Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2011 г. N 18АП-1996/2011
г. Челябинск
22 марта 2011 г. |
N 18АП-1996/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена.
16 марта 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен
22 марта 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Фотиной О.Б., Мальцевой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Юмагуеной М.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая компания "Интегро" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11 января 2011 года по делу N А07-15884/2010 (судья Полтавец М.В.).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Производственно-торговая компания "Интегро" (далее - истец, ООО ПТК "Интегро", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Казенному предприятию Республики Башкортостан "Республиканское управление капитального строительства" (далее - ответчик, предприятие) и Министерству здравоохранения Республики Башкортостан (далее - ответчик, министерство) о солидарном взыскании: по государственному контракту N 0558-03 от 13.10.2009 основного долга в размере 99 451 руб., расходов по уплате государственной пошлины и представительских расходов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Башкортостан и Государственное учреждение - Уфимский научно-исследовательский институт глазных болезней Академии Наук Республики Башкортостан (далее - третьи лица).
Решением суда от 11 января 2011 года (резолютивная часть решения объявлена 27.12.2010) в удовлетворении исковых требований обществу отказано.
Истец не согласился с таким решением и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе общество просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым иск удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает на то, что в соответствии с условиями контракта, цена которого равна 99 451 руб., оплата поставки товара (жалюзи) обеспечивается заказчиком-застройщиком. Общество свои обязательства по поставке товара выполнило, что видно из товарной накладной N 891 от 16.10.2009 - товар поставлен, смонтирован. Обществом выставлена счет-фактура, акт приема-передачи был оставлен на объекте для подписания.
Отметка в товарной накладной "груз получил" является фактическим доказательством поставки товара на объект. Отсутствие акта приема-передачи товара у поставщика не указывает на не поставку товара.
Кроме того, факт поставки товара на объект ответчиками не оспаривается, что следует из текстов их отзывов на иск.
Отзывы на апелляционную жалобу от предприятия и третьих лиц в материалы дела не поступили.
Министерство представило письменный отзыв на жалобу, по мотивам которого отклонило ее доводы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание стороны и третьи лица не явились. Министерство просило рассмотреть жалобу в свое отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Кодекса, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Министерством здравоохранения Республики Башкортостан (государственный заказчик), Казенным предприятием Республики Башкортостан "Республиканское управление капитального строительства" (заказчик-застройщик) и обществом с ограниченной ответственностью Производственно-торговая компания "Интегро" (поставщик) подписан государственный контракт N 0558-03 от 13.10.2009, в соответствии с пунктом 1.1 которого поставщик обязуется произвести поставку жалюзи (далее - товар) для оснащения объекта: "Реконструкция здания (корпуса N1 и N2) НИИ глазных болезней, ул. Пушкина, 90, г. Уфа", согласно прилагаемой спецификации (приложение N1), являющейся неотъемлемой частью контракта (т. 1, л.д. 15-20).
Срок поставки оборудования в течение 10 дней со дня подписания сторонами контракта. Досрочная поставка разрешена по согласованию с заказчиком-застройщиком (пункт 3.1 контракта).
Согласно пункту 4.1 контракта поставка товара осуществляется единовременно - частями не допускается.
В целях фиксации фактов исполнения поставщиком его обязательств по поставке товара в срок, поставщик передает заказчику-застройщику подписанный акт приема-передачи товара, в котором отражен момент поставки и количество единиц товара, переданных поставщиком заказчику-застройщику (пункт 4.2 контракта).
В силу пункта 4.3 контракта заказчик-застройщик в течение 3 рабочих дней со дня получения акта приема-передачи подписывает его либо дает мотивированный отказ в письменной форме.
Прием товара по количеству и качеству осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7 (пункт 4.4 контракта).
Доставка, монтаж и пуско-наладочные работы товара на объект должны осуществляться в рабочие дни рабочее время (пункт 4.5 контракта).
Раздел 2 контракта регламентирует обязанности сторон контракта.
Так, в соответствии с пунктом 2.1 контракта государственный заказчик: обеспечивает на основе представленных заказчиком-застройщиком документов, предоставление в Министерство финансов Республики Башкортостан документов, необходимых для финансирования поставки товара по контракту (подпункт 2.1.1); осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием выделяемых на финансирование контракта капитальных государственных вложений, за соблюдение контрактной дисциплины (подпункт 2.1.2).
Заказчик-застройщик в силу пункта 2.2 контракта обязуется: принять товар в порядке, установленном контрактом (подпункт 2.2.1); обеспечить подготовку помещений к монтажу оборудования (подпункт 2.2.2); обеспечить оплату принятого товара в порядке, установленном контрактом (подпункт 2.2.3).
Поставщик на основании пункта 2.3 контракта обязуется: передать товар и относящиеся к нему принадлежности и документы на территории строительного объекта заказчика-застройщика, указанного в п. 1.1 контракта (подпункт 2.3.1); осуществить отгрузку, перевозку товара за свой счет, на объект заказчика-застройщика, указанном в пункте 1.1 контракта, в сроки, предусмотренные пунктом 3.1 контракта (подпункт 2.3.2); передать товар по качеству и количеству, соответствующим условиям контракта, в упаковке, исключающей возможность порчи товара при его транспортировке и хранении (подпункт 2.3.3); предоставить заказчику-застройщику счет-фактуру, товарно-транспортную накладную, сертификаты соответствия на поставленный товар с указанием наименования товара на русском языке (подпункт 2.3.4); за свой счет произвести монтаж поставленного товара в течение 5 дней с момента получения письменного уведомления о готовности помещения со стороны заказчика-застройщика (подпункт 2.3.5).
Общество, представив с иском счет-фактуру N 865 от 16.10.2009 на три наименования товара: жалюзи горизонтальные, жалюзи вертикальные тканевые, жалюзи вертикальные пластиковые, на общую сумму 99 451 руб., где продавец - ООО ПТК "Интегро", грузополучатель - Казенное предприятие Республики Башкортостан "Республиканское управление капитального строительства", подписанную только истцом, а также товарную накладную N 891 от 16.10.2009 на те же три наименования товара на общую сумму 99 451 руб., где поставщик - ООО ПТК "Интегро", грузополучатель и плательщик - Казенное предприятие Республики Башкортостан "Республиканское управление капитального строительства", основание - государственный контракт N 0558-03 от 13.10.2009 (т. 1, л.д. 21, 22-23), посчитало свои обязательства по названному контракту исполненным.
Поскольку, как полагает истец, ответчики свои обязательства по оплате поставленного товара не исполнили - оплату не произвели, общество претензиями от 28.04.2010 N 0128 и 0129 министерству (получена 30.04.2010) и предприятию (получена 04.05.2010) соответственно предложило погасить задолженность по контракту в кратчайшие сроки (т. 1, л.д. 11-12, 13-14, 10). Претензии оставлены ответчиками без ответа.
Отсутствие добровольного погашения суммы задолженности явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, с учетом требований статей 525, 526 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ. Оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) руководствовался тем, что факт выполнения обязательств (поставки товара) по государственному контракту истцом не доказан, в связи с чем, у ответчиков обязательство оплатить цену контракта перед общество не возникло.
Выводы суда первой инстанции являются правильным, основанными на материалах дела и требованиях закона.
Установив из анализа условий государственного контракта N 0558-03 от 13.10.2009, что стороны согласовали все существенные условия, предъявляемые законом к данному виду договора (статьи (статьи 431, 432, 455, 486, 506, 516, 525, 526, 531 ГК РФ), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец не представил доказательств выполнения своих обязательств в полном объеме в соответствии с условиями контракта.
В силу пункта 1 статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями (часть 1 статьи 516 ГК РФ).
В соответствии со статьей 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 ГК РФ).
На основании положений статьи 531 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 настоящего Кодекса. В случаях, когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным или муниципальным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, и иных правовых актов.
Согласно статье 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Доводы ООО ПТК "Интегро", изложенные в апелляционной жалобе, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Порядок исполнения обязательств сторонами контракта четко в нем прописан - раздел 2 государственного контракта N 0558-03 от 13.10.2009.
Из данного раздела следует, что именно заказчик-застройщик (предприятие) обязано принять и оплатить обществу поставленный товар. Поэтому требование об оплате к министерству предъявлено неосновательно.
Как указано в части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
При этом, подпунктом 2.3.4 контракта поставщик принял на себя обязательство предоставить заказчику-застройщику счет-фактуру, товарно-транспортную накладную, сертификаты соответствия на поставленный товар с указанием наименования товара на русском языке.
Пунктом 4.4 контракта также предусмотрено оформление приема товара в соответствии с поименованными Инструкциями, соответственно пункты 11 и 13 которых гласят, что приемка продукции производится лицами, уполномоченными на то руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя. Эти лица несут ответственность за строгое соблюдение правил приемки продукции.
Из дела усматривается, что счет-фактура N 865 от 16.10.2009 на общую сумму 99 451 руб., подписана только директором и главным бухгалтером истца - доказательств ее предоставления заказчику-застройщику в материалы дела не представлено, а предприятие этот факт отрицает.
Также из дела видно, что товарная накладная N 891 от 16.10.2009 на общую сумму 99 451 руб. подписана лишь директором и главным бухгалтером общества, скреплена печатью ООО ПТК "Интегро". Но, со стороны грузополучателя, каковым по условиям контракта может являться только надлежащий представитель заказчика-застройщика, в графе "груз принял" расписался некто Газизов Р.М. При этом его полномочия представлять интересы предприятия в связи с исполнением контракта ничем не подтверждены, даты приемки товара накладная не содержит, как и отсутствует в ней печать заказчика-застройщика.
Кроме того, условиями контракта четко предусмотрено, что исполнение поставщиком факта поставки товара в срок фиксируется соответствующим актом приема-передачи, составляемым между поставщиком и заказчиком-застройщиком.
Исходя из условий контракта, общество приняло на себя обязательство не только поставить жалюзи, но и за свой счет смонтировать их.
Доказательств наличия у указанного лица (Газизова) соответствующих полномочий, составление акта приема-передачи, производство монтажа жалюзи, в нарушение статьи 65 АПК РФ, ответчиком судам обеих инстанций не представлено.
Данные обстоятельства подробно исследованы судом первой инстанции с правильными выводами, оснований для переоценки которых у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, обществом не представлено в дело надлежащим первичных документов, подтверждающих поставку товара во исполнение контракта в соответствии с зафиксированными в нем условиями и требованиями к первичным документам, в связи с чем, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Ссылка ООО ПТК "Интегро" на то, что ответчики в своих отзывах на иск фактически признавали факт поставки жалюзи, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку из этих процессуальных документов такой однозначный вывод сделать невозможно - ответчики в своих отзывах исковые требования не признавали (т. 1, л.д. 27-29, 31-33). Министерство в своем отзыве лишь ссылалось на то обстоятельство, что согласно контракту обязанность оплачивать поставленный товар лежит на заказчике-застройщике, каковым министерство не является, поэтому считает себя ненадлежащим ответчиком. Но, факт поставки или не поставки по настоящему спору министерство в этом документе не признает и не отрицает.
При указанных обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11 января 2011 года по делу N А07-15884/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая компания "Интегро" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Т.В. Мальцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-15884/2010
Истец: ООО ПТК "Интегро"
Ответчик: Казенное предприятие РБ "Республиканское управление капитального строительства", Министерство здравоохранения РБ
Третье лицо: ГУ Уфимский НИИ глазных болезней Академии Наук РБ, Министерство финансов РБ