзержинского района г. Перми" подтверждается фактом неисполнения основным должником обязательства по оплате тепловой энергии по договору N 1П от 01.0.2005г., представленной в судебное заседание выпиской из лицевого счета за 19.05.2009г., перечнем документов в картотеке N 2., в силу чего соответствующий довод заявителя жалобы подлежит отклонению.
В силу пункта 1 статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам рекомендовано исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения.
Как указано в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при разрешении споров по искам, предъявленным кредиторам государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положения статьи 120 ГК РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
В соответствии с уставом МУ "ЖС" Дзержинского района г. Перми учредителем МУ "ЖС" Дзержинского района г. Перми является управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (п. 1.3. в новой редакции) (л.д.76).
Согласно пункту 5.1. Устава имущество учреждения является муниципальной собственностью города Перми (л.д.73).
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г. N 215, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми является функциональным органом администрации города Перми, юридическим лицом, имеет в своем оперативном управлении обособленное имущество. К числу функций Управления относится выполнение функций администратора поступлений в бюджет города и главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с решением Пермской городской Думы о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
Поскольку в резолютивной части решения содержится указание на взыскание задолженности в порядке субсидиарной ответственности с МО "г. Пермь" за счет казны муниципального образования, отсутствие указания на главного распорядителя бюджетных средств не нарушает норм статьи 120 Бюджетного кодека Российской Федерации, не препятствует исполнению судебного акта.
Довод заявителя жалобы о том, что суду первой инстанции были представлены сведения о главном распорядителе бюджетных средств соответствует действительности (л.д. 81- 82), однако основанием к отмене или изменению судебного акта не является.
Поскольку Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми является функциональным органом г. Перми, а МО "г. Пермь" в лице Администрации г. Перми принимало участие в рассмотрении настоящего спора, суд апелляционной инстанции считает, что участие надлежащего ответчика было обеспечено.
С учетом изложенного решение суда от 30.04.2009г. является законным и обоснованным.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено.
Заявитель в силу ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30.04.2009г. по делу N А50-1796/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Ф.Соларева |
Судьи |
Н. Г. Масальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-1796/2009-Г28
Истец: ООО "Регионэнергосбыт"
Ответчик: МУ "Жилищная служба Дзержинского района г. Перми", МО "город Пермь" в лице Администрации города Перми
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4532/09