г. Пермь
21 ноября 2008 г. |
Дело N А60-26882/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.11.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Осиповой С.П., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - ФГУП "Верхнетуринский машиностроительный завод": не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - ТУ Роспотребнадзора РФ по Свердловской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СО, территориальный отдел в г.Кушва, г.В.Тура, г.Качканар: Храпова Л.М., паспорт 6500 N 766529, доверенность от 29.04.2008г.,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя -
ФГУП "Верхнетуринский машиностроительный завод"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 октября 2008 года
по делу N А60-26882/08,
принятое судьей Кравцовой Е.А.,
по заявлению ФГУП "Верхнетуринский машиностроительный завод"
к ТУ Роспотребнадзора РФ по Свердловской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СО, территориальный отдел в г.Кушва, г.В.Тура, г.Качканар
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
В Арбитражный суд Свердловской области обратилось Федеральное государственное унитарное предприятие "Верхнетуринский машиностроительный завод" с заявлением об отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г.Кушва, г.Верхняя Тура и г.Качканар (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 09.09.2008г. N 938 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.10.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить. В обоснование жалобы указывает на невиновность организации в совершении административного правонарушения, поскольку деятельность предприятия не связана с осуществлением эксплуатации системы питьевого водоснабжения и обеспечения населения питьевой водой.
Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности, считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.
Представитель административного органа в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции законно, обоснованно и отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, сотрудниками Прокуратуры г.Кушвы совместно с должностными лицами Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г.Кушва, г.Верхняя Тура и г.Качканар проведена проверка ФГУП "Верхнетуринский машиностроительный завод" по вопросу соблюдения требований санитарного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что ФГУП "Верхнетуринский машиностроительный завод" допущены нарушения требований Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001г. N 24. Нарушения требований данных актов выразилось в том, что предприятием не обеспечено осуществление производственного лабораторного контроля качества питьевой воды централизованной системы водоснабжения из Верхнетуринского пруда. В ходе проверки не представлены протоколы лабораторных испытаний, выполненных в истекшем периоде 2008 г. аккредитованными по исследованию качества воды из Верхнетуринского пруда по микробиологическим, вирусологическим показаниям; воды перед подачей в распределительную сеть по соответствующим показателям.
Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 20.08.2008г., на основании которого и.о. прокурора г.Кушва в отношении предприятия вынесено постановление от 21.08.2008г. о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.6.5 КоАП РФ.
09.09.2008г. Главным санитарным врачом по г.Кушва, г.Верхняя Тура и г.Качканар вынесено постановление N 938, которым предприятие привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, организация обратилась с заявлением о его отмене в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого постановления, наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании ст. 11 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В силу положений ст. 19 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001г. N 24 установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Требования санитарных правил распространяются, в том числе на юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечения населения питьевой водой (п.1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01").
Требования СанПиН 2.1.4.1074-01 применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях (п.1.4). При этом п.3.2 указанных санитарных правил установлено, что качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
В соответствии с п.4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой обязано постоянно контролировать качество воды в местах водозабора перед поступлением в распределительную сеть.
Виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть устанавливаются с учетом п.4.4 СанПиН 2.1.4.1074-01.
Административным органом при проведении проверки установлено, что ФГУП "Верхнетуринский машиностроительный завод" осуществляет водозабор из Верхнетуринского пруда, в том числе для обеспечения населения г.Верхняя Тура питьевой водой (пруд является источником для систем централизованного водоснабжения города), а также сбрасывает промстоки в реку Тура. ФГУП "Верхнетуринский машиностроительный завод" представлена программа лабораторных расширенных исследований воды централизованной системы питьевого водоснабжения. Согласно разделам 2 и 3 программы исследований воды ФГУП "Верхнетуринский машиностроительный завод" проводит мероприятия по контролю воды перед подачей в распределительную сеть и контролирует показатели качества воды: микробиологические, паразитологические, органолептические, обобщенные показатели, неорганические и органические вещества, радиологические и вирусологические.
Из материалов дела видно, что право на забор воды, в том числе для населения, представлено заявителю на основании лицензии на водопользование на поверхностные водные объекты серии СВЕ N 00849 от 26.12.2005г., договора на отпуск холодной воды от 19.06.2007г., заключенного между заявителем и ООО "Энергосервис", ФГУП "Верхнетуринский машиностроительный завод" осуществляет водозабор из Верхнетуринского пруда, как для собственных нужд, так и для обеспечения населения г.Верхняя Тура питьевой водой. На основании вышеуказанного договора предприятие осуществляет отпуск воды ООО "Энергосервис" по тарифам, утвержденным решениями Думы городского округа Верхняя Тура от 19.09.2007г. N 135, от 28.11.2007г. N 176. Как установлено административным органом, приложением N 3 к договору определено, что к эксплуатационной ответственности ФГУП "Верхнетуринский машиностроительный завод" относится место водозабора и место перед поступлением в распределительную сеть. В соответствии с указанным договором предприятие является энергоснабжающей организацией и согласно приложению N 1 к указанному договору из распределительной сети вода подается населению города.
Таким образом, предприятие является субъектом, эксплуатирующим систему водоснабжения г.Верхняя Тура: осуществляет водозабор и подачу воды в распределительную сеть, предназначенную для потребления населением в питьевых и бытовых целях, а значит и обязанным соблюдать вышеуказанные санитарные нормы.
Однако в нарушение требований санитарных правил предприятие не произвело производственный контроль качества питьевой воды в местах водозабора и перед подачей в распределительную сеть.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению (п.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Факт нарушения заявителем санитарных правил и норм судом установлен и подтверждается имеющимися в деле документами, в том числе актом проверки от 20.08.2008г., постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.08.2008г., постановлением о назначении административного наказания N 938 от 09.09.2008г..
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о нарушении предприятием требований санитарных правил и о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 6.5 КоАП РФ.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что он не занимается деятельностью по подаче питьевой воды населению города, подлежит отклонению. Как правильно отметил суд первой инстанции, предприятие действительно такую деятельность не осуществляет, но данный факт правового значения для настоящего спора не имеет, поскольку вышеуказанными нормативными правовыми актами обязанность соблюдать СанПиН 2.1.4.1074-01 установлена для всех субъектов, чья деятельность связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечения населения питьевой водой.
В ходе проведенной проверки установлено, что предприятием не обеспечено осуществление производственного лабораторного контроля качества питьевой воды централизованной системы водоснабжения из Верхнетуринского пруда; не представлены протоколы лабораторных испытаний, которые должны быть выполнены в истекшем периоде 2008 г. аккредитованными лабораториями, по исследованию качества воды из Верхнетуринского пруда по микробиологическим, вирусологическим показаниям; воды перед подачей в распределительную сеть по соответствующим показателям.
В соответствии с пунктами 2.4, 4.2, 4.7 СанПиН 2.1.4-1074-01 предусмотрено, что юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды, в соответствии с которой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
Производственный контроль качества питьевой воды, который не был произведен предприятием в соответствии с рабочей программой, осуществляется лабораториями юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.
Доводы заявителя жалобы о том, что он не является субъектом ответственности по ст.6.5 КоАП РФ, основаны на неверном толковании положений законодательства и обоснованно отклонены судом.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что предприятие правомерно привлечено к административной ответственности, оснований для удовлетворения заявленных им требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 октября 2008 г. по делу А60-26882/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГУП "Верхнетуринский машиностроительный завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru .
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-26882/08
Истец: ФГУП "Верхнетуринский машиностроительный завод"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СО, терр.отдел в г.Кушва, г.В.Тура, г.Качканар, ТУ Роспотребнадзора РФ по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8470/08