г. Пермь |
|
17 июля 2009 г. |
Дело N А60-12527/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Грибиниченко О.Г., Богдановой Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пепелявой И.С.,
при участии:
от заявителя Государственного учреждения Свердловского регионального отделения ФСС РФ, филиал N 15 - Филиппова Н.С., паспорт 6505 013130, доверенность от 30.12.2008г. N 22;
от заинтересованного лица судебного пристава-исполнителя Чкаловского районного отдела г. Екатеринбурга УФССП по Свердловской области Наумовой И.А. - не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
от третьего лица ООО "Уральский трикотаж" - не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
Государственного учреждения Свердловского регионального отделения ФСС РФ, филиал N 15
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 мая 2009 года
по делу N А60-12527/2009,
принятое судьей Италмасовой Е.Г.,
по заявлению Государственного учреждения Свердловского регионального отделения ФСС РФ, филиал N 15
к судебному приставу-исполнителю Чкаловского районного отдела г. Екатеринбурга УФССП по Свердловской области Наумовой И.А.
третье лицо: ООО "Уральский трикотаж"
о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя,
установил:
Государственное учреждение Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, фиала N 15 (далее ГУ СРО ФСС РФ филиал N 15) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Чкаловского районного отдела УФССП по Свердловской области Наумовой И.А. от 29.12.2008г. об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.05.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с вынесенным решением, ГУ СРО ФСС РФ филиал N 15 обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования, поскольку судом неправильно применены нормы материального права. Заявитель жалобы полагает, что взыскание за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банках не производилось ввиду отсутствия информации о счетах страхователя.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Судебным приставом-исполнителем Наумовой И.А. представлен письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку фонд социального страхования не приложил документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные счета и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанного органа в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований. Заинтересованное лицо указывает также, что фонд не предпринял ни каких мер для установления сведений о счетах должника на момент предъявления постановлений и не предоставил доказательств невозможности запросить названные сведения у налогового органа.
Заинтересованное лицо и третье лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в заседание суда представителей не направили, что в порядке п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266,268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 22.12.2008г. ГУ СРО ФСС РФ филиалом N 15 вынесено постановление N 41306 о взыскании пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за счет имущества страхователя - ООО "Уральский трикотаж" в размере 1 432,53 руб. (л.д. 9) и направлено в службу судебных приставов.
29.12.2008г. судебным приставом-исполнителем Чкаловского районного отдела УФССП по Свердловской области Наумовой И.А. вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, поскольку в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 31 ФЗ "Об исполнительном производстве" от 02.10.207г. N 229-ФЗ постановление, направленное для исполнения, исполнительным документом не является.
Полагая, что отказ в возбуждении исполнительного производства незаконен, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие предусмотренных п.5 ч.1 ст. 12 ФЗ "Об исполнительном производстве" документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и основанием для вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый нормативный акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным.
В соответствии с ч.8 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ от 02.10.2007г. (далее Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 названного Закона.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств признаются исполнительными документами только в случае приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Согласно положениям пп.8 п.2 ст. 18 Закона РФ от 24.07.198г. N 125-ФЗ "Об обязательному социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" фонд социального страхования РФ осуществляет контрольную деятельность страхователя по исполнению им своих обязанностей.
В соответствии с п. 6 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" взыскание недоимки и пени со страхователя - юридического лица осуществляется страховщиком на основании своего решения о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пени за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях), путем направления инкассового поручения (распоряжения) о перечислении недоимки и пени в банк (иные кредитные организации), где открыты счета указанного страхователя. Инкассовое поручение (распоряжение) страховщика о перечислении недоимки и пени в банк (иные кредитные организации) должно содержать указание на те счета страхователя, с которых должно быть произведено перечисление страхового взноса на обязательное социальное страхование о несчетных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и сумму, подлежащую перечислению. Взыскание недоимки и пени может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов страхователя, за исключением ссудных, бюджетных и депозитных (если не истек срок депозитного договора) счетов.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу исполнителю.
Таким образом, фонд социального страхования является органом, наделенным контрольными функциями и полномочиями по бесспорному взысканию.
В пункте 6 Порядка взаимодействия Фонда социального страхования Российской Федерации, его исполнительных органов и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при принудительном исполнении постановлений исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователей, а также иных исполнительных документов о взыскании в пользу Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.12.2003г. N 317/280, разъяснено, что действия исполнительного органа Фонда социального страхования по реализации права взыскания недоимки по страховому взносу и пени за счет иного имущества страхователя регламентируются статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскание недоимки по страховым взносам и пени за счет иного имущества страхователя производится по решению руководителя (его заместителя) исполнительного органа Фонда путем направления в течение трех дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения.
Решение о взыскании задолженности обращается к исполнению путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Пунктом 7 указанного Порядка установлено, что постановление о взыскании страхового взноса за счет имущества страхователя направляется судебному приставу-исполнителю сопроводительным письмом, к которому прилагается, в том числе, копия извещения банка о помещении расчетных документов в картотеку (по форме 0401075 - приложение 23 к Положению Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (зарегистрировано Минюстом России 23.12.2002, регистрационный N 4068) с отметкой банка "не оплачено из-за отсутствия средств на сч. N ______").
Как следует из материалов дела, в нарушение п.5 ч.1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве к постановлению от 22.12.2008г. N 41306, направленному заявителем судебному приставу-исполнителю для исполнения, не приложены документы, свидетельствующие о состоянии счетов должника.
Основанием для принятия постановления о взыскании недоимки по страховым взносам за счет имущества N 41306 от 22.12.2008г. явилось утверждение Фонда об отсутствии информации о счетах страхователя.
При этом, доказательства отсутствия информации о счетах страхователя на дату принятия постановления о взыскании за счет имущества не изложены в тексте постановления от 22.12.2008г., не представлены в службу судебных приставов-исполнителей вместе с постановлением и не приложены в материалы дела.
Заявителем в материалы дела представлена лишь выписка из ЕГРЮЛ по ООО "Уральский трикотаж" по состоянию на 26.02.2006г., при этом, раздел выписки о сведениях по банковским счетам страхователя распечатан не в полном объеме, что бесспорно не свидетельствует об отсутствии расчетных счетов общества (л.д. 27-29).
Судом апелляционной инстанции по состоянию на 15.07.2009г. взята выписка из ЕГРЮЛ по данному обществу, которой подтверждается факт наличия действующих записей о расчетных счетах ООО "Уральский трикотаж", что, также не свидетельствует об отсутствии расчетных счетов.
Отсутствие предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона об исполнительном производстве документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и его возврата в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
Ссылка фонда социального страхования на отсутствие информации о счетах страхователя, судом апелляционной инстанции рассмотрена и отклонена, поскольку в силу п. 19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О едином государственном реестре юридических лиц" регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и (или) внесения изменений в государственный реестр бесплатно предоставляет сведения о юридическом лице, предусмотренные в приложении N 2 к Правилам, в том числе, в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Приложение N 2 содержит, в том числе, сведения о банковских счетах юридического лица (подпункт "с" пункта 1).
Довод фонда об отсутствии у него обязанности запрашивать у налогового органа сведения о счетах страхователя является ошибочным, не основанным на нормах права.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что Фонд социального страхования Российской Федерации должен располагать сведениями о счетах должника, при этом, доказательства невозможности запроса указанных сведений у налогового органа и невозможности представления судебному приставу-исполнителю на момент представления своего постановления не представлены ни в суд первой , ни в суд апелляционной инстанций.
Доказательств отсутствия денежных средств на расчетных счетах материалы дела также не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства является правомерным, поскольку постановление от 22.12.2008 N 41419 не соответствует требованиям п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в связи с чем, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, жалоба общества - удовлетворению.
Поскольку согласно п.2 ст.329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений и действий судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается, то вопрос распределения судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Р.А. Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-12527/09
Истец: ГУ СРО Фонда социального страхования РФ - филиал N 15
Ответчик: Чкаловский районный отдел г.Екатеринбурга УФССП по Свердловской области
Заинтересованное лицо: ООО "Уральский трикотаж"
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5361/09