г. Пермь
28 ноября 2008 г. |
Дело N А50-9478/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,
судей Ясиковой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кивокурцевой Е.В.
при участии:
от заявителя (Открытое акционерное общество "Целлюлозно-бумажный комбинат "КАМА"): Жукотская Е.Ю. - представитель по доверенности от 9.01.2008г., предъявлен паспорт;
от ответчика (Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю): Туголукова А.В. - представитель по доверенности от 27.03.2008г., предъявлен паспорт;
от третьего лица (Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Краснокамске Пермского края): извещен надлежащим образом, представители не явились;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 02 сентября 2008 года
по делу N А50-9478/2008,
принятое судьей Цыреновой Е.Б.
по заявлению Открытого акционерного общества "Целлюлозно-бумажный комбинат "КАМА"
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю
с участием третьего лица - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Краснокамске Пермского края
о признании незаконным бездействия налогового органа
установил:
Открытое акционерное общество "Целлюлозно-бумажный комбинат "КАМА" (далее - Общество, ОАО "ЦБК "Кама") обратилось в арбитражный суд Пермского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непринятии мер по возврату излишне числящейся задолженности по пени за неуплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в сумме 2418337,05руб.
Решением арбитражного суда от 2 сентября 2008 года заявленные требования удовлетворены, обжалуемое бездействие признано незаконным и на налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Инспекция обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой и просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Инспекция ссылается на позицию Минфина России, изложенную в письме N 03-04-07-02/18 от 24.05.2007г. об отсутствии у налогового органа полномочий по возврату переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (пени), а также отсутствие по данным учета по расчету с бюджетом переплаты по пени в заявленной сумме. Отсутствие переплаты зафиксировано налоговым органом при проведении сверки по расчетам по состоянию на 1.04.2008г., при этом данные учета налогового органа и страхователя о начисленных и уплаченных суммах пени различны.
Присутствующий в судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы оспорил, пояснил, что пени необоснованно начислены Инспекцией за несвоевременную уплату авансовых платежей по страховым взносам. Наличие переплаты пени по страховым взносам в сумме 2418337,05руб. подтверждается данными Управления Пенсионного Фонда РФ по г.Краснокамску Пермского края.
Управление Пенсионного фонда РФ по г.Краснокамску Пермского края, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направило, отзыв на жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы заявителя жалобы, заслушав присутствующих в судебном заседании представителей сторон, проверив правильность применения судом действующего законодательства, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 14.03.2008г. Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о сторнировании и возврате излишне начисленных и уплаченных пени за неуплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в сумме 2418337 руб., в том числе 2116559 руб. - страховые взносы, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, 301778руб. - страховые взносы, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии. В обоснование заявления Общество сослалось на результаты сверки с Управлением Пенсионного фонда РФ по г.Краснокамску (т.1 л.д.10).
Письмом от 16.04.2008г. Инспекция отказала в возврате переплаты, указав в качестве оснований для отказа на отсутствие у налогового органа полномочий для принятия решения о возврате переплаты, а также отсутствие переплаты по пени в заявленной сумме по данным карточки по расчетам с бюджетом (л.д.12).
Не согласившись с приведенными Инспекцией доводами, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия налогового органа незаконным.
Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у налогового органа полномочий для принятия решения о возврате (зачете) переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени, и счел ошибочной позицию налогового органа о начислении пени за неуплату авансовых платежей по страховым взносам.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда правильными, соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам рассматриваемого спора.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Налоговые органы согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ осуществляют контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов, и в рамках осуществляемого контроля наделены полномочиями по принятию при наличии оснований решений о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также пени в порядке, предусмотренном статьи 78 НК РФ.
Предусмотренный названной статьей Кодекса порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда и их целевым назначением является обеспечение права гражданина на получение пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Вывод о наличии у налоговых органов полномочий по принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов (пени) сделан судом исходя из положений статьи 2 Федерального закона РФ от 15.08.1996г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", приложения 11.1 к данному закону, предусматривающих закрепление основных источников доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (органами государственной власти Российской Федерации, органами управления государственных внебюджетных фондов, Центральным банком Российской Федерации, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним). Администратором поступлений в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии является Федеральная налоговая служба.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал на наличие у налогового органа полномочий для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также пени.
При разрешении вопроса о наличии у заявителя права на возврат имеющейся переплаты по пени по страховым взносам судом установлено, что по данным Инспекции заявленная к возврату сумма переплаты отсутствует. В то же время по данным Управления Пенсионного фонда по г.Краснокамску у Общества имеется переплата пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2418337,05руб., что подтверждается актом сверки по расчетам между Обществом и Управлением Пенсионного фонда по г.Краснокамску по состоянию на 1.03.2008г. (т.1 л.д.19,20).
Согласно данным органа Пенсионного фонда РФ, совпадающим с данными плательщика страховых взносов, в период с 1.01.2002 по 21.07.2007г. Обществу обоснованно начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в общей сумме 10241949,26 руб., фактически Обществом произведена уплата пени в большей сумме - 12660286,31руб.
Расхождения данных Инспекции и Управления Пенсионного фонда РФ по г. Краснокамску обусловлены применением различного механизма начисления пени. Налоговым органом пени начисляются за неуплату авансовых платежей внутри отчетного периода, в то время как органом Пенсионного фонда пени исчисляются за неуплату страховых взносов по установленным срокам уплаты страховых взносов за отчетные периоды.
Согласно статье 23 Федерального закона N167-ФЗ под расчетным периодом понимается год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В целях установления порядка исчисления и сроков уплаты Федеральный закон N 167-ФЗ различает страховые взносы, упомянутые в пункте 1 статьи 24, и авансовые платежи по страховым взносам, о которых указано в пункте 2 этой же статьи Закона.
В пункте 2 статьи 24 Федерального закона N167-ФЗ указано, что страхователь ежемесячно уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода. Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Из вышеизложенного следует, что под взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации), несмотря на то, что суммы авансовых платежей уплачиваются ежемесячно. Окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода (а не месяца), соответственно, ответственность возникает только при нарушении оплаты страховых взносов по итогам отчетного периода.
Правильность данного вывода подтверждается и положениями абзаца третьего пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ, согласно которым данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом по итогам отчетного периода.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 167-ФЗ обеспечивается пенями, начисляемыми в таком же порядке, как и в отношении налогов и сборов по статье 58 НК РФ: за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов (пункт 4 статьи 26 Федерального закона N 167-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 26 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено, что пени начисляются при просрочке уплаты самих страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а не за просрочку уплаты авансовых платежей.
Таким образом, пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются и уплачиваются только при нарушении сроков уплаты самих страховых взносов, а не авансовых платежей по ним.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007г. N47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование".
Поскольку налоговый орган не вправе начислять пени на суммы просроченных авансовых платежей по страховым взносам, принимая во внимание, что налоговым органом не опровергнуты данные плательщика страховых взносов и органа Пенсионного фонда о наличии переплаты по пени в сумме, заявленной Обществом к возврату по заявлению от 17.03.2008г., суд первой инстанции обоснованно признал незаконным допущенное налоговым органом бездействие в части непринятия решения по указанному заявлению Общества, обязав Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Довод заявителя жалобы о необходимости руководствоваться данными налогового органа при разрешении вопроса о наличии или отсутствии переплаты по страховым взносам со ссылками на положения бюджетного законодательства судом отклонен как несостоятельный, поскольку арбитражный суд руководствуется положениями Федерального закона N 167-ФЗ, предусматривающими порядок и сроки уплаты страховых взносов.
В данном случае применяемый органом Пенсионного фонда и страхователем механизм начисления пени за неуплату страховых взносов соответствует положениям названного Федерального закона, в то время как правильность применяемого налоговым органом порядка расчета пени Инспекция не доказала.
Все изложенные в апелляционной жалобе доводы, в том числе и относительно имеющейся у Общества задолженности по страховым взносам и пени после обращения в налоговый орган с заявлением были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 2 сентября 2008 года по делу N А50-9478/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л. Х. Риб |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9478/2008-А2
Истец: ОАО "Целлюлозно-бумажный комбинат "КАМА"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю
Третье лицо: ГУ УПФ РФ в г. Краснокамск Пермского края
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8036/08