г. Пермь
26 августа 2009 г. |
Дело N А71-7417/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Богдановой Р.А.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.
при участии:
от заявителя (ОАО "Агрокомплекс" ) - не явился, извещен,
от заинтересованных лиц (1.Воткинский РОСП УФССП РФ по Удмуртской Республике, 2. Управление Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике) - не явились извещены,
от третьего лица (Межрайонная ИФНС России N 3 по Удмуртской Республике) - не явилось, извещено,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Воткинского РОСП УФССП РФ по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 июня 2009 года
по делу N А71-7417/2009,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.
по заявлению ОАО "Агрокомплекс"
к Воткинскому РОСП УФССП РФ по Удмуртской Республике, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике
третье лицо: Межрайонная ИФНС России N 3 по Удмуртской Республике
об уменьшении исполнительского сбора, приостановлении действия исполнительского производства
установил:
ОАО "Агрокомплекс" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора, подлежащего взысканию по постановлению судебного пристава-исполнителя Воткинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Кобяковой М.С. от 16.04.2009г. о взыскании исполнительского сбора в сумме 242 215 руб. 32 коп., возбужденного на основании исполнительного производства N 94/26/12160/15/2009, определив размер исполнительского сбора в сумме 183 661 руб. 49 коп.; о приостановлении исполнительного производства в части взыскания суммы исполнительского сбора по постановлению судебного пристава- исполнителя Воткинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, Кобяковой М.С. от 16.04.2009г.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.06.2009г. заявленные требования удовлетворены частично, исполнительский сбор уменьшен до 181 661 руб. 49 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда в части снижения размера исполнительского сбора, отдел службы судебных приставов обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает, что должник не представил доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие непреодолимой силы. В связи с этим у суда первой инстанции оснований для снижения исполнительского сбора в порядке п. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не имелось.
УФССП по УР, ООО "Агрокомплекс", налоговый орган письменные отзывы на жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, представителей для участия в судебном заседании не направили, что в порядке ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения спора в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.266, п. 5 ст. 268 АПК РФ в пределах доводов жалобы, при отсутствии возражений сторон.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного документа - постановления Межрайонной ИФНС России N 3 по УР N 201 от 19.03.2009г. судебным приставом - исполнителем 24.03.2009г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 94/26/12160/15/2009 о взыскании с ОАО "Агрокомплекс" в пользу Межрайонной ИФНС России N 3 по УР налога, пени, штрафа в размере 4352876 руб. 80 коп.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом - исполнителем 16.04.2009г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7 процентов от взыскиваемой по исполнительному документу суммы, что составило 242 215 руб. 32 коп.
Полагая, что взыскание исполнительского сбора в указанном размере является необоснованным, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции указал, что общество является сельскохозяйственным предприятием, финансовое положение общества является затруднительным, в связи с чем заявление ОАО "Агрокомплекс" об уменьшении исполнительского сбора на основании ч.7 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" подлежит удовлетворению в части уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть, а именно до 181 661 руб. 49 коп.
Данный вывод суда первой инстанции является правомерным.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (п.1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п.2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (п.3).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (п.6).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (п.7).
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что снижение исполнительского сбора возможно только при наличии обстоятельств непреодолимой силы, основаны на неверном толковании закона.
При рассмотрении заявления о снижении исполнительского сбора суду следует исследовать вопрос вины должника, устанавливать наличие обстоятельств, которые препятствовали своевременному исполнению требований исполнительного документа, размер исполнительского сбора может быть снижен судом при наличии соответствующих оснований.
Судом первой инстанции такие основания установлены.
ОАО "Агрокомплекс" в материалы дела представлен бухгалтерский баланс за 1 квартал 2009 г., из которого следует, что у общества на начало отчетного периода кредиторская задолженность составляла 89 051 000 руб., тогда как на конец отчетного периода кредиторская задолженность возросла и составила 102 989 000 руб. Увеличение задолженности произошло по всем параметрам обязательств общества, так задолженность перед поставщиками составила 61 801 000 руб., задолженность перед персоналом 9 159 000 руб., задолженность по налогам и сборам 10 569 000 руб.
Общество является сельскохозяйственной организацией, т.к. согласно Уставу, основным видом деятельности ОАО "Агрокомплекс" является производство продукции животноводства и растениеводства, производство мясных продуктов, переработка сельскохозяйственной продукции.
Наличие данных обстоятельств заявителем жалобы не опровергнуто, доказательств иного суду первой и апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, правомерно и обоснованно пришел к выводу о возможности снижения исполнительского сбора на одну четверть.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.06.2009г. в части снижения исполнительского сбора оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты его вынесения через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий: |
Р.А. Богданова |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7417/2009-А24
Истец: ОАО "Агрокомплекс"
Ответчик: Управление Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике, Воткинский РОСП УФССП РФ по Удмуртской Республике
Заинтересованное лицо: Межрайонная ИФНС России N 3 по Удмуртской Республике