г. Пермь
03 сентября 2008 г. |
Дело N А60-14381/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.09.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.09.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Нилоговой Т.С.,
Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колмогорцевой И.Н.,
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "РК "Оборонснабсбыт": Климова Л.А. (паспорт серии 6505 N 215798, доверенность от 19.12.2007г.),
от заинтересованного лица Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе: Орехов Н.А. (удостоверение N 120, доверенность от 29.08.2008г.),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 июля 2008 года по делу N А60-14381/2008,
принятое судьей С.О. Ивановой,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "РК "Оборонснабсбыт"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РК "Оборонснабсбыт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе (далее - отделение, административный орган) от 09.06.2008 N 01(02-08/28) о прекращении производства по делу об административном правонарушении, согласно которому производство по делу об административном правонарушении N 02-08/28, возбужденное в отношении общества по ст. 15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.06.2008г. (резолютивная часть решения объявлена 10.06.2008г.) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, отделение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы отделение указывает на доказанность в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, поскольку обязанность по представлению в отделение уведомления владельцам обыкновенных акций ОАО "Оборонснабсбыт" о праве требовать выкупа принадлежащих им акций, предусмотренная ч. 1 ст. 84.9 Закона об акционерных обществах, обществом не исполнена. При этом отделение считает, что совершенное обществом правонарушение обоснованно признано им малозначительным.
Представитель отделения в судебном заседании доводы жалобы поддержал, считает, что оснований для признания оспариваемого постановления незаконным у суда первой инстанции не имелось.
Общество с апелляционной жалобой не согласно по основаниям, указанным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.28 КоАП РФ.
Представитель общества в судебном заседании доводы отзыва поддержал, считает, что состав вменяемого правонарушения в действиях общества отсутствует.
Законность и обоснованность оспариваемого решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, при осуществлении контроля за соблюдением обществом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах отделением установлены факты непредставления обществом в установленный срок в отделение уведомления владельцам обыкновенных акций ОАО "Оборонснабсбыт" о праве требовать выкупа принадлежащих им акций.
По результатам проверки, оформленной актом от 05.05.2008, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 23.05.2008 по признакам правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст.15.28 КоАП РФ, и вынесено постановление от 09.06.2008 N 01(02-08/28) о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. При этом указанным постановлением заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении лицом, которое приобрело более 30 процентов акций открытого акционерного общества, правил их приобретения.
Полагая, что указанное постановление вынесено незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем признал оспариваемое постановление незаконным.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Федеральным законом от 26.12.95 N 208 "Об акционерных обществах" установлены, в том числе, правила приобретения акций открытого акционерного общества.
Согласно п.1 ст.84.2 Федерального закона от 26.12.95 N 208 "Об акционерных обществах" лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение).
В соответствии с п.п.1,2 ст.84.7 указанного Закона лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества, предусмотренных пунктом 1 статьи 84.2 настоящего Федерального закона, или обязательного предложения стало владельцем более 95 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции открытого общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции открытого общества, по требованию их владельцев.
Указанное лицо в течение 35 дней с даты приобретения соответствующей доли ценных бумаг обязано направить владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права.
В то же время, в соответствии с п.1 ст.84.9 указанного Закона уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг, предусмотренное статьей 84.7 настоящего Федерального закона, до направления их в открытое общество представляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (предварительное уведомление).
Вместе с тем, в силу п.9 ст.84.7 указанного Закона лицо, которое в результате обязательного предложения стало владельцем более 95 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, вместо исполнения обязанностей, указанных в пунктах 1 - 7 настоящей статьи, вправе направить в открытое общество требование о выкупе ценных бумаг в соответствии со статьей 84.8 настоящего Федерального закона.
При этом лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, обязано выполнить требования владельцев ценных бумаг о выкупе принадлежащих им ценных бумаг, предъявленные в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи до направления лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в открытое общество требования о выкупе ценных бумаг в соответствии со статьей 84.8 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ст.84.8 указанного Закона лицо, указанное в пункте 1 статьи 84.7 настоящего Федерального закона, вправе направить в открытое общество требование о выкупе указанных ценных бумаг в течение шести месяцев с момента истечения срока принятия добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества, предусмотренных пунктом 1 статьи 84.2 настоящего Федерального закона, или обязательного предложения, если в результате принятия соответствующего добровольного предложения или обязательного предложения было приобретено не менее чем 10 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона. Требование о выкупе ценных бумаг направляется владельцам выкупаемых ценных бумаг через открытое общество.
При этом согласно п.1 ст.84.9 Федерального закона "Об акционерных обществах" требование о выкупе ценных бумаг, предусмотренное статьей 84.8 настоящего Федерального закона, до направления их в открытое общество также представляется в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу ст.15.28 КоАП РФ нарушение лицом, которое приобрело более 30 процентов акций открытого акционерного общества, правил их приобретения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Судом первой инстанции установлены, материалами дела подтверждаются и сторонами не оспариваются следующие обстоятельства.
03.12.2007 заявителем в адрес ОАО "Оборонснабсбыт" направлено обязательное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО "Оборонснабсбыт".
В соответствии с п.4.1 обязательного предложения ООО "РК "Оборонснабсбыт" совместно с его аффилированными лицами принадлежало 564886 обыкновенных акций ОАО "Оборонснабсбыт", что составляло 88,84% от общего количества размещенных ОАО "Оборонснабсбыт" обыкновенных акций.
Согласно п.6.3.1 обязательного предложения срок принятия обязательного предложения 70 дней с момента его получения ООО "РК "Оборонснабсбыт" (с 27.12.2007).
По итогам принятия обязательного предложения, срок которого закончился 06.03.2008, заявитель приобрел 67885 размещенных ОАО "Оборонснабсбыт" обыкновенных акций и стал совместно с его аффилированными лицами владельцем 99,52% от общего количества размещенных ОАО "Оборонснабсбыт" обыкновенных акций.
Заявителем 03.04.2008 в административный орган был представлен отчет об итогах принятия обязательного предложения о приобретении ценных бумаг, а 05.05.2008 - требование о выкупе ценных бумаг.
В связи с изложенным, с учетом вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вместо выполнения обязанностей по направлению владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомления о наличии у них такого права, приобретатель вправе направить в открытое акционерное общество требование о выкупе ценных бумаг в порядке, предусмотренном ст.84.8 указанного Федерального закона, но обязан выполнить требования владельцев ценных бумаг, заявленные ими до того, как он предъявил свое требование о выкупе, равно как и до направления требования о выкупе ценных бумаг в открытое общество обязан представить его в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Поскольку судом первой инстанции установлено, что в порядке п.п.1-7 ст.84.7 указанного Закона владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права заявителем не направлялось, а в рамках реализации процедуры обязательного предложения и в порядке п.9 ст.84.7 Федерального закона N 208-ФЗ в ОАО "Оборонснабсбыт" было направлено требование от 04.05.2008 о выкупе ценных бумаг в соответствии со статьей 84.8 настоящего Федерального закона, полученное ОАО "Оборонснабсбыт" 22.05.2008г., при этом, до его направления в открытое общество, указанное требование от 04.05.2008 было представлено заявителем в отделение, суд первой инстанции обоснованно указал, что событие правонарушения, выразившееся в нарушении правил приобретения акций открытого акционерного общества, в действиях общества отсутствует, поскольку направление в порядке ст. 84.8 Федерального закона "Об акционерных обществах" требования о выкупе ценных бумаг применительно к положениям п.9 ст.84.7 Закона с соблюдением предусмотренных для этого условий не влечет возникновение у заявителя обязанности направить в порядке п.1 ст.84.7 Закона владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомления о наличии у них такого права, а соответственно, не влечет обязанности по направлению предварительного уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг в административный орган.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал на недоказанность содержащихся в оспариваемом постановлении выводов административного органа о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем с учетом того, что оспариваемым постановлением в действиях общества установлен состав вменяемого ему административного правонарушения, оспариваемое постановление правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются на основании вышеизложенного.
Суд первой инстанции также обоснованно указал, что право заявителя на оспаривание в арбитражном суде постановлений административных органов, согласно которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, но не привлечен к административной ответственности, не может быть ограничено буквальным толкованием отдельных положений параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При таких результатах административного производства судебная защита прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, гарантирована Конституцией Российской Федерации и процессуальным законом (часть 1 статьи 29.9, часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ, часть 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 46 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 июля 2008 года по делу N А60-14381/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий: |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Т.С. Нилогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-14381/2008-С8
Истец: ООО "РК "Оборонснабсбыт"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6046/08