г. Пермь
25 ноября 2008 г. |
Дело N А50-8134/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.11.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Богдановой Р.А.,
судей Борзенковой И.В., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.
при участии:
от заявителя (Министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края) - Сопина И.В., паспорт 5704 456116, доверенность N 29-08-д от 28.01.2008г.,
от ответчика (ООО "Торговый дом "Элизабет") - Власов С.М., паспорт 5703 449779, доверенность от 24.07.2008г.,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика
ООО "Торговый дом "Элизабет"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 22 сентября 2008 года
по делу N А50-8134/2008,
принятое судьей Трефиловой Е.М.
по заявлению Министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края
к ООО "Торговый дом "Элизабет"
об аннулировании лицензии
установил:
Министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об аннулировании лицензии Д 141190 регистрационный номер 79-2007 от 01.03.2007г., выданной ООО "ТД "Элизабет" на осуществление розничной продажи спиртных напитков и вина в розлив в закусочной по адресу: г. Пермь, Докучаева, 20.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.09.2008г. заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции исходил из того, что в силу п. 3 ст. 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" несвоевременное представление (повторно в течение одного года) лицензиатом деклараций об обороте алкогольной продукции влечет аннулирование лицензии.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает, что общество от подачи сведений не уклонялось, декларации не представлялись только по причине незнания порядка, установленного Постановлением Правительства Пермского края от 09.03.2007г. N 22-П с 01.04.2007г. Однако общество представляло декларацию в порядке Постановления Правительства РФ от 30.12.2005г. N 845 "О представлении сведений об объемах розничной продажи алкогольной продукции для проведения ежегодного сплошного учета объема розничной продажи алкогольной продукции". Указывает, что обществом с момента выдачи лицензии не допущено правонарушений, связанных с реализацией алкогольной продукции, или иных нарушений правил торговли, выявленным нарушением не причинен экономический ущерб интересам РФ и ее субъектам, не нарушены права потребителей, в связи с чем считает применение такой меры как аннулирование лицензии необоснованным. Считает, что оно не совершало повторного в течение года нарушения лицензионных правил общество, т.к. не получало от лицензирующего органа представлений об устранении данного нарушения.
Министерство представило письменный отзыв на жалобу, согласно которому против ее доводов возражает, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проведены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
Как следует из материалов дела, ООО "Торговый дом "Элизабет" осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в закусочной по адресу: 6140031, г.Пермь, ул. Докучаева, 20, на основании лицензии Д 141190 регистрационный номер 79-2007 от 01.02.2007г., выданной Министерством торговли Пермского края (л.д. 9).
Министерством развития торговли и предпринимательства Пермского края 07.06.2008г. было принято решение о подаче в арбитражный суд заявления об аннулировании указанной лицензии в связи с непредставлением деклараций о розничной продаже алкогольной продукции за 6 месяцев, 9 месяцев и 12 месяцев 2007 г. (л.д. 11-12). Министерство направило обществу уведомление 07.06.2008г. о принятии указанного решения (л.д. 13-15).
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Пунктом 1 ст. 11 Закона установлено, что оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
Согласно п. 3 ст. 20 Закона лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
В соответствии с абз. 9 п. 3 ст. 20 Закона одним из оснований для аннулирования лицензии в судебном порядке является повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 6 Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установления порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.
Постановлением Правительства Пермского края от 09.03.2007г. N 22-П "О декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Пермского края" утвержден Порядок предоставления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции на территории Пермского края, согласно которому в обязанности лицензиата входит ежеквартальное представление в лицензирующий орган деклараций о розничной продаже алкогольной продукции в пятнадцатидневный срок после окончания отчетного квартала нарастающим итогом с начала года и в целом за год.
Пунктом 7 указанного Порядка предусмотрено, что декларации представляются в течение всего периода действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с момента ее получения до момента окончания срока ее действия, в том числе и при отсутствии ведения лицензиатом деятельности по розничной продаже алкогольной продукции. Приостановление действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не освобождает лицензиата от представления декларации.
Согласно п.8 Порядка подтверждением представления декларации в исполнительный орган государственной власти Пермского края, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, является наличие на соответствующей копии декларации отметки о принятии с указанием даты и подписи должностного лица, принявшего декларацию.
Из материалов дела следует и обществом не оспаривается, что оно не представило в лицензирующий орган декларации о розничной продаже алкогольной продукции за 6 месяцев, 9 месяцев и 12 месяцев 2007 г.
Довод общества о том, что оно не совершало повторного в течение года нарушения лицензионных правил, т.к. не получало от лицензирующего органа представлений об устранении данного нарушения, является несостоятельным, обществом не были представлены декларации за несколько отчетных периодов - 6 месяцев, 9 месяцев и 12 месяцев 2007 г., а непредставление деклараций трижды в течение года является повторным нарушением установленных требований.
Общество указывает, что совершило данное нарушение по причине незнания порядка, установленного Постановлением Правительства Пермского края от 09.03.2007г. N 22-П.
Указанные доводы общества следует признать несостоятельными, поскольку Постановление Правительства Пермского края от 09.03.2007г. N 22-П: было опубликовано в установленном порядке и размещено на сайте Министерства, т.е. являлось доступным для всех заинтересованных лиц.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Пермского края от 24.07.2006г. N 3-П "О порядке вступления в силу актов Правительства Пермского края, актов Председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края" указанное постановление N 22-П официально опубликовано в областном еженедельнике "Досье 02", N 11, 23.03.2007г., который является общедоступным источником средств массовой информации, а также в целях информирования неопределенного круга лиц было размещено на официальном сайте Министерства развития торговли и предпринимательства Пермского края.
В любом случае организация при реализации алкогольной продукции обязана соблюдать требования Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в п. 3 ст. 20 которого указано на то, что повторное в течение одного года несвоевременное представление деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в лицензирующий орган является основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке.
Следовательно, общество должно было располагать информацией о необходимости представления деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта и наличии ответственности за их непредставление.
Ссылка общества на представление декларации в порядке Постановления Правительства РФ от 30.12.2005г. N 845 "О представлении сведений об объемах розничной продажи алкогольной продукции для проведения ежегодного сплошного учета объема розничной продажи алкогольной продукции" также является несостоятельной, поскольку отчетность, представляемая в целях учета объема розничной продажи алкогольной продукции, не является декларацией и представляется в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики, но не в орган лицензирующий орган субъекта РФ - Министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что общество не проявило необходимую степень заботливости и осмотрительности, пренебрежительно отнеслось к исполнению возложенных на него обязанностей, неоднократно нарушив требования законодательства. Декларации о розничной продаже алкогольной продукции за указанные отчетные периоды не представлены в лицензирующий орган до настоящего времени.
В соответствии с позицией Пленума ВАС РФ, изложенной 20 Постановления от 02.06.2004г. N 10, при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Соразмерность меры государственного принуждения (аннулирование лицензии) допущенному нарушению (повторное в течение года непредставление деклараций о розничной продаже алкогольной продукции в лицензирующий орган) установлена п. 3 ст. 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", при этом указанная норма не предусматривает какой-либо альтернативной меры, либо смягчения установленной меры, следовательно, аннулирование лицензии является соответствующей мерой реагирования в случае повторного в течение года непредставление деклараций о розничной продаже алкогольной продукции в лицензирующий орган.
На основании изложенного несовершение обществом иных правонарушений, связанных с реализацией алкогольной продукции либо и ненарушение иных правил торговли, не может рассматриваться в качестве оснований, исключающих ответственность, предусмотренную п. 3 ст. 20 Закона.
Кроме того, обществом указанные декларации о розничной продаже алкогольной продукции не представлены в лицензирующий орган до настоящего времени.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что применение к обществу в данном случае такой меры, как аннулирование лицензии, отвечает требованиям справедливости и соразмерности, а также является необходимой мерой для защиты экономических интересов Российской Федерации.
На основании вышеизложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22.09.2008г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Р.А. Богданова |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8134/2008-А8
Истец: Министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края
Ответчик: ООО "Торговый дом "Элизабет"
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8586/08