г. Пермь
13 апреля 2009 г. |
Дело N А60-28078/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Богдановой Р.А., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Азарт Плюс" - Колесников К.О. (дов. от 02.10.2007 года);
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 10 по Свердловской области - Коростелев А.Б. (дов. от 28.01.2009 года),
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Азарт Плюс"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 января 2009 года
по делу N А60-28078/2008,
принятое судьей Шавейниковой О.Э.,
по заявлению ООО "Азарт Плюс"
к Межрайонной ИФНС России N 10 по Свердловской области
об оспаривании актов налогового органа,
установил:
В арбитражный суд обратилось ООО "Азарт Плюс" с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании недействительными уведомлений Межрайонной ИФНС России N 10 по Свердловской области N 09-12/20509 и N 09-12/20510 от 18.08.2008 года об отказе в государственной регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.01.2009 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
В качестве доводов в жалобе указано, что спорные правоотношения являются налоговыми, которые регулируются законодательством о налогах и сборах. ФЗ N 244-ФЗ определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ, в связи с чем, не относится к актам законодательства о налогах и сборах, а значит, не может отменять и изменять обязанности налоговых органов, установленные НК РФ. Указанный ФЗ не устанавливает обязанности налоговых органов в сфере налогообложения, и какие-либо изменения в ст. 366 НК РФ в связи с его принятием внесены не были, следовательно, данный Закон, в рассматриваемом споре, не подлежал применению. Кроме того, решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-6999/2008 установлен факт осуществления налогоплательщиком деятельности в сфере игорного бизнеса до 01.01.2007 года, тогда как наличие или отсутствие у Общества на данный момент игорного заведения не имеет правового значения.
Представитель налогоплательщика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель налогового органа возразил против позиции Общества по мотивам, перечисленным в письменном отзыве, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Азарт Плюс" обратилось в Межрайонную ИФНС России N 10 по Свердловской области с заявлением от 01.08.2008 года о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: Свердловская область г. Первоуральск, ул. Ленина, 39 в количестве двух штук (л.д. 17).
Уведомлениями от 18.08.2008 года N 09-12/20509 и N 09-12/20510 налоговый орган отказал в регистрации указанных объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (л.д. 15-16).
Основанием для отказа в регистрации объектов явились выводы налогового органа о том, что в соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты" с 01.01.2007 года игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах, а также на том основании что указанный Закон не предусматривает возобновления деятельности организаторов азартных игр в случае её временного прекращения после 01.07.2007 года, связанного с ремонтом помещений или возникновения временного несоответствия требованиям закона при замене игровых автоматов (наличие в налоговом периоде менее 50 автоматов).
Считая указанные уведомления незаконными, нарушающими права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, оно обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 01.01.2007 года все объекты налогообложения налогом на игорный бизнес (игровые автоматы), расположенные по адресу: Свердловская область г. Первоуральск, ул. Ленина, 39, были сняты с налогового учёта по инициативе самого ООО "Азарт плюс", то есть на указанную дату налогоплательщик не осуществлял деятельность по организации и проведению азартных игр по данному адресу, тогда как из п. 11 ст. 4 во взаимосвязи с ч. 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ следует, что для продолжения деятельности игорное заведение по состоянию на 01.01.2007 года должно быть действующим, то есть реально вести соответствующую деятельность (игорный бизнес). При этом, судебным актом, вступившим в законную силу, установлен факт регистрации объектов Обществом только в июне 2007 года, который в силу положений ст. 69 АПК РФ вновь доказыванию не подлежит.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно положениям ст. 365 НК РФ плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Общество имеет лицензию на право осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, осуществляет указанную деятельность, в том числе в игорных заведениях, открытых в г. Первоуральске.
В соответствии с п. 2 ст. 366 Кодекса каждый игровой автомат как объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки этого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
В соответствии с п. 6 ст. 366 НК РФ регистрация объектов налогообложения осуществляется налоговым органом в срок не позднее пяти дней со дня представления заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.
Таким образом, положениями главы 29 НК РФ не предусмотрены основания для отказа налоговым органом в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, обращение за регистрацией объектов налогообложения носит предварительный (до начала осуществления деятельности), уведомительный характер.
Ограничения при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации законодателем введены с принятием Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, действующим с 1.01.2007 г. Ограничения, установленные названным Федеральным законом, заключаются в установлении дополнительных требований к организаторам азартных игр и к игорным заведениям.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Таким образом, законодателем наложен запрет на организацию новых игорных заведений после вступления в силу Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. на территориях, не относящихся к игорным зонам.
Требования, предъявляемые к игорным заведениям, предусмотрены ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. Одним из таких требований является наличие в зоне обслуживания участников азартных игр не менее чем пятидесяти игровых автоматов (п. 8 ч. 1 ст. 16). Деятельность игорных заведений, не отвечающая требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. должна быть прекращена до 1.07.2007 г. (п. 6 ст. 16).
Таким образом, игорные заведения, действующие до 1.01.2007 г. и отвечающие требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., вправе осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса в соответствии с имеющейся у них лицензией до 30.06.2009 г. (ч. 4 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г.).
Поскольку игорное заведение в г. Первоуральске по адресу: ул. Ленина, 39 было открыто до 1.01.2007 г. и соответствовало требованиям, предъявляемым действующим законодательством, объекты налогообложения (игровые автоматы) были зарегистрированы налоговым органом в установленном порядке до 1.07.2007 г. и их снятие с учета в декабре 2007 года было обусловлено временным приостановлением деятельности без намерения ее полного прекращения, Общество было вправе продолжить деятельность в сфере игорного бизнеса в названных игорных заведениях после приостановления, предварительно обратившись в налоговый орган с заявлением о регистрации объектов налогообложения в порядке, предусмотренном НК РФ.
При изложенных обстоятельствах, а также принимая во внимание, что в действиях Общества по регистрации игровых автоматов не установлена противоправность, напротив, данные действия направлены на соблюдение порядка регистрации объектов налогообложения, предусмотренного налоговым законодательством, у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в регистрации игровых автоматов по заявлению Общества от 01.08.2008 г.
Поскольку оспариваемые Обществом уведомления об отказе в регистрации игровых автоматов противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса, суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод налогового органа, поддержанный судом первой инстанции о том, что заявление Общества от 01.08.2008 г. о регистрации игровых автоматов следует расценивать как открытие новых игорных заведений, судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащий материалам дела и установленным обстоятельствам. Общество, обратившись за снятием игорных автоматов с учета в налоговом органе в связи с временным приостановлением деятельности, право на занятие предпринимательской деятельностью в сфере игорного бизнеса в открытых им по состоянию на 1.01.2007 г. игорных заведениях и при условии соответствия последних требованиям Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. не утратило.
При этом, факт открытия игорного заведения налогоплательщиком в установленном законодательством порядке до 1.01.2007 г. подтвержден вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.05.2008 г. по делу N А60-6999/2008, которое оставлено в силе Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2008 г. и Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.10.2008 г.
В судебных актах, выносимых по результатам рассмотрения "повторных" исков, когда имеются ссылки на факты, обстоятельства, установленные ранее вынесенным и вступившим в законную силу актах арбитражного суда по другому делу, указания на то, что данные факты и обстоятельства уже исследовались арбитражным судом и получили соответствующую правовую оценку и констатацию, суд признает их не подлежащими доказыванию (преюдициальными) и основывает на них свое решение.
Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ указанный выше судебный акт является основанием для применения принципа преюдиции и исследованные при его вынесении обстоятельства, вновь доказыванию не подлежат.
Между тем, суд первой инстанции не признал выводы указанного судебного акта имеющими преюдициальное значения для рассматриваемого спора, применив принцип преюдиции в отношении решения, вынесенного от 25.08.2008 г. Арбитражным судом Свердловской области по делу N А60-12492/2008 по заявлению ООО "Азарт Плюс" к Межрайонной ИФНС России N 10 по Свердловской области о признании недействительными уведомлений об отказе в регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес, оставленного без изменения Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2008 г. и Постановлением ФАС Уральского округа от 09.02.2009 г., которым в удовлетворении требований Общества отказано.
Выводы суда являются ошибочными, поскольку после вступления решения арбитражного суда от 30.05.3008 г. в законную силу (19.08.2008 года - постановление суда апелляционной инстанции), которым удовлетворены требования налогоплательщика о признании недействительными уведомлений налогового органа об отказе в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес, Инспекция зарегистрировала спорные игровые автоматы, то есть на момент обращения Общества в налоговый орган с заявлением о в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес, уведомления об отказе в удовлетворении которого обжаловались в арбитражном суде в рамках дела N А60-12492/2008, факта регистрации игровых автоматов, который имел место по результатам рассмотрения спора по делу А60-6999/2008, не существовало.
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора, суд первой инстанции должен был руководствоваться выводами арбитражного суда, по результатам рассмотрения дела N А60-6999/2008. При установлении наличия у налогоплательщика права на регистрацию объектов налогообложения на игорный бизнес, которое восстановлено Инспекцией посредством регистрации игровых автоматов, в рамках данного спора, отказ налогового органа зарегистрировать игровые автоматы необоснован.
При этом, суд апелляционной инстанции считает необходимым принять во внимание тот факт, что при наличии у общества зарегистрированных на основании решения суда, подтвердившего наличие игорного заведения на 01.01.2007г., игровых автоматов, отказ в регистрации последующего изменения их количества влечет невозможность соблюдения обществом требований, установленных федеральным законодательством в данной области хозяйственной деятельности.
На основании изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на налоговый орган, который в силу положений п/п 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.01.2009 г. отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Признать недействительными уведомления Межрайонной ИФНС России N 10 по Свердловской области от 18.08.2008 г. NN 09-12/205099, 09-12/20510.
Возвратить ООО "Азарт Плюс" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 000 (Четыре тысячи) руб., уплаченную по платежным поручениям N N 647, 648 от 16.07.2008 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Р.А.Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28078/08
Истец: ООО "Азарт Плюс"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 10 по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1957/09