г. Пермь
28 ноября 2008 г. |
Дело N А60-26395/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.11.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - ГУ Национальный природный парк "Припышминские боры": не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Управление Россельхознадзора по Свердловской области: Малейкина Г.П., паспорт, доверенность от 01.10.2008г., Терентьева С.Г., паспорт, доверенность от 06.03.2008г.,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя-
ГУ Национальный природный парк "Припышминские боры"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 октября 2008 года
по делу N А60-26395/2008,
принятое судьей Хомяковой С.А.,
по заявлению ГУ Национальный природный парк "Припышминские боры"
к Управлению Россельхознадзора по Свердловской области
о признании незаконным постановления,
установил:
Государственное учреждение "Национальный природный парк Припышминские боры" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Россельхознадзора по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 28.08.2008г. N 42 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.10.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что административным органом не представлены достоверные доказательства состава административного правонарушения, а также вины заявителя в совершении правонарушения.
Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить в силе, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления, на доказанность в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей административного органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Управлением Россельхонадзора по Свердловской области в период с 15 по 18 августа 2008 года была проведена внеплановая проверка ГУ "НПП "Припышминские боры", в ходе которой было установлено, что на территории ГУ "НПП "Припышминские боры" в 34 квартале 3 выдел Ургинского лесничества Талицкого района Свердловской области в разрушенном складе ядохимикатов (отсутствует крыша склада, стены с 3-х сторон разобраны до основания), на который отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, хранятся запрещенные и непригодные к применению пестициды: "Симазин" 480 кг (24 мешка по 15,5 кг) и "Питезин" 480 кг (24 мешка по 20 кг), а также смеси неизвестных пестицидов в бестарном состоянии в количестве около 3,5 тонн.
Поводом к проверке послужило обнаружение склада местным населением, что было отражено в средствах массовой информации (газета "Восточная провинция" от 01.08.2008г.).
В ходе проверки выявлено нарушение заявителем требований ст.19 Федерального закона N 109-ФЗ от 19.07.1997г. "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами") и п.п. 3.1, 3.14, 3.19, 3.28 СанПиН 1.2.1077-01 "Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов".
По результатам проверки составлены акт от 18.08.2008г. и протокол N 52 от 18.08.2008г об административном правонарушении, учреждению было выдано предписание от 18.08.2008г. об устранении нарушений законодательства в сфере безопасного хранения пестицидов и агрохимикатов.
На основании материалов проверки по делу об административном правонарушении административным органом вынесено постановление N 42 от 28.08.2008г. о привлечении ГУ "ННП Припышминские боры" к административной ответственности по ст.8.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось с заявлением о его отмене в арбитражный суд.
Отказав в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.3 КоАП РФ, доказан административным органом.
Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст.8.3 КоАП РФ нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды установлены Федеральным законом N 109-ФЗ от 19.07.1997г. "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
В соответствии со ст.19 указанного Закона хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей природной среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Постановлением Главного государственного врача РФ от 08.11.2001г. N 34 введены в действие санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов. СанПиН 1.2.1007-01".
Согласно п.3.1 Правил хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого агрохимических комплексах (складах). Ежегодно указанные склады предъявляются учреждениям госсанэпидслужбы для оформления заключения установленного образца.
В соответствии с п.3.14 Правил при хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо следить за целостностью тары; в случае ее нарушения препараты немедленно перезатариваются в специальную тару. Категорически запрещается оставлять пестициды рассыпанными или пролитыми.
В силу п.3.28 Правил при наличии на складе пестицидов и агрохимикатов с превышенным гарантийным сроком хранения, в таре с нарушенной целостностью или препаратов с видимыми признаками изменения внешнего вида отпуск последних осуществляется только после анализа их качества.
Согласно Справочнику "Пестициды и регуляторы роста растений" (авторы: Н.Н.Мельников, К.В. Новожилов, С.Р.Белан), питезин и симазин являются пестицидами, используемыми для борьбы с сорными растениями. Условиями их почти неограниченного срока хранения является наличие целостной полиэтиленовой тары.
В соответствии с положениями Федерального закона N 109-ФЗ от 19.07.1997г. "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" пестициды - химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты).
Пестициды представляют потенциальную опасность для человека и среды его обитания, кроме того, обладают высокой биологической активностью даже при малых уровнях воздействия, способны циркулировать в окружающей среде и воздействовать на здоровье граждан. Пестициды обладают токсичностью, канцерогенным, мутагенным, эмбриотоксичным действием на все живое в почве, воде, воздухе и организм человека, являются наиболее опасными загрязнителями природной среды, ведут к глубинным, не поддающимся прогнозированию необратимым процессам в экосистемах, создают реальную угрозу для генофонда.
Факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ст.8.3 КоАП РФ, подтверждается материалами проверки (актом проверки от 18.08.2008г. и протоколом об административном правонарушении от 18.08.2008г.).
Поскольку состав правонарушения, ответственность за которое установлена ст.8.3 КоАП РФ, является формальным, то есть не требующим наступления негативных последствий, довод заявителя о том, что для привлечения лица к административной ответственности необходимо наличие доказательств причинения данным лицом своими действиями вреда окружающей среде, не принимается.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель имел реальную возможность для контролирования состояния склада и наличия в нем вредных для окружающей среды веществ. Таким образом, ГУ "ННП Припышминские боры" не были приняты все зависящие от него меры для надлежащего хранения химикатов, по его вине не соблюдены нормативные требования по обращению с пестицидами.
Доказательств того, что заявитель принял все зависящие от него меры по предупреждению совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.8.3 КоАП РФ, в материалы дела не представлено.
Кроме того, на момент рассмотрения дела заявителем так и не были приняты меры согласно предписанию от 18.08.2008г. по подготовке к утилизации выявленных в ходе проверки пестицидов и их смесей.
Таким образом, учреждение не проявило необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенных на него обязательств.
Довод апеллятора на отсутствие состава правонарушения, поскольку обнаруженные пестициды не принадлежат заявителю, подлежит отклонению.
Из материалов дела следует, что пестициды были обнаружены на территории ГУ "НПП "Припышминские боры" в складе, числящемся на балансе заявителя, что подтверждается копией ведомости по основным средствам от 28.04.2008г. ( в п/п 156 указано, что на балансе учреждения находится склад ядохимикатов, инвентарный номер 01010010). Склад был передан от Талицкого лесхоза ГУ "НПП "Припышминские боры" согласно акту приемки-передачи основных средств на основании приказа N 241 от 28.10.1997г.
Согласно указанным документам акт ввода склада в эксплуатацию -1986 год, балансовая стоимость составляет 522135,14 рублей.
Кроме того, из объяснений должностных лиц ГУ "НПП "Припышминские боры" (лесничего Ургинского лесничества И.И.Маслаковой, заместителя директора по науке Н.В. Дюбановой, бухгалтера Т.Г. Цепелевой), имеющихся в материалах дела, также следует, что указанный склад ядохимикатов принадлежит ГУ "НПП "Припышминские боры" и передан был от лесхоза.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что наличие склада ядохимикатов на балансе не является доказательством принадлежности обнаруженных пестицидов ГУ "НПП "Припышминские боры", подлежит отклонению.
Обнаруженное в ходе проверки складское помещение было предназначено для хранения именно ядохимикатов, что следует из акта приемки-передачи основных средств от Талицкого лесхоза ГУ "НПП "Припышминские боры" на основании приказа N 241 от 28.10.1997г. Передача была произведена более десяти лет назад. Обнаруженные на складе пестициды, произведенные в 1985 году, как это следует их сохранившихся надписей на упаковке (о чем свидетельствуют фото), находятся в таком состоянии, что говорит о длительности их хранения и отсутствии перемещения откуда - либо еще. В совокупности данные обстоятельства свидетельствуют о принадлежности обнаруженных пестицидов собственнику указанного склада. Кроме того, факт длительного нахождения указанных ядохимикатов на разрушенном складе подтверждается объяснениями лесника Фарпосова М.
Не принимается судом апелляционной инстанции и довод подателя апелляционной жалобы о том, что в акте передачи склада ядохимикатов отсутствуют данные о передаче заявителю от лесхоза каких-либо химических веществ, поскольку в акте передачи основных средств указанных данных и не должно быть, так как пестициды не относятся к основным средствам.
Как следует из акта проверки от 18.08.2008г, у ГУ "НПП "Припышминские боры" отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на склад ядохимикатов. В момент обнаружения пестицидов у склада отсутствовала крыша, кирпичные стены с трех сторон были разобраны до основания, сохранился только отсек, предназначавшийся для инвентаря и кладовщика, что отражено на фотографиях, имеющихся в материалах дела. Пол склада был бетонированным, по периметру сохранился деревянный настил, на котором находились полиэтиленовые мешки разной емкости, большинство которых утратило целостность под воздействием в течение длительного времени погодных условий и механических повреждений. Содержимое верхних мешков высыпалось и перемешалось. Изначально тарная упаковка была двойной - в штабелях между полиэтиленовыми мешками частично сохранились бумажные и полиэтиленовые фрагменты с нанесенной маркировкой, согласно которой обнаруженные ядохимикаты были идентифицированы специалистом (по совокупности факторов: по цвету, запаху, внешнему виду, порядку складирования, упаковки и состояния упаковки) как гербициды "Симазин" 480 кг (24 мешка по 15,5 кг) и "Питезин" 480 кг (24 мешка по 20 кг) с датой выпуска 1985 год. Наименование других 6 препаратов, частично смешанных друг с другом, установлено не было в связи с плохой сохранностью тарной упаковки (препараты полностью высыпались из мешков). Однако на сохранившихся фрагментах упаковки было зафиксировано наличие предупредительной информации: "Огнеопасно!", "Осторожно, яд!".
Данные факты также подтверждаются имеющимся в материалах дела фотодокументами, что свидетельствует о бестарном хранении пестицидов в условиях, не соответствующих установленным требованиям.
Таким образом, ГУ "НПП "Припышминские боры" допустило хранение пестицидов с нарушением целостности упаковки. Доказательств, опровергающих вывод административного органа о допущенных нарушениях правил хранения и иного обращения с пестицидами, не представлено.
Довод апеллятора о том, что состав химических веществ не установлен, и вывод о наличии угрозы окружающей природной среде не соответствует действительности, подлежит отклонению, поскольку опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Ссылка заявителя на то, что не установлено время, с которого данные пестициды хранятся на территории парка, несостоятельна, поскольку для состава правонарушения время хранения значения не имеет.
Довод подателя апелляционной жалобы, что Управление Россельхознадзора по Свердловской области не обладает полномочиями по проведению административного расследования по факту нарушения режима особо охраняемой природной территории, подлежит отклонению.
В период с 13 по 18 августа 2008 г. Управлением проводилась проверка соблюдения требований Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", а не по факту нарушения режима особо охраняемой территории.
В соответствии с Федеральным законом "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" государственный контроль и надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области является территориальным органом федерального органа исполнительной власти и создано для осуществления функций государственного контроля и надзора в различных сферах деятельности, и в том числе в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. N 327, и Положением об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области, утвержденным Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 09.04.2008г. N 102, Управление осуществляет государственный контроль и надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды, и имеет право запрашивать у юридических и физических лиц сведения и материалы, необходимые для выполнения полномочий в установленной сфере деятельности.
Государственные гражданские служащие Управления для осуществления своих полномочий имеют право в том числе: в установленном порядке посещать предприятия, организации и учреждения с целью проверки соблюдения ими законодательства РФ в закрепленной сфере деятельности, в том числе принадлежащие юридическим лицам и гражданам земли любого целевого назначения, складские помещения, составлять протоколы об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в судебные органы материалы по делам о нарушениях законодательства РФ для привлечения виновных лиц к ответственности, направлять предписания об устранении нарушений в закрепленной сфере деятельности, обязательные для выполнения юридическими и физическими лицами.
Ссылка учреждения на то, что суд при вынесении решения сослался на многочисленные классификаторы и перечни, в то время как в материалах дела данная литература отсутствует, является несостоятельной.
При вынесении решения суд руководствовался требованиями Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и СанПин 1.2.1077-01. Данные документы являются нормативными правовыми актами. Действующее законодательство не требует приобщения данных документов к материалам дела.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основания для привлечения ГУ "НПП "Припышминские боры" к административной ответственности имелись.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанции не выявлено.
Административным органом при назначении учреждению наказания учтены все обстоятельства, на которые ссылается заявитель (характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение организации) и правомерно назначен низший предел штрафа в соответствии со ст.8.3 КоАП РФ - 10 000 руб.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 октября 2008 г. по делу А60-26395/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения Национальный природный парк Припышминские боры" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru .
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-26395/2008-С9
Истец: ГУ Национальный природный парк "Припышминские боры"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8675/08