г. Пермь
17 декабря 2008 г. |
Дело N А50-12999/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Глотовой Г.И.
судей Карповой Т.Е., Усцова Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шилонцевой В.А.
при участии:
от заявителя - предпринимателя Ляндаева Вячеслава Аркадьевича - Оглезнева С.А., доверенность от 08.07.2008 года, паспорт
от заинтересованного лица - Департамента земельных отношений администрации города Перми - Новиков М.М., доверенность от 04.05.2008 года, удостоверение
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27 октября 2008 года
по делу N А50-12999/2008,
принятое судьей Пескиной Н.А.
по заявлению предпринимателя Ляндаева Вячеслава Аркадьевича
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании условия о выкупе земельного участка по рыночной стоимости неправомерным, возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок по выкупной цене, не превышающей 2,5 % от кадастровой стоимости,
установил:
Предприниматель Ляндаев Вячеслав Аркадьевич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании условия Департамента земельных отношений администрации города Перми о выкупе по рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:2018032:0025, площадью 22 016 кв.м, по ул.Спешилова, 125 в Ленинском районе г.Перми, неправомерным; обязании Департамента земельных отношений администрации города Перми предоставить в собственность заявителю данный участок по выкупной цене, не превышающей 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка (с учетом уточнения заявления, л.д.39)
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27 октября 2008 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным, несоответствующим п.1 и п.3 ст.36 ЗК РФ условие Департамента земельных отношений администрации города Перми о выкупе по рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:2018032:0025, площадью 22 016 кв.м, по ул.Спешилова, 125 в Ленинском районе г.Перми. Департамент земельных отношений администрации города Перми обязан предоставить в собственность предпринимателя Ляндаева В.А. указанный земельный участок; направить проект договора купли-продажи земельного участка заявителю в двухнедельный срок с момента вынесения решения.
Заинтересованное лицо с решением суда не согласно, просит его отменить. Полагает, что суд первой инстанции неверно истолковал ст.36 ЗК РФ и сделал неправильный вывод о том, что собственник объекта незавершенного строительства вправе приобрести расположенный под этим объектом земельный участок в собственность по основанию и в порядке, предусмотренном ст.36 ЗК РФ. Кроме того, полагает, что суд при определении выкупной цены неправомерно применил п.1 ст.2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что объекты недвижимости, зарегистрированные на праве собственности за заявителем, были отчуждены из государственной или муниципальной собственности либо возведены на таких земельных участках.
Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласен. Считает, что решение суда законно и обоснованно, указывает, что ответчик не учел, что земельный участок является неделимым, большинство объектов недвижимости на нем завершены строительством.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 04.05.2007 года, 31.08.2007 года, 28.09.2007 года предприниматель Ляндаев В.А. является собственником объектов недвижимости, в том числе: здания бани, диспетчерской, шиномонтажа, станции технического обслуживания, а также незавершенные строительством здания станций технического обслуживания (л.д.14-19). Объекты расположены по адресу: г.Пермь, Ленинский район, ул.Спешилова, д.125.
Приказом Департамента земельных отношений администрации города Перми N 1275-з от 04.08.2008 года прекращено право аренды земельного участка предпринимателя Ляндаева В.А., общей площадью 22 016 кв.м, с кадастровым номером 59:01:2018032:0025, расположенного под объектами недвижимости по адресу: г.Пермь, Ленинский район, ул.Спешилова, 125, предоставленное ему на основании договора аренды N 015-06Л от 12.07.2006 года.
Указанный земельный участок предоставлен заявителю в собственность за плату (л.д.12).
На обращение заявителя с заявлением об определении выкупной стоимости спорного земельного участка Департамент земельных отношений администрации города Перми письмом от 15 августа 2008 года сообщил заявителю о возможности выкупа земельного участка только по рыночной стоимости в связи с тем, что на земельном участке имеются объекты недвижимости, незавершенные строительством (л.д.13).
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий государственного органа, органа местного самоуправления является наличие одновременно двух условий: несоответствие этих актов, действий закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми актами, действиями прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу ч.1 ст.36 ЗК РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
При наличии зарегистрированного права собственности на объект незавершенного строительства, являющийся в этом случае объектом недвижимого имущества, участвующим в обороте, не имеется оснований для ограничительного толкования п. 1 ст. 36 ЗК РФ и анализа соответствия объекта незавершенного строительства понятиям здания, строения, сооружения исходя из строительных или иных норм и правил, носящих технический характер (п.7 Рекомендаций научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа).
Собственник объекта незавершенного строительства, зарегистрировавший свое право в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вправе приобрести расположенный под этим объектом земельный участок в собственность или в аренду по основанию и в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, судом правомерно признан несостоятельным довод заинтересованного лица о том, что заявитель - собственник объектов незавершенного строительства не вправе приобрести расположенный под этими объектами земельный участок в собственность по основанию и в порядке ст.36 ЗК РФ.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 22.07.2008 года) определяется субъектный состав лиц, которым до 1 января 2010 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К таким лицам относятся:
- коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении вышеуказанными лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек;
- 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Согласно п.2 ст.2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 января 2010 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Из материалов дела следует, что принадлежащие заявителю объекты недвижимости, были возведены им самим и введены в эксплуатацию 03.02.2006 года.
Таким образом, заявитель не может быть отнесен к категории собственников, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, в силу п. 1 ст.2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку здания на спорном земельном участке возведены им самим, а не приобретены им в порядке приватизации муниципального имущества и отсутствуют доказательства наличия на испрашиваемом земельном участке разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений.
При таких обстоятельствах, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Решение суда подлежит отмене в силу п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
В силу ст.110 АПК РФ госпошлина по иску и апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 октября 2008 года по делу N А50-12999/2008 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Ляндаева Вячеслава Аркадьевича, 17.08.1962 г.р., ИНН 590808276593, в пользу Департамента земельных отношений администрации города Перми госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Г.И. Глотова |
Судьи |
Т.Е.Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12999/2008-Г24
Заявитель: Ляндаев Вячеслав Аркадьевич
Ответчик: Департамент земельных отношений Администрации г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9383/08