г. Пермь
17 июля 2008 г. |
Дело N А60-6027/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.07.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Ясиковой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.,
при участии:
от заявителя - ЗАО "РОСТЭК-Екатеринбург": Попцов В.А., паспорт 6500 N 438883, доверенность в материалах дела,
от заинтересованных лиц - Ханты-Мансийской таможни: Абрамович Ю.В., удостоверениеN 113173, доверенность от 13.05.2008г., Чукаева Н.И., удостоверение N 103722, доверенность в материалах дела, Уральской оперативной таможни: Кочегарова Ю.А., удостоверение N 129829, доверенность от 31.03.2008г., Матюнин П.А., удостоверение N 109227, доверенность от 02.04.2008г.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица-
Ханты-Мансийская таможни
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 мая 2008 года
по делу N А60-6027/2008,
принятое судьей Морозовой Г.В.,
по заявлению ЗАО "РОСТЭК-Екатеринбург"
к Ханты-Мансийской таможне, Уральской оперативной таможне
об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности,
установил:
В Арбитражный суд Свердловской области обратилось Закрытое акционерное общество "РОСТЭК-Екатеринбург" (далее - общество, заявитель) с заявлением об обжаловании постановлений Ханты-Мансийской таможни (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) от 24.12.2007г. N 10505000-554/2007, N 10505000-555/2007, N 10505000-556/2007, N 10505000-557/2007, N 10505000-558/2007 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.2 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.05.2008г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель таможенного органа в суде апелляционной инстанции пояснил, что оспариваемые постановления являются законными и обоснованными, считает, что вина заявителя выражена в форме неосторожности, поскольку у него имелась возможность установить причины возникновения складских расходов, определить размер платежа, подлежащего уплате и заявить достоверные сведения о таможенной стоимости в ГТД.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить в силе, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции пояснил, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, просит оставить его в силе, считает, что вина заявителя в совершении вменяемого правонарушения не доказана таможенным органом, при декларировании спорного товара таможенным брокером были представлены документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость декларируемого товара и избранный метод ее определения, сомнений в достоверности сведений о таможенной стоимости при таможенном оформлении у таможенного органа не возникало. Кроме того, административным органом при производстве по делу допущены процессуальные нарушения.
Представитель Уральской оперативной таможни в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, считает, что вывод суда о том, что решение Уральской оперативной таможни об оставлении жалоб на постановления без рассмотрения принято без исследования всех документов, является ошибочным.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, 11.08.2006г. продавец - фирма МАН Нутцфарцойге Акциенгезеллшафт (Германия) и российское предприятие - ООО "Автотранспортное предприятие Управления комплектации производства и технического обслуживания" (ООО "АТП УКПТО") заключили контракт N MN-UKPTO 108/008/006 LV, предметом которого является продажа товара 10-седельных тягачей MAN TGA 33.390 6х6 BBS-WW общей стоимостью 736000 евро.
В уполномоченном банке - филиале Ханты-Мансийского банка в г.Сургут - оформлен паспорт сделки N 06080006/1971/005/2/0.
26.12.2006г. на основании договора об оказании брокерских услуг от 01.08.2005г. N 10500/0042/07-36 от имени ООО "АТП УКПТО" в Сургутский таможенный пост Ханты-Мансийской таможни ЗАО "РОСТЭК - Екатеринбург" поданы грузовые таможенные декларации за номерами 10505050/261206/0001323,
10505050/261206/0001324, 10505050/261206/0001325, 10505050/261206/0001326, 10505050/261206/0001327.
Ханты-Мансийской таможней была проведена специальная таможенная ревизия в отношении ООО "АТП УКПТО" по вопросам соблюдения таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, в ходе которой было установлено, что в стоимость товара не включены складские расходы, в то время как Фирмой МАН Нутцфарцойге Акциенгезеллшафт выставлен в адрес покупателя - ООО "АТП УКПТО" счет HW-0004 от 17.01.2007г. на возмещение возникших складских расходов согласно п.п.4.4 контракта от 11.08.2006г. N MN-UKPTO 108/008/006 LV за хранение 10 транспортных средств в размере 552 Евро за единицу.
06.11.2007г. Ханты-Мансийской таможней осуществлена корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей в сторону увеличения по каждой ГТД на сумму 9135,06 руб.
09.11.2007г. по факту заявления в ГТД недостоверных сведений о таможенной стоимости Ханты-Мансийской таможней вынесены определения о возбуждении дел об административных правонарушениях N 10505000-554/2007, N 10505000-555/2007, N 10505000-556/2007, N 10505000-557/2007, N 10505000-558/2007 и проведении административных расследований.
07.12.2007г. Ханты-Мансийской таможней в отношении ЗАО "РОСТЭК-Екатеринбург" составлены протоколы об административных правонарушениях по признакам ч.2 ст.16.2 КоАП РФ и 24.12.2007г. вынесены соответствующие постановления о назначении административных наказаний.
15.01.2008г. копии оспариваемых постановлений Ханты-Мансийской таможни поступили в адрес ЗАО "РОСТЭК-Екатеринбург" по почте, после чего обществом в срок, установленный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ постановления по делу N 10505000-554/2007, N 10505000-555/2007, N 10505000-556/2007, N 10505000-557/2007, N 10505000-558/2007 были обжалованы в вышестоящий таможенный орган - Уральскую оперативную таможню.
28.02.2008г. Уральской оперативной таможней вынесено решение об оставлении жалобы без рассмотрения в связи с истечением срока для обжалования постановлений.
Удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действия заявителя не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ, нарушении административным органом процессуального порядка привлечения к административной ответственности.
Выводы суда являются правильными и соответствуют материалам дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии со ст.323 Таможенного кодекса РФ таможенная стоимость товаров устанавливается декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, предусмотренным законом.
Согласно п.1 ст.12 Закона РФ от 21.05.1993г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из методов определения таможенной стоимости товаров, установленных настоящим законом РФ. Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате (общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары).
В силу положений ст.131 ТК РФ в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный метод ее определения.
Судом первой инстанции установлено, что документы, обосновывающие заявленную ЗАО "РОСТЭК-Екатеринбург" таможенную стоимость декларируемого товара и избранный метод ее определения, были в соответствии с перечнем документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, утвержденным Приказом ГТК РФ от 16.09.2003г. N 1022, предоставлены таможенным брокером при декларировании товара.
Согласно п.4.4 внешнеторгового контракта N MN-UKPTO 108/008/006 LV от 11.08.2006г., заключенного между фирмой МАН Нутцфарцойге Акциенгезеллшафт (Германия) и ООО "АТП УКПТО" (Россия), если приемка товара в течение 3-х первых недель после сообщения о готовности к отгрузке не происходит по вине покупателя, продавец предъявляет требование о возмещении возникших складских расходов, начиная с 4-ой недели, в размере 0,25% от стоимости непринятого товара за каждую начавшуюся неделю. Определенная данным пунктом возможность не предполагает безусловного предъявления требования о возмещении дополнительных расходов, также контрактом не определены сроки, в течение которых продавец может предъявить указанные требования. Кроме того, в силу п.4.4 контракта требования о возмещении расходов выставляются только в том случае, если понесенные продавцом расходы возникли по вине покупателя. Сведения о причине хранения товара на складе продавца свыше 3-х недель в материалах дела отсутствуют.
Из материалов дела следует, что ГТД были изготовлены и представлены таможенному органу 26.12.2006г., когда продавец обладал информацией о дате получения покупателем уведомления об отгрузке, сроках отгрузки (в инвойсах указана дата отгрузки товара). Однако сумма расходов в порядке вышеупомянутого пункта 4.4. контракта не была включена в сумму инвойсов, а также не выставлялась отдельным счетом.
ГТД были приняты таможенным органом, товар, заявленный в спорных ГТД, был выпущен без замечаний таможенным органом под заявленный режим для свободного обращения, в том числе проведен контроль таможенной стоимости товара и принято решение о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости.
Таможенная стоимость товаров, оформленных по ГТД 10505050/261206/0001323, 10505050/261206/0001324, 10505050/261206/0001325, 10505050/261206/0001326, 10505050/261206/0001327, была заявлена таможенным брокером на основании сведений, содержащихся в документах, представленных ООО "АТП УКПТО". Счет на оплату дополнительных расходов, а также переоформленный паспорт сделки, на которые указывает таможенный орган, представителями ООО "АТП УКПТО" для оформления таможенной декларации не представлялись.
В соответствии с положениями Инструкции ЦБ РФ N 117-И от 15.06.2004г. "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" сумма, указанная в паспорте сделки в графе 5 "сумма" раздела 3 "общие сведения о контракте", соответствовала стоимости контракта и составляла 736000 Евро.
Согласно пояснениям заявителя ООО "АТП УКПТО" для оформления таможенной декларации не представлялись какие-либо документы, подтверждающие факт внесения в контракт N MN-UKPTO 108/008/006 LV от 11.08.2006г. изменений и дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном паспорте сделки.
В соответствии с п.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что в процессе таможенного оформления товара у таможенного органа сомнений в достоверности сведений о таможенной стоимости (метода определения таможенной стоимости товара) не возникало, запросов о предоставлении дополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и о получении пояснений по условиям продажи товара, которые могли повлиять на цену сделки, а также пояснений по товарам в адрес таможенного брокера не направлялось.
Факт выпуска таможенным органом товара свидетельствует о том, что при таможенном оформлении и проверке товара, не было выявлено нарушений таможенного законодательства РФ, что таможенным брокером соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим, и что все необходимые условия для выпуска товара ЗАО "РОСТЭК-Екатеринбург" соблюдены.
Таким образом, ЗАО "РОСТЭК-Екатеринбург" не могло заявить иную таможенную стоимость товара, отличную от заявленной по ГТД 10505050/261206/0001323, 10505050/261206/0001324, 10505050/261206/0001325, 10505050/261206/0001326, 10505050/261206/0001327 таможенной стоимости, не могло предвидеть то обстоятельство, что продавцом товара могут быть предъявлены к оплате складские расходы, инвойсы содержат дату отгрузки товара, и не свидетельствуют о том, что продавцом было заявлено требование о возмещении складских расходов.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, таможенный орган не доказал наличие в действиях общества вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
На основании изложенного доводы подателя апелляционной жалобы о том, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по заявлению достоверных сведений о товаре, подлежат отклонению.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выявление обстоятельств каждого дела.
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно ч.3 ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу ( ч.4 ст.28.2 КоАП РФ).
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, что указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения.
Из материалов дела следует, что протоколы об административных правонарушениях составлены в отсутствии законного представителя юридического лица и не содержат объяснений лица, в отношении которого возбуждено дело. Телеграмма от 06.12.2007г. о явке на составление протоколов на 07.12.2007г. на 15 час. 00 мин. поступила в адрес ЗАО "РОСТЭК-Екатеринбург" 07.12.2007г., о чем свидетельствует входящий штамп общества. Отметка о получении 06.12.2007г. временно исполняющей обязанности директора Нижневартовского филиала ЗАО "РОСТЭК - Екатеринбург" Дыченко О.А. телеграммы для передачи в ЗАО "РОСТЭК - Екатеринбург" ещё не свидетельствует с бесспорностью о надлежащем извещении законного представителя общества, каковым в силу ст.25.4 КоАП РФ является руководитель юридического лица либо иное, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, поскольку таможенным органом правомочия Дыченко О.А. по участию в деле об административном правонарушении в соответствии с действующими учредительными документами общества не проверялись, представленная таможенным органом доверенность не содержит полномочий Дыченко О.А. на представление интересов общества по делам об административных правонарушениях. В соответствии со ст.5 Федерального закона "Об акционерных обществах" филиалы и представительства акционерных обществ не являются юридическими лицами, следовательно, их руководители не могут выступать в качестве законных представителей юридического лица и могут представлять его интересы только по доверенности. Как указано выше, доверенность на имя Дыченко О.А. полномочий на представление общества по административным делам не содержит, законным представителем общества в силу ст.25.4 КоАП РФ Дыченко О.А. не является.
Таким образом, нельзя признать надлежащим извещение (исх. 06.12.2007г.) Ханты-Мансийской таможней, расположенной в г.Нижневартовске, расположенного в г.Екатеринбурге ЗАО "РОСТЭК-Екатеринбург" (вх. 07.12.2007г.), при извещении руководителя филиала общества 06.12.2007г., давшего согласие на передачу корреспонденции, поскольку извещение таким способом с учетом географического расположения административного органа и лица, в отношении которого ставится вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, и временного промежутка между отправкой и получением корреспонденции не позволяет считать его своевременным, заблаговременным в целях соблюдения прав данного лица на защиту (подготовку возражений, получение квалифицированной помощи защитника и т.д.)
Документы, направленные Ханты-Мансийской таможней 04.12.2007г. в адрес общества, а именно: копии определений о возбуждении дел об административных правонарушениях, также не содержали извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, сопроводительным письмом директор вызывался в таможню на 05.12.2007г. для дачи объяснений.
Протоколы же, составленные в отсутствие законного представителя юридического лица, поступили в адрес ЗАО "РОСТЭК-Екатеринбург" 26.12.2007г.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку в связи с отсутствием достаточного времени для подготовки к участию в составлении протокола об административном правонарушении, общество было лишено возможности надлежащим образом подготовить и представить свои замечания, ознакомиться с материалами проверки, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого правонарушения, найти защитника и обратиться за его помощью, собрать и представить доказательства. Доказательств того, что законный представитель общества выразил свое согласие на составление протоколов в его отсутствие, материалы дела не содержат.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в связи с чем оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене, доводы подателя апелляционной жалобы о соблюдении процессуального порядка привлечения к административной ответственности подлежат отклонению.
Кроме того, суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела пришел к правильному выводу о том, что решение Уральской оперативной таможни об оставлении жалоб на постановления Ханты-Мансийской таможни без рассмотрения вынесено без исследования всех документов и доводов заявителя. Представленные заявителем документы свидетельствуют о своевременном обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях, без нарушения установленного КоАП РФ срока для их обжалования. Данное обстоятельство Уральской оперативной таможней не учтено. Заявителем получены оспариваемые постановления 15.01.2008г. (л.д.39 том 1), ссылка Уральской таможни на информацию о получении секретарем общества Чащиной М.А. почтовой корреспонденции 09.01.2008г. опровергается приказом N 304лс от 29.12.2007г. о предоставлении дней без сохранения заработной платы с 09 по 14 января 2008 г. (л.д.40 том 2).
Таким образом, поскольку арбитражный суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 мая 2008 г. по делу А60-6027/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ханты-Мансийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Е.Ю.Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-6027/2008-С9
Истец: ЗАО "РОСТЭК-Екатеринбург"
Ответчик: Ханты-Мансийская таможня, Уральская оперативная таможня
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4288/08