Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2011 г. N 14АП-1063/2011
г. Вологда
22 марта 2011 г. |
Дело N А44-4303/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
при участии от Федерального государственного учреждения "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации Котяша Р.Н. по доверенности от 28.09.2010 N 194,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 декабря 2010 года по делу N А44-4303/2010 (судья Янчикова Н.В.),
установил
Федеральное государственное учреждение "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации (далее - агентство, ФГУ "РЭА" Минэнерго России) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области (далее - территориальное управление, ТУ Росимущества) о признании недействительным распоряжения от 21.06.2010 N 101-р как несоответствующего пункту 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункту 4.6 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400 (далее - Положение о Минэнерго России).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Минэнерго России.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 21 декабря 2010 года в удовлетворении требований агентства отказано.
ФГУ "РЭА" Минэнерго России с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на нарушение своих прав и законных интересов, так как утрачена возможность получения дополнительного бюджетного финансирования, выполнения на территории Новгородской области государственных задач и функций, возложенных Правительством Российской Федерации. Считает, что ТУ Росимущества обязано согласовать изъятие недвижимого имущества с Минэнерго России, которому предоставлены полномочия собственника в отношении этого имущества; изъято все недвижимое имущество, в том числе которое не является излишним, неиспользуемым или используемые не по назначению; предлагаемые для осуществления деятельности филиала учреждения помещения площадью 98,4 кв.м недостаточны для размещения сотрудников и оборудования.
ТУ Росимущества в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.
Минэнерго России отзыв на жалобу не представило.
Территориальное управление и Минэнерго России надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя агентства, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Тверской области от 06.01.2000 N 6 Федеральному государственному учреждению "Новгородский центр научно - технической информации" (далее - ФГУ "Новгородский ЦНТИ") передано в оперативное управление недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д. 6 (свидетельство о внесении в реестр федерального имущества от 11.01.2000, реестровый номер 05300188).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.05.2006 N 324 реорганизовано федеральное государственное учреждение "Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития" Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (далее - объединение, ФГУ "Объединение "Росинформресурс Минпромэнерго РФ") и региональные центры научно-технической информации, являющиеся федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, путем их присоединения к объединению в качестве его структурных подразделений.
В соответствии с распоряжением ТУ Росимущества от 20.12.2006 N 336-р, приказом Минпромэнерго РФ от 06.07.2006 N 151, приказами ФГУ "Объединение "Росинформресурс Минпромэнерго РФ" от 02.02.2007, 01.04.2007, 17.04.2007 ФГУ "Новгородский ЦНТИ" передало имущество указанному объединению.
Спорное здание с гаражом кирпичным, расположенное по адресу: г. Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д. 6, общей площадью 690,8 кв.м внесено в реестр федерального имущества.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 1855-р ФГУ "Объединение "Росинформресурс Минпромэнерго РФ" отнесено к ведению Минэнерго России.
В дальнейшем приказом Минэнерго России от 16.12.2009 N 560 данное объединение переименовано в ФГУ "РЭА" Минэнерго России.
В связи с неиспользованием, а также использованием федерального имущества с нарушениями действующего законодательства, установленными неоднократно в ходе проверок, ТУ Росимущества распоряжением от 21.06.2010 N 101-р изъяло из оперативного управления агентства объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д. 6 - административное здание общей площадью 793,6 кв.м, основной 535,2 кв.м и здание гаража общей площадью 95,6 кв.м.
ФГУ "РЭА" Минэнерго России не согласилось с указанным ненормативным актом и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу статьи 216 ГК РФ право оперативного управления является вещным правом на имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
В пункте 5 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закон N 122-ФЗ государственная регистрация возникшего до введения в действие этого Закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие названного Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие указанного Закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Согласно статье 4 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие названного Закона, подлежат обязательной государственной регистрации. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество.
Таким образом, если право оперативного управления на спорное имущество возникло после вступления в силу данного Закона, оно в силу статьи 4 этого Закона является юридически действительным только при осуществлении государственной регистрации.
В рассматриваемом случае право оперативного управления на спорное имущество не было зарегистрировано, следовательно, указанное право, за защитой которого агентство обратилось в арбитражный суд, у него не возникло.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что распоряжаться имуществом может собственник либо лицо, которому имущество передано собственником в установленном законом порядке.
На основании пункта 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Как указывалось выше, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о его закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1 статья 299 ГК РФ).
Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия у учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 296 ГК РФ собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Исходя из смысла и содержания статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ следует, что в отношении имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, допускается изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.
Материалами настоящего дела подтверждается наличие фактов неиспользования, а также использования федерального имущества с нарушением действующего законодательства, что послужило основанием для принятия оспариваемого распоряжения.
Не принимается во внимание ссылка агентства на пункт 4.6 Положения о Минэнерго России, так как действующим законодательством не предусмотрено возложение на Росимущество обязанности по согласованию своих полномочий по управлению федеральным имуществом с соответствующими министерствами.
Для выполнения на территории Новгородской области государственных задач и функций в адрес ФГУ "РЭА" Минэнерго России направлен проект договора о передаче агентству в безвозмездное пользование нежилых помещений для размещения его филиала.
Вопрос недостаточности площади указанных помещений для размещения сотрудников и оборудования не входит в предмет спора по настоящему делу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал ФГУ "РЭА" Минэнерго России в удовлетворении требований, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы агентства отказано, расходы по госпошлине с ТУ Росимущества в его пользу взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 декабря 2010 года по делу N А44-4303/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-4303/2010
Истец: ФГУ "РЭА" Минэнерго России
Ответчик: Территориальное управление Росимущества в Новгородской области
Третье лицо: Министерство энергетики Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1063/2011