г. Пермь
21 августа 2009 г. |
Дело N А60-7708/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Сафоновой С.Н., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Свердловские коммунальные системы" - Уфимцев А.С. паспорт 6505 467453, доверенность от 11.12.2008г.;
от заинтересованного лица Государственного учреждения Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования филиал N 13 - Медведева С.В., паспорт 6599 216981, доверенность от 30.12.2008г. N 29;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Государственного учреждения Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования филиал N 13
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 мая 2009 года
по делу N А60-7708/2009,
принятое судьей Савиной Л.Ф.,
по заявлению ООО "Свердловские коммунальные системы"
к Государственному учреждению Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования филиал N 13
о возврате излишне уплаченных страховых взносов,
установил:
ООО "Свердловские коммунальные системы", уточнив заявленные требования, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Государственного учреждения Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования филиала N 13 (далее ГУ СРО ФСС филиал N 13), выразившегося в уклонении от возврата из бюджета Фонда излишне уплаченной суммы взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3 221 310,67 руб. и обязании вернуть излишне уплаченные страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3 221 310,67 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.05.2009г. отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия ГУ СРО ФСС РФ филиал N 13, выразившегося в уклонении от возврата из бюджета фонда излишне уплаченной суммы взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3 221 310,67 руб.
ООО "Свердловские коммунальные системы" возвращены из бюджета Фонда социального страхования РФ излишне уплаченные страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2007 г. в сумме 620 825 руб., уплаченные по тарифу 2,3%. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ГУ СРО ФСС РФ филиал N 13 обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит отменить решение в части возложения обязанности по возврату из бюджета излишне уплаченных страховых взносов за 2007 г. в сумме 620 825 руб. и взыскания с фонда госпошлины, поскольку судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Заявитель жалобы полагает, что иск в этой части подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку общество не обращалось с заявлением о возврате. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что изменение страхователем в течение текущего года вида экономической деятельности не влечет изменений размера страхового тарифа, установленного на этот года в отношении такого страхователя. Факт ошибочного определения видов экономической деятельности при регистрации общества материалами дела не подтвержден.По мнению фонда, он освобожден от уплаты госпошлины, следовательно основания для взыскания с него госпошлины отсутствуют. При расчете госпошлины допущена арифметическая ошибка.
Представитель фонда в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "Свердловские коммунальные системы" письменный отзыв на жалобу не представило, в судебном заседании представитель просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку решение законно и обоснованно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации юридического лица зарегистрировано ООО "Свердловские коммунальные системы", ОГРН 1076673010150, которое было создано в результате реорганизации открытого акционерного общества "Свердловские коммунальные системы".
Согласно Уставу ООО "Свердловские коммунальные системы", зарегистрированному при его создании, указаны виды деятельности: - оказание коммунальных услуг юридическим и физическим лицам; - производство электрической и тепловой энергии; - передача электрической и тепловой энергии; - поставка электрической и тепловой энергии; - оказание услуг по реализации электрической, тепловой, газовой энергии юридическим и физическим лицам; - получение (покупка) электрической энергии с оптового рынка электрической энергии(мощности); - получение (покупка) тепло-, электроэнергии и газа у их производителей; - оказание услуг по канализации стоков, удалению отходов и санитарной обработке; - водоснабжение, сбор, очистка и распределение воды, а также иные виды деятельности, указанные в п.2.1 Устава.
При регистрации в ИФНС России по Орджоникидзевскому району г.Екатеринбурга ООО "Свердловские коммунальные системы" представило данные, согласно которым основным видом деятельности предприятия является производство, передача и распределение электроэнергии, соответствующие коду ОКВЭД 40.10.
На основании этих данных заинтересованным лицом заявителю было выдано уведомление от 18.04.2007г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым страхователю установлен тариф в размере 2,3%, соответствующий 18 классу профессионального риска.
В течение 2007 года (2-4 кварталы) общество самостоятельно исчисляло страховые взносы на обязательное социальное страхование, исходя из установленного тарифа, и представляло в филиал соответствующие расчетные ведомости.
Поскольку обществом установлено, что в Уставе была ошибочно указана деятельность - производство электрической и тепловой энергии, то 13.12.2007г. ООО "Свердловские коммунальные системы" были исправлены ошибочно указанные в Уставе общества виды деятельности и внесены соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, о чем свидетельствует выписка из ЕГРЮЛ и письмо Свердловскстата от 13.12.2007г. N 12-5/27053.
19.03.2008г. ГУ СРО ФСС РФ филиал N 13 направлено уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому ООО "Свердловские коммунальные системы" определен 1 класс профессионального риска, что соответствует размеру страхового тарифа в размере 0,20% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.
01.10.2008г. ООО "Свердловские коммунальные системы" направило в государственное учреждение ГУ СРО ФСС РФ филиал N 13 уточненные расчетные ведомости за 2-4 кварталы 2007 г., исходя из правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, как предусмотрено пунктом 1,3 статьи 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случает на производстве и профессиональных заболеваний" с размером страхового тарифа - 0,20%.
20.10.2008г. ГУ СРО ФСС РФ филиал N 13 письмом за N 10-07/06/8598 отказало ООО "Свердловские коммунальные системы" в принятии исправленных расчетных ведомостей. Данное решение не оспорено плательщиком.
Полагая, что бездействие фонда нарушает права и законные интересы, общество обратилось в суд за их защитой.
Отказывая в удовлетворении требований о признании бездействия фонда, выразившегося в уклонении от возврата из бюджета фонда излишне уплаченной суммы взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3 221 310,67 руб., суд первой инстанции пришел к выводу, что бездействие в этой части отсутствует, поскольку не была соблюдена досудебная процедура возврата страховых взносов из бюджета в порядке ст. 78 НК РФ, следовательно, оснований для удовлетворения требования не имеется.
Удовлетворяя заявленные требования в части возврата излишне уплаченных страховых взносов в сумме 620 825 руб., суд пришел к выводу, что допущенная ошибка при указании в регистрирующем органе основного вида экономической деятельности не может являться основанием для применения страхового тарифа, не соответствующего установленным законодательством требованиям.
На разрешение суда апелляционной инстанции поставлен вопрос правомерности возложения обязанности на фонд по возврату излишне уплаченных страховых взносов.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ указано, что налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо о зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять решение.
В силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 4 ст. 78 НК РФ определено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика.
В силу пункта 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, порядок зачета или возврата излишне уплаченных или взысканных сумм налога и пеней обязывает налогоплательщика предварительно (до обращения в суд) подать соответствующее заявление в налоговый орган.
В пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что, принимая во внимание положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
То есть, обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только при соблюдении им установленного ст. 78 НК РФ досудебного порядка урегулирования спора с налоговым органом.
Вместе с тем, согласно толкованию ст. 78 Кодекса, данному Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21.06.2001г. N 173-О, указанный срок позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих прав. В то же время данная норма не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога в порядке гражданского или арбитражного производства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, трехлетний срок предусмотрен ст. 78 НК РФ для обращения налогоплательщика в налоговый орган с письменным заявлением о возврате налога, а не в суд с заявлением об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный налог. При этом суд не вправе в данном случае подменять собой контролирующий орган, рассматривая по существу требования о возврате платежей без соблюдения досудебной процедуры.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального Закона "Об основах обязательного социального страхования" отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий(бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются названным Федеральным Законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора в соответствии с пунктом 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для оставления иска без рассмотрения.
Из материалов дела следует, что общество не обращалось с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов и не получало отказа в их возврате.
Представленное в материалы дела заявление общества от 01.10.2008г. N 1085 не является заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, поскольку фактически в данном заявлении указано, что общество ошибочно применяло в 2007 г. повышенный размер страхового тарифа, произведен перерасчет суммы страховых взносов с учетом применения 1 класса профессионального риска в размере 0,20 процентов.
Иных доказательств обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов обществом в материалы дела не представлено.
Согласно п. 2 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после принятия его к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом (ст. 78 НК РФ).
Поскольку обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, то заявленные требования о возврате излишне уплаченных налогов следовало оставить без рассмотрения, в связи с чем решение суда в обжалуемой части подлежит отмене, жалоба налогового органа - удовлетворению.
В силу пп.3 п.1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная по платежному поручению N 1014 от 04.03.2009г. госпошлина в сумме 27 605,66 руб.подлежит возврату из доходов федерального бюджета ООО "Свердловские коммунальные системы".
Учитывая, что апелляционная жалоба налогового органа удовлетворена, то в соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.37 НК РФ с ООО "Свердловские коммунальные системы" подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб. в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 148, 176, 258, 268, 269, ч.1,2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.05.2009г. отменить в части обязания Фонда социального страхования возвратить ООО "Свердловские коммунальные системы" излишне уплаченные страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2007 г. в сумме 620 825 руб., уплаченных по тарифу 2,3%.
В указанной части требования истца оставить без рассмотрения.
Взыскать с ООО "Свердловские коммунальные системы" в доход федерального бюджета 1 000 (одну тысячу) рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Возвратить ООО "Свердловские коммунальные системы" из доходов федерального бюджета 27 605 (двадцать семь тысяч шестьсот пять) рублей 66 коп. госпошлины, уплаченной по платежному поручению N 1014 от 04.03.2009г.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
С.Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7708/09
Истец: ООО "Свердловские коммунальные системы"
Ответчик: ГУ Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования - филиал N 13
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5917/09